консультации для родителей
консультация на тему

Иванова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

«ЛЕГО – нужная игра!»

Самая известная в мире игрушка, мечта многих маленьких мальчиков и девочек — конструктор LEGO появилась в Дании, королевстве детских сказок, на родине Ганса-Христиана Андерсена.

LEGO – самый узнаваемый бренд в мире игрушек, был создан в 1932-м году Оле Кирком Кристиансеном столяром из небольшого городка Билунд в Дании. Название компания получила в 1934-м году от словосочетания «LEgGОdt» — «играть хорошо» на датском.

Много лет назад конструкторы ЛЕГО прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас, пожалуй, нет ни одного ребенка или взрослого, который бы не знал, что это такое. Из ЛЕГО можно собирать улицы, фермы, полицейские участки и даже целые города. Найти такой конструктор легко в любом магазине, в отделе «Детские товары» или же в интернете.

ЛЕГО, как и любые развивающие игрушки для детей, в первую очередь учит их внимательности и усидчивости. Ребенок с самого раннего возраста начинает понимать, что для создания чего бы то ни было нужно приложить усилия, учится мыслить и быть наблюдательным. ЛЕГО развивает фантазию, ведь даже не самый большой конструктор состоит из сотни маленьких деталей, которые можно по-разному скомпоновать. Это замечательная игра, для развития усидчивости ребёнка.

С помощью конструкторов ЛЕГО ребенок учится создавать что-то новое, оригинальное, мыслить нестандартно, становится более самостоятельным и ответственным, ведь если у него что-то не получается, конструктор приходится разбирать и снова собирать самому, исправляя свои ошибки. Ну, и, конечно же, сборка любого конструктора развивает мелкую моторику рук и мышление ребёнка.

ЛЕГО - это игра, в которой найдёт себя каждый ребёнок. Игры с ЛЕГО конструктором даёт возможность раскрыть познавательный потенциал каждому ребёнку, а также формировать сенсорное восприятие, элементарные математические представления, ориентироваться в пространстве, развивать речь, взаимодействовать друг с другом, формировать доброжелательное отношение друг другу, действовать по замыслу, или, наоборот, проявить творчество и фантазию.

ЛЕГО - это мир сказочных, увлекательных открытий, нестандарность (креативность) мысли. Важно предложить детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решение, пробовать, изобретать. А если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать, а значит – мыслить, и становится привлекательной, позволяет открывать в самом себе новые возможности.

Опыт работы и наблюдения показали, что с конструктором ЛЕГО любят играть не только дети, но и взрослые. Возрастной диапазон конструкторов ЛЕГО от 6 мес-16лет. В процессе семейной игры в ЛЕГО формируются тёплые, доброжелательные отношения, что немаловажно для  формирования и развития детской психики.

Играйте в ЛЕГО! Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»

В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести:

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.



Предварительный просмотр:

Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка.

Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные и практические действия, которые дети должны освоить. Крупская Н.К.считала, что «игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементовиз строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. К техническому типу относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков. В техническом конструировании – дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов.  

К художественному типу относится конструирование из бумаги и природного материала. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Например, «весёлый клоун», «прекрасный принц».

Создание конструкций из бросового материала может носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от той цели, которую ставит перед собой сам ребёнок, либо взрослый перед ним.

Конструирование – это деятельность, которая отвечает интересам и потребностям дошкольников, учитывает психологические особенности ребёнка дошкольного возраста (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления).

Наиболее доступным для детей является конструирование из строительного материала. Детали строительных наборов из дерева представляют собой правильные геометрические тела. Это даёт детям возможность получить конструкцию предмета, передавая пропорции частей и симметричное их расположение.

Заниматься с ребёнком конструированием  необходимо, т.к.:

  • ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя его познавательную деятельность; создаёт основу для развития фантазии и воображения;
  • развивает мелкую моторику рук и глазомер, учит соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза;
  • конструирование способствует знакомству с сенсорными признаками предметов (цветом, формой, величиной) и помогает научиться оперировать ими;
  • оперирование с деталями конструктора позволяет формировать и совершенствовать определённые типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое соизмерение и зрительное соотнесение;
  • на основе практических действий с конструктором осуществляется развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  • строительные игры, которые несут практическую, проблемную направленность активизируют детей, способствуют переносу освоенных умений  на другие ситуации;
  • благодаря созданию материальных конструкций абстрактные понятия (как величина) могут быть представлены детям в доступной им конкретно-чувственной форме;
  • конструирование способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных соотношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко.  В процессе конструирования дети усваивают  правильное употребление относительных понятий: большой – маленький,  длинный – короткий, высокий – низкий,  широкий – узкий. Также они  упражняются в точном словесном указании направления (над – под, сзади – спереди, вправо – влево и т.д.).



Предварительный просмотр:

«Значение оригами для всестороннего развития ребенка»

Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К  этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость.

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовка ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ — искусство, близкое ему и доступное.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами способами действия с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен заполнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотношения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует  культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.  Только совместными усилиями мы можем добиться хороших успехов.



