Нужно ли играть с ребенком?
консультация (средняя группа) на тему

Зебзеева Елена Павловна

В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon дошкольное образование98.29 КБ

Предварительный просмотр:

 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 Тема «Нужно ли играть с ребенком?»

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Д. В. Менджерицкая

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

На вопрос «Почему ты любишь играть? » основной вариант ответа был «интересно».Действительно, игра в силу своей природы не направлена на достижение иной цели, кроме той, которая заложена в ней самой. Она начинается по инициативе самих играющих и требует, чтобы играющие были активно вовлечены в нее. Детская игра связана со всеми сторонами жизни ребенка, содействует адекватному психическому развитию, росту творческих способностей дошкольников.

Дошкольники предпочитают играть в следующие игры («Во что ты любишь играть? ») :

• в войну, гонки, пиратов, машины, летчиков - 21%;

• в «дочки-матери», мягкие игрушки — 29%;

• в подвижные игры — 15%;

• в строительные игры — 15%;

• в сюжетные игры — 10%;

• в компьютерные игры — 4%;

• вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби, которыми они просто манипулируют, — 20%;

• не могли назвать ни одну игру — 5%.

Тревожные звоночки от прогресса – дети разучиваются играть. Нет, в компьютерные игры могут, телевизор смотреть тоже могут. Этому не трудно научиться, наблюдая за родителями.

Вы же с ними еще и ранним развитием занимаетесь, что бы ничего не упустить. Может, и не нужна эта игра вовсе?

Только играя, ребенок

Умнеет. Развивается логика. Только пирамидку сложить чего стоит! Ребенок учится обобщать, планировать, контролировать, развивает внимание, память и воображение.

Взрослеет. В игре ребенок лечит, учит, строит. Делает то, что пока ему недоступно в реальной жизни. И очень хочет стать взрослым.

Добреет. С партнером можно научиться становиться на позицию другого человека, преодолеть свой эгоцентризм. Взаимодействие в игре подталкивает к развитию взаимопомощи, терпения и честности.

Играя, ребенок учится подчиняться правилам, а также эти правила создавать, развивается воля маленького человечка. Кроме того, социальная зрелость, отточенная в развлекательной форме, облегчает путь к школьным успехам. Получить нужный опыт дошкольник может через сюжетно-ролевую игру.

В год и два, пять и три игры разные нужны.

С 1 года до 3-х лет.

Малыш использует предметы по их назначению. Теперь их набор становится разнообразнее: пирамидки, рамки, вкладыши, матрешки, машинки, кубики, музыкальные инструменты, посуда – все принесет пользу.

Ближе к трем годам ребенок начинает интересоваться мультфильмами, а значит, после просмотра любимого мультфильма, его можно посадить поиграть в игры с персонажами из этого мультика. В этот возрастной период отлично подойдут игры со свинкой Пеппой, которые будут одновременно веселыми и развивающими.

А вот дети до 2 лет познают мир только с вашей помощью. Ведь ребенок осваивает действия, только наблюдая за вами. Сначала малыш понимает зачем нужен предмет. Понял, ждет похвалы. Потом оттачивает навык. После переносит действия на другой предмет. Например, сначала расчесывает себя. Потом мама, потом куклу, медведя.

Если расческой становиться предмет заместитель – это уже скачок в интеллектуальном развитии. Позже появиться цепочка действий. Куклу кормят, купают, укладывают спать. Самосвал загружают, выгружают, ставят в гараж. Логическая цепочка действий в игре появляется у детей близких к двум годам. Все вышеназванное считаются предметно-орудийным. Высший класс такой игры начать разговор с игрушкой и отвечать от ее имени.

Подводные камни. Ребенок балуется - т.е. у игры нет даже намека на сюжет. У ребенка не возникает желания получить от взрослых оценку своих действий.

От 3 до 7 лет.

Царство сюжетно-ролевой игры. Особого расцвета она достигает в 5-7 лет.

Особенно интересно становится играть в «дочки-матери», «папу и маму». Благо пример в этом случае всегда рядом. Если ваша девочка хочет попробовать себя в роли мамы, вы можете не только купить ей куклу, но и дать поиграть в уход за малышами. Такие игры будут гораздо более интерактивными и интересными, чем обыкновенные куклы.

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок видел, чем занимаются люди разных профессий. Это материал для смены роли, а следовательно, для развития.Время препровождение в игре помогает ребенку достичь состояния полного эмоционального удовлетворения, забыть страхи, обиды и переживания, а также стать причастным к детскому обществу, построенному на равном общении его членов, получая первые навыки жизни в коллективе. Ведь где как не в игре малыш научится договариваться, решать спорные вопросы, избегать конфликтов, отстаивать свою точку зрения.

Во время сюжетно-ролевых игр происходит развитие физических и духовных сил ребенка, улучшается концентрация внимания, память, ловкость, дисциплинированность и воображение. К тому же, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта. Играя, у малыша происходят серьезные изменения в психике, которые подготавливают его к последующей стадии развития и отвечают за всестороннее развитие личности. Этими факторами объясняются обширные воспитательные возможности игровой деятельности, являющейся основной в детском возрасте.