Предварительный просмотр:

"Квиллинг и его значение в развитии ребенка

старшего дошкольного возраста"

C:\Users\витёк\Downloads\наталька\портфолио\IMG_4655.jpg

Бумажная филигрань или Квиллинг – искусство украшения витиеватыми кружками бумаги предметов интерьера и одежды – насчитывает приблизительно 500 лет. Видимо, первоначально бумажная филигрань была имитацией и одновременно альтернативой традиционной филиграни из золотой и серебряной проволоки и украшала предметы религиозного характера. Затем это тонкое искусство вошло в светскую жизнь. Повсеместное распространение бумаги и ее удешевление (конец VIII – начало XIX в.) привело к росту декоративных ремесел, особенно в Англии. Женщины из высшего общества и среднего класса стали прекрасными мастерицами бумажной филиграни. В журналах того времени публиковались описания техники и модели квиллинга. Из Англии это искусство распространилось по всему миру. Технология выполнения квиллинга очень простая. Узкие полоски бумаги сначала закручивают вокруг иглообразного инструмента (шила или тонкой спицы). Некогда для этой цели использовались даже птичьи перья. Затем закрученным катушкам придается нужная форма. Подготовленные детали монтируются в композицию. Сейчас этот вид творчества становится очень популярным в нашей стране. Изделия действительно напоминают филигрань, только вместо металлической проволоки используются тонкие полоски бумаги. Скрутив их в спираль и придав нужную форму, можно сделать изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно и даже объемные композиции.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. К сожалению, в настоящее время у многих детей мелкая моторика развита недостаточно. Изучение развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук показывает, что у многих детей они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, т.е. умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, потому что слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, так как это часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Техника квиллинг способствует развитию мелкой моторики обоих рук, так как во время работы в этой технике задействованы и левая и правая рука, что активизирует работу, как левого, так и правого полушария головного мозга. Работа в технике квиллинг требует тонких дифференцированных движений пальцами, способствует активизации координированной работы мелких мышц руки. Техника квиллинга удивительна: с ее помощью можно получить различные, не побоюсь этого слова, шедевры, напоминающие тонкую кружевную паутинку, за одну–две минуты из полос бумаги можно создать двух- и трехмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объемные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая один в другой, создают каскад фигур, листьев, цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажных полосок шириной несколько миллиметров, моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки, стержня, спицы) и создании при помощи полученных форм различных композиций, очень нравится детям. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности. Квиллинг помогает каждому ребенку развить в себе талант композиции, красивого сочетания цвета и формы. Работа в технике квиллинг напрямую обращена к формированию творческого начала. Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества, в том числе и в этом виде искусства.C:\Users\витёк\Downloads\наталька\портфолио\CRW_1178-1111.jpg



Предварительный просмотр:

«Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики»

Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию различных познавательных процессов: восприятия, представления, внимания, мышления, логики, памяти, пространственной ориентировки.

Конструирование из деталей настольного конструктора является хорошей тренировкой глаз, т. к. его детали бывают разного цвета, разной формы и разного размера.

Конструируя, ребёнок фантазирует. Он может сначала придумать то, что будет строить, а потом воплотить фантазию в реальность. Есть другой вариант: когда ребёнок фантазирует во время игры, придумывая на ходу следующие элементы строительства. Конструируя, ребёнок учится соотносить реальные предметы с элементами конструктора: например, он представляет себе, как можно построить стол (четыре ножки и столешница) и подбирает подходящие детали конструктора.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу – конструирование по готовой модели или по его схеме (ребёнок видит готовый образец и конструирует такую же модель).

При конструировании по условиям – образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик должен быть большим, а столик, который будет стоять в этом домике - маленьким).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребёнок сам создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Мотивом для создания сооружений из элементов конструктора является сюжет игры. Поэтому ребёнок, соорудив постройки, использует их для игры: заселяет в домик кукол и мишек, сажает на диванчик или стульчик зайчика. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.

Ребёнок, совершая действия с деталями конструктора, многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получается результат. И чем больше ребёнок совершает пробующих действий, тем быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и обходиться без постоянных предварительных примеривающих действий, находит новые приёмы для достижения результата.

Таким образом, развивая у ребёнка интерес к конструированию, мы учим его не механическим способам действий, а осознанным, стимулируем поиск новых способов решения конструкторских задач.



Предварительный просмотр:

«Конструирование один из видов ИЗО деятельности детей дошкольного возраста »

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста. Игнорирование или формальный подход к решению этой проблемы в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.

Развивая творческие способности в процессе конструирования из бумаги, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребёнок познает основы графической грамоты, учится производить разметку и измерение, пользуется чертежами, эскизами, техническими рисунками. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления о множестве разновидностей бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, санитарная и т.д.).

С помощью такой работы, доступной ребенку-дошкольнику, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка, если ее переделать по другому, добавить новые элементы оформления, изменить размеры, применить другой материал и т.д.

Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. Он старается сделать свою поделку красивой, прочной, аккуратной, выразительной. При этом развиваются его творческие умения, фантазия, художественный вкус. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. Ребенок приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное, при этом сам активно стремится к созиданию.

Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что дошкольник в творческом труде обнаруживает высокую заинтересованность и сознательное стремление научиться, то заниматься этим видом деятельности ребенку, как говорят в народе: «Сам бог велел».

Взрослые должны не только передать ребенку определенные знания и сформировать ручные умения, но и научить его учиться, максимально используя собственную познавательную активность, способность к самообучению; умение организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.

И воспитателям и родителям следует проявлять терпение, разъяснять непонятное, давать советы, своевременно хвалить, а порой и активно помогать ребенку в работе. А главное - радоваться каждому успеху малыша, поддерживать его убежденность в том, что у него все хорошо получается, что он скоро научится мастерить лучше, что его творческие способности растут и развиваются  в процессе конструирования из бумаги.

Цель – развитие умений детей творчески применять навыки и знания, полученные на занятиях по конструированию из бумаги, формирование общественных мотивов, воспитание инициативы, творческого подхода к делу. Исходя из цели можно сформулироватьследующие задачи:

  • научить детей работе с бумагой, особенностям использования ее при конструировании, о способах крепления с другими материалами;
  • дать представления о свойствах этого материала и его особенностях;
  • заинтересовать детей данным видом деятельности, вызвать желание заняться этой работой в свободное время;
  • создать ближайшую перспективу, раскрывая, где, когда и какие вещи можно сделать из бумаги.

Кроме того, шестой-седьмой год жизни - время подготовки руки ребенка к письму. Для решения этой задачи необходимы соответствующая коррекция умения ребенка ориентироваться в пространственных отношениях и развитие мелкой моторики руки. Для осуществления этой задачи, особое значение я придавала такому виду деятельности, который позволяет совершать двигательные упражнения кистями рук, а именно: творческое конструирование из бумаги. Главными требованиями к организации этого вида занятий являются: положительное эмоциональное отношение к ним ребенка и индивидуализация занятий в соответствии с его интересами и склонностями.

Часто бытует неверное мнение, что для детей художественное конструирование  из бумаги – это игра, забава. Однако без применения трудового усилия, целенаправленных действий, умения доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности, ребенок не может получить изображение, которое доставило бы ему радость и понравилось окружающим.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.

Для того чтобы дошкольники чувствовали себя более раскрепощенными, свободно мыслили на занятиях по конструированию, более плодотворно и результативно были изготовлены их самостоятельные работы, необходимо создать условия для конструктивной деятельности детей, и прежде всего предметно-развивающую среду. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса – ребенком и взрослым, ребенком и ребенком.

Опираясь на принципы построения предметно – развивающей среды, в группе создано все необходимое для творческой деятельности детей. Специально отведен уголок для работы с бумагой.

Создание такого уголка просто необходимо для развития творческих способностей у детей. Подталкивая их к самостоятельности, расширяется и предметно-пространственная среда группы. Дети, получая знания, применяют их и в собственной жизни, проводят опыты под моим наблюдением, интегрированные занятия вызывают более высокую заинтересованность детей.

Руководствуясь гуманистическими принципами, я работаю в режиме педагогической поддержки творческого развития ребенка, имею возможность для реализации принципа дифференциации и индивидуализации детей, принципа вариативности, что помогает детям в процессе обучения менять род своей деятельности от познавательных процессов до творческой самореализации.

Не принуждая прямо воспитанников к деятельности, использую приемы, способствующие к проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу.

Определенные действия, «провоцирующие к творческой деятельности»:

  • «забываю» как складывается бумажная игрушка;
  • «ошибаюсь» при составлении силуэта из набора геометрических фигур;
  • «сомневаюсь», размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуясь с детьми.

В работе с дошколятами для усвоения материала можно использовать элементы игровой технологии Е.С. Кострюковой, где все условные обозначения в оригами имеют свои простые названия:

  • сторона квадрата – «сестра»,
  • угол – «брат»,
  • диагонали и сгибы – «дорожки» и «тропинки» и т.д.

Пояснения по ходу выполнения той или иной фигурки превращается в сказку. «Пошел один брат другому по дорожке, а младшие братики тоже захотели сходить…»

Придерживаюсь таких правил, поддерживающих творческое начало:

  1. Поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного «я»);
  2. Не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему;
  3. Уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением, т.к. мое мнение будет порождать страх сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться);
  4. Творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями;
  5. Не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка;
  6. Вносить разнообразие в занятия, использовать методические разработки, рекомендации, информационные материалы, составленные мною.

Польза конструирования из бумаги очевидна. Эта деятельность является одним из лучших средств развития творческих способностей, наблюдательности, памяти, мышления, воображения, развития мелкой моторики. А это, в свою очередь, способствует более высокому уровню подготовки детей к школе.



Предварительный просмотр:

E:\работа\картинки\фон для презентаций\731.gif

Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio - построение. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, деревянных деталей, природного материала..

По своему характеру оно более всего сходно и изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т. д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки: получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает название цветов и пр. Чем же конструирование привлекает ребенка? Прежде всего тем, что оно близко к играм и настоящей трудовой деятельности. В нем дети-дошкольники удовлетворяют свою потребность в игре; в нем находит отражение стремление ребенка действовать как взрослый, быть на него похожим.f74ee06e1a98

        Проследим, что должны уметь наши дети к концу учебного года:


E:\работа\картинки\фон для презентаций\731.gifE:\работа\картинки\фон для презентаций\731.gifE:\работа\картинки\фон для презентаций\731.gif

E:\работа\картинки\фон для презентаций\731.gif



Предварительный просмотр:

«Конструирование в детском саду»

Занятия по конструированию в детском саду начинают проводиться с раннего возраста, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует логическое мышление.

Материал для конструирования в детском саду

Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Занятия по конструированию в детском саду

Конструирование для самых маленьких начинается с освоения элементарных навыков: выложить из кирпичиков дорожку, построить башню из нескольких кубиков. Затем детей обучают комбинировать детали конструктора (соорудить стульчик, диван, используя кубики и кирпичики) и показывают различные способы использования уже знакомых деталей (из кирпичиков можно не только выложить дорожку, но и построить забор, установив их вертикально).

Следующий этап обучения конструированию в детском саду – строительство перекрытий, начиная от простенькой скамеечки или кровати и заканчивая строительством моста. В младшей группе, используя полученные навыки, дети, конструируют разнообразные домики. Причем задача постоянно усложняется за счет добавления деталей (окон, дверей, дымохода), которое достигается при помощи подстановки элементов конструктора (например, подставляем к стенке домика пластину, и получается дверь).

Занятия по конструированию, как и большинство занятий в детском саду, проводятся в игровой форме, то есть дети выполняют то, или иное задание не потому, что это интересно само по себе, а для реализации какого-то игрового момента. То есть малыши конструируют кроватку, чтобы потом положить на нее куклу, строят мост через речку, чтобы потом под мостом проплыл кораблик и т.д.