Почему надо играть с ребенком?

Помимо всего вышесказанного, необходимо отметить, что во время игры с ребенком родители становятся ближе, учатся понимать и доверять друг другу, возводя крепкий фундамент для дальнейших взаимоотношений.

Какие бывают игры (классификация детских игр)

Развлечения для детей очень разнообразны. Они отличаются по содержанию и организации сценария, правилам, происхождению, воздействию на ребенка и т.д. Специалисты выделяют три основных класса игр:

  • Развлечения, возникающие по детской инициативе – самодеятельные;
  • Развлечения, возникающие по инициативе родителя, который внедряет их с целью обучения или воспитания;
  • Развлечения, идущие от исторических традиций народа и этноса – традиционные народные игры, возникающие, как по инициативе взрослого, так и самого ребенка.

Творческие сюжетно-ролевые игры

Понятие «творческое развлечение» подразумевает сюжетно-ролевую деятельность, игры драматизации и строительно-конструктивные занятия. Сценарий и сюжет действия продумывается детьми, поэтому малыши смогут проявить самостоятельность и свободу действий.

Сюжетно-ролевая игра

Это основной вид игровой деятельности у детей. Для таких развлечений характерны: эмоциональная насыщенность и увлеченность предметом игры, активность, творческие идеи и самореализация.

В первые годы жизни игры такого характера происходят как безролевые или со скрытой ролью. Позже действия ребенка начинают приобретать сюжетную линию, объединяясь в цепочку событий.

Почему надо играть с ребенком?

 

Игра-драматизация

Этому творческому развлечению присуще наличие замысла, сочетание наигранных (ролевых) и реальных действий и использование предметов и игрушек, выступающих в качестве дополнительной второстепенной атрибутики. Игровая деятельность такого характера строится на основе литературных произведений – роли, поступки героев, сюжетная линия определяются текстом произведения. Драматизация оказывает большое влияние на формирование и развитие речевого аппарата. Ребенок осваивает выразительные средства, пользуется различными интонациями и вырабатывает четкость речи, стараясь внятно произносить реплики своего героя.

Строительно-конструктивная игра

В этом развлечении дети отражают свои знания и умения об окружающем мире. В строительно-конструктивной игре происходит замена одних предметов на другие – постройка возводится из специальных строительных материалов и конструкторов или же из природных материалов. Многие игры протекают в форме ролевой деятельности. Дети выступают в роли строительных рабочих и возводят постройку, материалы им поставляют шоферы, в перерыв рабочие обедают, а после работы идут в кино и т.д. В процессе игры у ребенка развивается и формируется ориентировка в пространстве, появляется умение различать величины и пропорции вещей, пространственные отношения. Таким образом, строительно-конструктивная игра влияет на многогранное развитие умственной деятельности.

Дидактические игры

Дидактические игры – разновидность развлечений со специальными правилами, которые разработаны педагогами в целях обучения и образования ребенка. Эта игровая деятельность направлена на решение задач и поиск выхода из конкретных ситуаций, в тоже время она оказывает развивающее и воспитательное влияние.

Почему надо играть с ребенком?

 

Дидактическая игра подразумевает четкую структуру. Выделяют несколько структурных составляющих развлечения:

Дидактическая задача;

Правила игры;

Игровые манипуляции и действия;

Результат и итоги игры.

Дидактическая игра должна содержать заданные понятные правила. С их помощью взрослые могут управлять игрой, процессом познавательной деятельности и корректировать поведение детей в случае необходимости.

Задача дидактической игровой деятельности выводится посредством анализа цели обучения и воспитательного аспекта. Определение задачи – ключевой шаг, отображающий дальнейшие действия и развитие обучающей деятельности.

Подводные камни. Ребенок играет один в компании детей, продолжает играть без сюжета и роли, остается в позе наблюдателя, проигрываются исключительно сюжеты из фильмов и мультфильмов.

Зная о «подводных камнях» родитель сможет провести своего ребенка мимо них. А еще мамы и папы смогут обучить своих деток любым навыкам, научат соблюдать правила, даже подкорректируют характер. Такое не серьезное на первый взгляд занятие, как игра с детьми, поможет вам завоевать реальный авторитет. Самое главное, вы сможете получить от этого массу удовольствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нужно ли играть в ладошки в 21 веке.

В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕН МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  -  игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. “Рука является вышедшим наружуГоловным мозгом”И. Кант  Все мы родом из детства. На...

Для чего нужны пальчиковые игры

Материал для родителей о пользе пальчиковых игр и их влиянии на речевое развитие ребенка....

Зачем нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует раз...

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры "Для чего нужны такие игры" - информация для родителей (стенд)

Пальчиковые игры –      это не только             увлекательные и эмоциональные игры,    но и очень ...

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...