Другой важной составляющей занятий по конструированию является обучение ребенка мыслить самостоятельно и находить пути решения поставленных задач. После того как дети освоят тот или иной прием конструирования, им обязательно будет предложено выполнить самостоятельное задание. К примеру, если дети научились строить из кубиков башню, то на заключительном занятии по этой теме воспитатель сам построит такую башню и предложит детям соорудить башню повыше, чем та, что получилась у него.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.

«Конструирование из строительного материала»

Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании существуют правила, которых родители должны придерживаться.

  1. Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете быть уверены – любимым занятием малютки в дальнейшем станет не строительство «башенок» и прокладывание «дорожек», а примитивное выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в беспорядке кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.

  1. Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, например: «Поставь кубик на кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Теперь возьми еще кубик – вот так! ( Ребенок ставит.) Еще кубик!» При таком способе подачи малыш может возвести очень сложную постройку, но сделает он это чисто механически, без активного усвоения нужных умений и навыков. Результаты окажутся непрочными, и самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона – творческие способности – останется на примитивном уровне.

  1. Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих силах, боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними вы не только можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою ладонь на его ручку сверху) так, чтобы у малыша появилась уверенность в собственных силах.

  1. Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент называется «обыгрыванием». Например, построив домик, надо помочь малышу поставить в домик матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые «будут там жить». Но игрушку малыш получает только тогда, когда постройка сделана. Это побуждает малыша добиваться результата.

  1. Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.

  1. При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность предполагает нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный переход от простого к сложному.

Вывод.

Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать:

  • мелкую моторику;
  • пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга;
  • воображение;
  • творческие способности;
  • узнать много нового;
  • совершенствовать элементарные технические умения;
  • активизировать словарь.

«Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка»

Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка.

Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные и практические действия, которые дети должны освоить. Крупская Н. К. считала, что «игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. К техническому типу относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы) ; конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков. В техническом конструировании – дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов.

К художественному типу относится конструирование из бумаги и природного материала. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Например, «весёлый клоун», «прекрасный принц».

Создание конструкций из бросового материала может носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от той цели, которую ставит перед собой сам ребёнок, либо взрослый перед ним.

Конструирование – это деятельность, которая отвечает интересам и потребностям дошкольников, учитывает психологические особенности ребёнка дошкольного возраста (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления) .

Наиболее доступным для детей является конструирование из строительного материала. Детали строительных наборов из дерева представляют собой правильные геометрические тела. Это даёт детям возможность получить конструкцию предмета, передавая пропорции частей и симметричное их расположение.

Заниматься с ребёнком конструированием необходимо, так как :

  • ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя его познавательную деятельность; создаёт основу для развития фантазии и воображения;
  • создаёт основу для развития фантазии и воображения;
  • развивает мелкую моторику рук и глазомер, учит соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза;
  • конструирование способствует знакомству с сенсорными признаками предметов (цветом, формой, величиной) и помогает научиться оперировать ими;
  • оперирование с деталями конструктора позволяет формировать и совершенствовать определённые типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое соизмерение и зрительное соотнесение;
  • на основе практических действий с конструктором осуществляется развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  • строительные игры, которые несут практическую, проблемную направленность активизируют детей, способствуют переносу освоенных умений на другие ситуации;
  • благодаря созданию материальных конструкций абстрактные понятия (как величина) могут быть представлены детям в доступной им конкретно-чувственной форме;
  • конструирование способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных соотношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко. В процессе конструирования дети усваивают правильное употребление относительных понятий: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий. Также они упражняются в точном словесном указании направления (над – под, сзади – спереди, вправо – влево и т. д.) .

Памятка для родителей

«Что такое легоконструирование?»

Дети с помощью занятий Лего – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки  предметов и явлений, обобщают их по признакам.

Работа детей с конструкторами LEGO в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Главной задачей лего - конструирования является процесс, в ходе которого дети учатсяподбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их. Эта деятельность осуществляется в пространстве образовательной области «Познание».

Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых навыков, поэтому лего - конструирование интегрируется с областью образования «Коммуникация»: беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагогов, и, естественно, сами их задают.

Это развиваеткоммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.

Перед началом конструктивной деятельности дети обсуждают, что именно они будут моделировать, каково назначение той или иной конструкции, помогает ли она человеку в решении тех или иных задач. Так у детей развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые для взаимодействия с другими детьми.

В лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.

Дети стремятся соблюдать технику безопасности. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам. Эти навыки способствуют развитию областей образования «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в лего - конструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.

Как правильно выбирать детский конструктор?

В конструкторы могут играть и мальчики, и девочки. Эта игра позволяет развить мелкую моторику и ловкость рук.

  1. При выборе конструктора ориентируйтесь на возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем мельче будут детали.
  2. У пластмассовых конструкторов проверьте качество швов и гладкость поверхности – она должна быть без заусенцев (за исключением тех специальных конструкторов, которые имеют шершавую поверхность, предназначенную для развития тактильных ощущений у детей).
  3. Понюхайте конструктор. Он не должен иметь резкого неприятного запаха.
  4. Попробуйте соединить детали конструктора между собой, проверяя, легко ли они скрепляются, насколько устойчивым получается строение. Справится ли с этой задачей Ваш малыш? Не слишком ли сложной покажется ему задача?  Имейте в виду, что, указывая на маркировке, на какой возраст рассчитана игрушка, производители иногда занижают сложность своих конструкторов.
  5. Проверьте конструктор на количество деталей. Если их очень мало, и они ограничивают возможности малыша – рассчитаны на две-три постройки, то такой конструктор быстро надоест. В связи с этим покупайте или несколько конструкторов, детали которых подходят друг к другу, либо большой набор.
  6. Обратите внимание на цвет деталей конструктора. Готовые сооружения не должны получаться излишне пестрыми. Это может оказать негативное влияние на психику ребенка, стать причиной приступов агрессии
  7. Несмотря на наличие картинок, ребёнок может не разобраться с конструктором самостоятельно - поэтому первое время поиграйте вместе с ним.

Конструктор Лего: как играть, что выбрать?

Игрушки, игрушки, игрушки….319

Самое естественное время препровождение ребенка – это игра: погремушки, куколки, машинки, но, в какой-то момент, на горизонте появляются завораживающие LEGO-конструкторы и их аналоги, которые раскрывают перед ребенком новые горизонты для творчества и конструирования. Обучая малыша комбинировать детали, мы, тем самым, развиваем  его способности: умственные, физические и психологические, а также даем ему возможность погрузиться в увлекательное приключение, не выходя из своей комнаты. Конструкторы Лего – это универсальные игрушки, и они никогда не наскучатмалышу, так как имеют в своем арсенале огромноеколичество видов и модификаций, а также целые серии, посвященные любимым героям или мультфильмам.

Как же правильно собирать LEGO-конструкторы? С чего и как начать? В каком возрасте можно предложить такую игру ребенку?

Для малышей, начиная примерно 6-7 месячного возраста и до 2-3 лет, из всего разнообразия конструкторов Лего наиболее подходящими являютсясерии «Baby» и «Duplo». Элементы ЛегоБеби в восемь раз крупнее стандартных размеров частей конструктора, их удобно держать маленьким ручкам,  и их яркие детали привлекают внимание ребенка. Они довольно легко складываются в блоки. Конструкторпомогает малышам осваивать самые простые навыки, такие как цвет, форма, размер, развивает мелкую моторику и ловкость рук.     Познакомить малыша с конструктором можно и в более юном возрасте – 3-5-месячные карапузы с удовольствием рассматриваютяркие детали и фигурки, держат их в ручках, перекладывают с ладошки на ладошку. Можно не только показывать детали карапузам, но и постучать ими о стол, малыша заинтересует исходящий звук. Сфигурками можно разыграть небольшую сценку согласно возрасту ребенка. Можно самостоятельно складывать детали, комментируя при этом все свои действия. Лего Дупло включает в себя чуть более сложные конструкции, такие как пирамидки, кубики, животные, фигурки персонажей (например, тематические наборы – Лего-поезд, Лего-зоопарк,Лего-больница и т.п.).  Родители, особенно на начальных этапах освоения «конструкторского дела», должны присоединяться к играм малышей и показывать, как правильно стыковать детали, чтобы из них получался домик или необходимая фигурка.

Модификации Лего Дупло дадут возможность ребенку собрать огромное количество увлекательных игрушек. Одной из многочисленных особенностей этих конструкторов, является то, что они могут «расти» вместе с ребенком, расширяя его кругозор, развивая моторику, пространственное и структурированное мышление, коммуникабельность и творческий подход к «решению» поставленных задач. DSCN4698

Как играть в Лего (для малышей)

  1. Собиратьпростейшие фигуры.
  2. Изучать цвет, форму, размер.
  3. Например, собрать башенку только из синих деталей, собрать заборчик, чередуя красный и желтый.
  4. Инсценировать сказку с деталями от Лего.
  5. Провести тематическую игру, согласно выбранному конструктору и его комплектации.  
  6. Можно учить ребенка обрисовывать детали.
  7. Узнавать фигурки на ощупь, пробуя их пальчиками  в мешочке (человечек, котик, лошадка, машинка).

Следующей версией конструктора для детей в возрасте от 3 до 5-6 лет станут разнообразные наборы с более мелкими деталями. Теперь можно проехаться на Лего-машине по целому Лего-городу, тушить пожар на собранном из Лего пожарном автомобиле или же совершать перелеты на самолете. Можно проявить фантазию и построить какую-нибудь невероятную конструкцию, используя при этом не только детали из одного набора, но и приобретенные ранее (части Лего из наборов совместимы друг с другом). В Лего-конструировании используются не только тематические наборы, но и комплекты базовых деталей. Каждый из тематических наборов включает в себя и довольно простую рекомендованную схему сборки, в которой подробно и с картинками описан весь процесс комбинации деталей, и в этом возрасте родители уже могут начать обучать ребенка компоновать элементы «по чертежам».

Как собирать Лего по инструкции?

  1. Рассмотрите внимательно рисунок вместе с ребенком.
  2. Выберите детали для первого шага. Здесь пригодится умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  3. Следуя подсказкам на рисунках, соберите первую деталь будущей игрушки. Продолжайте дальше, не оставляя первое время ребенка одного – подсказывайте, направляйте в правильное русло рассуждения.
  4. Освоив принцип сборки простых фигурок и игрушек, можно приступать к более сложным конструкциям.

Детей в возрасте 5-6 лет и старше, безусловно, увлечет лего-конструирование. Для этих целей можно приобретать наборы из различных серий, в зависимости от предпочтений ребенка (Тачки, Бетмен, Бен 10, Агенты, Атлантида, Гарри Поттер, Фабрика Героев, Город, Замок, CREATOR и др.) Помимо знакомых уже ребенку деталей, в отдельных наборах присутствуют и более сложные конструкции, основанные на разнообразных интеллектуальных механизмах. С помощью такого набора Лего можно, например, собрать робота, который при помощи датчиков будет реагировать на свет, прикосновение, температуру, громкий звук и т.п. Можно соорудить машинку на радиоуправлении. DSCN4707

А овладев навыками компьютерного программирования, ребенок сможет «научить» свою модель выполнять простые действия: что-нибудь складывать (например, небольшие мячики в корзинку), ходить по заданному маршруту, подниматься по лестнице и многое другое. Моделирование построек по схемам – весьма увлекательный процесс, и различается по уровню сложности, а достижение финального результата порадует ребенка и научит идти к поставленной цели. 

Но никогда при этом не стоит взрослымнастаивать на том, чтобы дети собирали конструкции именно по прилагаемой к набору инструкции, пусть у них развивается мышление, проявляется фантазия и импровизация.

В любом случае, ребенок проводит время, играя и обучаясь с удовольствием, а похвалы родителей прибавляют еще и ощущение гордости за достижение поставленной задачи. Экспериментируйте вместе с детьми, отходите от шаблонов, лишь тогда игра будет полноценной и интересной!



Предварительный просмотр:

"ОРГАНИЗАЦИЯ РУЧНОГО ТРУДА В СЕМЬЕ"

Цель трудового воспитания определена четко: "привитие любви к труду и уважение к людям труда". Несомненно, что этот процесс должен начинаться в детском саду, первом звене системы народного образования. В.А.Сухомлинский говорил: "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок". Это нужно помнить и воспитателям и родителям. Ручной труд при правильной организации таит в себе огромные возможности для подготовки ребенка к школе. В процессе ручного труда ребенок знакомится со свойствами материала, учится действовать с ним в зависимости от свойств и назначения. В работе с различными инструментами укрепляется мелкая мускулатура руки, что подготавливает руку ребенка к письму.

Ручной труд всегда заканчивается значимым результатом, а чтобы его достичь, нужно преодолеть определенные трудности. Следовательно, ручной труд  можно использовать для воспитания нравственно-волевых качеств, необходимых для начала школьного обучения, требующего большой целенаправленной работы, усидчивости, настойчивости, самостоятельности. Эта деятельность развивает и эстетические чувства детей. Ручной труд  доступен, интересен детям и значим для их всестороннего развития. Родители согласны с тем, что ручной труд развивает детей всесторонне, воспитывает умение доводить начатое дело до конца, добиваться намеченной цели. Вместе с тем во многих семьях ручному труду практически уделяется недостаточно внимания, часто он сводится к помощи в хозяйственно-бытовом труде. Ручной же труд организуется редко или совсем не организуется даже в тех семьях, где взрослые хорошо вяжут, шьют, изготавливают предметы из дерева.

Родители должны с пониманием отнестись к организации ручного труда, вовремя поддержать положительные интересы детей, давая советы и оказывая своевременную помощь. Важно создать условия для регулярного ручного труда. Для этого в семье всегда должен быть материал, простейшие инструменты для работы. Обучение детей необходимо начинать с самого простого, а затем постепенно усложнять задания.

Самое доступное для дошкольников - ремонт книг. Поэтому родители время от времени должны вместе с малышами просматривать книги, отбирать нуждающиеся в ремонте, обсуждать, что надо взять, какую бумагу, как аккуратно отрезать полоски, приклеивать их к книге или использовать для ремонта другой подходящий материал. Это будет способствовать воспитанию у детей бережного отношения к книге.

Положительное влияние  оказывает и пример родителей при совместных занятиях взрослых и детей ручным трудом. Очень важен контроль со стороны взрослых за работой детей.

Бумага -  самый доступный и близкий детям материал, который есть в каждом доме, а обработка не доставляет никаких трудностей.



Предварительный просмотр:

От скуки на все руки

Часто приходится слышать жалобы родителей: «Ну что нам с ним делать? Нет никакого сладу. В детском саду ведет себя хорошо, слушается, охотно помогает воспитателю. Домой приходит – на голове ходит, грубит, игрушки разбрасывает, играть в них не хочет». В чем причина этого?

День ребенка в детском саду заполнен интересными делами, неожиданными событиями, увлекательными играми, прогулками. А дома? Все заняты. Мама по хозяйству хлопочет, папа газету читает или телепередачу смотрит, брат и сестра уроки готовят. От взрослых ребенок постоянно слышит: «Иди, не мешай, займись чем-нибудь!» Чем? Ребенок начинает томиться, капризничать, сам себя он не может занять.

Среди перегруженности повседневными делами очень важно хотя бы несколько минут выкроить для общения с детьми или внуками. Время желательно распределить так, чтобы его хватило и для домашних дел, и для более продолжительной прогулки, и для просмотра детской телепередачи с последующим обсуждением ее, и для занятия любимым делом, если у ребенка оно есть, а если нет – надо помочь найти его. Малыш с интересом прислушивается и присматривается к взрослому, к окружающему его миру, делает открытия для себя. И важно в этот момент стать настоящим другом ребенку, научить его использовать свободное время, чтобы он почувствовал необходимость своего труда, занятия, игр. Для игр нужны игрушки. Совсем не обязательно дорогостоящие, магазинные. Игрушки можно сделать своими руками.

На что следует обратить внимание, занимаясь с детьми дома?

Во–первых, на самостоятельность – сам придумал, склеил, построил. В то же время не следует отказывать малышу в помощи, когда он встречается с какими – то трудностями.

Во-вторых, чтобы он бережно хранил свои поделки. Важно не упускать случая, чтобы подтолкнуть фантазию, воображение ребенка. Например, малыш перебирает вместе с вами рис, фасоль. По окончании работы предложите сыну или дочери выложить из них «дорожку», «цветочек» или другие формы, предметы. Выпил компот, съел варенье - остались косточки; соберите их, подвигайте по столу, чтобы что-то получилось.

Хороши для рассматривания воздушные рисовые хлопья. Их форма может напомнить кого-то или что-то. Вдруг узнаете червячка или птенчика и т.п. Попробуйте изготовить самоделку с детьми, учитывая их возможности и способности. Дети должны почувствовать, что самоделка приносит и доставляет радость и взрослому.

Мало увлечь детей, вызвать интерес. Не менее важно научить дисциплине труда – доводить начатое дело до конца, даже если интерес уже потерян. Надо помнить, что в жизни приходится часто выполнять неинтересную работу. Девизом должна стать пословица: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

Детская поделка, конечно, не так совершенна, как сделанная взрослым, но зато она дает ребенку возможность приобщиться к творчеству, пережить радость созидания.



Предварительный просмотр:

Страничка для родителей

«ПОДЕЛКИ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА»

«Что Вы должны знать,

начиная работу над поделками из природного материала»

  • Для работы можно использовать только сухие и чистые детали - все, что со временем не потеряет своей формы и цвета. Если Вы возьмёте для работы зелёную шишку, то очень скоро она станет темно-бурой и, возможно, усохнет. А чистая и сухая шишка останется такой же на долгие годы, в течение которых будет продолжать Вас радовать.
  • В природе все неповторимо. Даже шишки с одного дерева разные. Если у Вас есть несколько одинаковых по размеру и форме деталей, все равно, попробуйте для работы каждую из них. Приложите, оцените. Обязательно только одна будет самой подходящей.
  • Мелкие детали (глазки, носик, усы и другие) Вы можете делать, как Вам нравится. Но! Именно они придают работе неповторимое очарование, делают её живой. Будьте особенно аккуратны и терпеливы с мелкими деталями!
  • Для закрепления деталей можно использовать клей или пластилин. Для работ годится клей, который тянется (например, прозрачный "Момент"). Наносить его можно, используя деревянную зубочистку или спичку. Если Вы будете использовать пластилин, постарайтесь, чтобы пластилина было мало, и чтобы он был не очень заметен, по возможности был такого же цвета, как соединяемые детали.
  • Ваши работы - это не копия живого мира. Это - волшебный мир сказки и фантазии. То, что Вы делаете, должно быть узнаваемо. Для этого не нужно усложнять работу деталями. Меньше деталей, больше фантазии!
  • О том, что на сосне и ёлке растут шишки и иголки, знают все. А Вы знаете, на каком дереве с обычными листьями тоже растут шишки? Это дерево - ольха. Ольху можно встретить везде, но чаще всего около воды. Ольховые шишечки, хотя и маленькие, очень симпатичные. Они падают с веток гроздьями, и их легко найти. Собирать их можно в любое время года, а зимой на снегу они особенно заметны.
  • В лесу Вы можете найти грибок-трутовичок. Он растёт на стволах деревьев, на пеньках. Этот гриб не едят. Если он будет не очень велик и сумеет Вам понравиться, срежьте его ножом и возьмите с собой. Когда он немножко полежит и станет сухим. Вы сможете использовать его для своих работ, например, для сегодняшней поделки.
  • Дуб подарит Вам шляпки жёлудя. Берите только сухие и целые. Пригодятся и большие, и маленькие, и с "хвостиками", и без них. Жёлуди созревают к осени, но шляпки можно найти и весной. Они обычно сохраняются под прошлогодними листьям.

Лучшее время для сбора материала на природные поделки - лето и осень. Не проходите мимо и обязательно возьмите для работы: листья и цветы, из них можно сделать красивые поделки, хорошие поделки получаются из желудей с чашечками, шишек, орехов, подойдут для поделок и бобы, фасоль, горох, фрукты, овощи, веточки, можно делать природные поделки из морских и речных ракушек, семян - крылатки и многого другого.

При изготовлении поделок используются и дополнительные материалы: бумага, картон, пластилин, проволока и т.д..

«Подготовка материала»

  • Шишки подберём на влажной почве, чтобы не пересохли и дольше сохраняли форму.
  • Хвою соберём зелёную, возьмём лежащие на земле еловые и сосновые веточки.
  • Листья соберём, когда они приобретут красивый цвет, и высушим их в старых журналах или прогладим утюгом.
  • Лесные и грецкие орехи, жёлуди и каштаны запасём только зрелые, на особо твёрдой скорлупе сразу же проколем отверстия.
  • Семена разных растений - крылатки клёна и ясеня, арбуза, тыквы, дыни, подсолнуха, косточки фруктов - промоем, высушим и рассортируем по картонным коробочкам.
  • Заготовим отдельные части плодов и семян - чешую шишек, кожуру апельсина и лимона, корку арбуза, шелуху лука.
  • Ягоды шиповника, рябины, бузины будем использовать для поделок свежими, поэтому запасём немного. Оставшиеся ягоды высушим для мелких деталей - глазок и узоров.
  • Камешки, раковины, палочки, перья и пух промоем, высушим и при желании покрасим.
  • Для поделок из веток подойдет - липа, осина, тополь, ольха — деревья мягких пород. Мягкая древесина легка в обработке. Ее легко пилить, строгать и резать. Поэтому ветки этих деревьев — хороший поделочный материал.
  • Выберем ветки, на которых много ответвлений, отростков и изгибов. В них легко увидеть образ какого-нибудь фантастического существа.
  • Лучше всего собирать ветки в местах сезонной обрезки деревьев или в лесу. Собранные ветки очистите от коры и аккуратно удалите отростки.

А дома все богатства просушим, разложим по виду и размеру и будем хранить в «дышащих» ёмкостях - картонных коробках, бумажных пакетах, деревянных ящиках или в одном ящике с ячейками, чтобы было удобнее рассматривать и выбирать.

«Как развивать общение с природным материалом»

Природный материал очаровывает, обогащает, наполняет реальными чувствами и представлениями. И всё это - благодаря причудливой окраске цветов и листьев, манящей спелости ягод, таинственному блеску соломки, космической форме камешков, смоляному запаху шишек. Деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность - то, что образно называют «глазом художника». Природа как самый лучший художник воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. Исподволь знакомит с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!»

Действительно, если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле, а не растущие на дереве. Если понадобится берёзовая кора, то нужно найти поваленное дерево. Постепенно, шаг за шагом, ребёнок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на земле, проникается связью всего живого и неживого.

При работе с природным материалом у ребёнка развивается глазомер, аккуратность и, что очень важно, точная согласованность в работе глаз и рук (сенсомоторика). Настоящие инструменты - ножницы, игла, шило, напильник, плоскогубцы - становятся незаменимыми помощниками ребёнка, позволяют ему почувствовать себя взрослым и умелым.



Предварительный просмотр:

Родителям о конструкторе LEGO и LOGO

От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир.

Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми.

В детском саду такой способ обучения традиционно является одним из основных.

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяется учебные пособия «LEGO» и «LOGO». «LEGO» (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. Наборы «LEGO» имеют детали различных форм и размеров, что позволяет с легкостью их дифференцировать и создавать тематические композиции, развивать зрительное восприятие. С помощью игры с конструктором «LEGO» дети не только учатся, но и расслабляются.

Учебные пособия «LEGO» выполняют следующие основные функции в процессе их применения:

Образовательную функцию

  • Способствуют появлению новых знаний;
  • Стабилизируют способности и навыки, полученные на занятиях по другим предметам;
  • Дополняют запас знаний и навыков специальными знаниями и сведениями, которые могут пригодиться в будущей профессии;
  • Стимулируют фантазию, творческую инициативу;
  • Способствуют значительному улучшению мелкой моторики и ловкости;
  • Улучшают способность самостоятельных умозаключений.

Объединяющую функцию

  • Способствуют закреплению в памяти материальных образов;
  • Помогают укреплению принципов дисциплины и порядка;
  • Приближают образ функционирования общества и его отдельных систем.

Социализирующую функцию

  • Положительно влияют на социальный климат в детском коллективе;
  • Обогащают социальные связи;
  • Способствуют развитию самостоятельности личности;
  • Формируют уважение к способностям других;
  • Развивают чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

Использование пособий «LEGO» - это новый тип обучения с чрезвычайно эффективными социализирующими методами воздействия: как правило, дети работают в группе (обсуждается и учитывается мнение каждого ребенка).

В ходе совместной работы коренным образом улучшается общение не только между детьми, но и между взрослыми и детьми (особенно в проектной деятельности). У многих детей в хорошем смысле слова меняется самосознание. С помощью наборов «LEGO» лучше проявляются элементы творчества, в группе происходит смена лидеров. А это очень важно не только для обучения, но и для формирования социального и эмоционального климата в группе.

Процесс обучения происходит с помощью «малых сюжетов окружающего мира», тематически разделенных на следующие группы:

  • Человек
  • Семья (три поколения)
  • Люди мира
  • Город (транспорт, коммунальные службы, строительство)
  • Мой дом, мой двор
  • Жизнь на ферме
  • Дикие животные
  • Домашние животные
  • Театр

С дидактико-методической точки зрения обучение и работу с конструкторами «LEGO» можно разделить на следующие фазы:

  1. Первое знакомство и контакт с конструкторами «LEGO-DACTA».

Дети знакомятся с отдельными наборами и возможностями, которые им представляют.

  1. Формулировка задачи.

Например: мой дом; моя комната; различные ситуативные проблемы и явления, которые имеют отношение к окружающей реальности.

  1. Выполнение задания.

Дети имеют возможность работать индивидуально и в коллективе. Сами задают себе темы, выполняют задания, исходя из собственных представлений, предыдущего опыта и знаний.

  1. Представление результатов работы.

Детям предоставляется возможность для демонстрации своих работ. Успех дает каждому ребенку позитивную мотивировку, пополняет его базу знаний. Есть возможность сохранить работы и продемонстрировать другим детям.

В процессе работы происходит знакомство с деталями конструктора: цвет, форма, название и назначение. Конечно, сначала все модели и конструкции собирает преподаватель. Постепенно, после того, как буквально ощупаны и рассмотрены со всех сторон собранные модели, определено, какая деталь для чего нужна и куда приделывается, дети приступают к созданию собственных моделей в меру своих возможностей.

Необходимо отметить, что «LEGO» - материал используется широко разными специалистами: педагогами, логопедом, психологом. Обучение с применением игровых пособий позволяет повысить интерес детей.

Важным я считаю и тот факт, что конструктор рассчитан на большие группы детей, благодаря чему они, «вынуждены» играть вместе, общаться, помогать друг другу, радоваться успехам других. Дети получают общие впечатления, что укрепляет чувства «коллективизма».

Для педагогической работы в условиях дошкольного учреждения - это не только хорошее пособие для учебно-воспитательного процесса, но неоценимое средство диагностики: в благоприятной атмосфере, во время полной отдачи игре, дети «рассказывают о себе даже то, что не хотят».

Во время игры возникает исключительная возможность наблюдать за их речевыми проявлениями и словарным запасом, уровнем знаний, за развитием двигательных рефлексов, технического видения и мышления, черт характера, волевых качеств, типом семейной среды и воспитания. Благодаря применению конструктора «LEGO» появилась возможность эффективно моделировать и если надо, корректировать все эти качества.

Дети любят заниматься LEGO-конструированием и с нетерпением ждут встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...