Всем знакомый карандаш
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кириченко Ирина Александровна

Образовательный маршрут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsem_znakomyy_karandash.docx260.1 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет

номинация: «Познаем мир вместе!»

тема: «Всем знакомый карандаш»

Цель: расширение кругозора детей о мире окружающих предметов; знакомство с историей появления и производства карандашей.

Целевая аудитория: дети 5 - 7 лет, родители.

Задачи:

  1. Формировать представление детей о карандашах, их различных видах, качествах и свойствах.
  2. Познакомить детей с историей появления различных карандашей.
  3. Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику в упражнениях с карандашами.
  4. Побуждать проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы.
  5. Воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира.

Планируемые образовательные результаты:

  • у детей и родителей расширился кругозор об истории появления карандашей, о разных видах карандашей;
  • развилась познавательная активность в ходе проведения опытов;
  • родители и дети нашли новые способы применения карандаша.

Уважаемые родители!

Не исключено, что в скором времени человечество разучится писать, от руки, ведь куда удобнее и быстрее настучать текст на клавиатуре компьютера. Только невозможно представить, чтобы человечество перестало рисовать. Дети начинают рисовать гораздо раньше, чем читать и писать.

Недаром лингвисты связывают слово карандаш со словом «карандыш», что означает крошка, карапуз, маленький человек. Очень привычное сочетание слов – простой карандаш. Как оно родилось? И что обозначает слово «простой» - устройство самого карандаша или вид того черного следа, который оставляет грифель. Так ли он прост, этот простой карандаш, ведь на языке специалистов он именуется иначе – чернографитный.

О чем расскажет нам простой карандаш? Каковы его тайны?

На примере весьма простого предмета, необходимого детям, ваш ребёнок окунется в удивительный мир исследования.

Шаг 1. История появления карандаша.

  • Загадайте детям загадку:

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

  • Предложите ребёнку послушать притчу о карандаше:

https://www.youtube.com/watch?v=rY_tyX4Qh9o 

  • Спросите у ребёнка: Что может простой карандаш? Почему карандаш назвали простым? Предложите ребёнку отправиться в путешествие по реке времени и узнать, как и когда появился простой карандаш.

https://www.youtube.com/watch?v=rZYLvGkFUNo 

https://www.youtube.com/watch?v=7G677tWJrV4 

  • Из следующей презентации Вы узнаете, как появился карандаш, какие карандаши есть сейчас.

https://www.youtube.com/watch?v=dtVonMh3OBo 

Шаг 2. Многообразие карандашей.

Расскажите ребёнку, что в настоящее время выпускаются следующие виды карандашей: чернографитные карандаши, копировальные (химические), цветные карандаши, маркировочные, канцелярские, чертежные столярные, рисовальные, косметические, восковые, пастельные.

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами: М (или B) — мягкий Т (или H) — твёрдый ТМ (или HB, F) - твёрдо-мягкий.

Формы карандашей: трехгранный, овальный, круглый, прямоугольный, шестигранный.

Размер карандашей: Большинство карандашей производится стандартной длины — 17,5 см, но форма и диаметр грифеля, а также внешний корпус-оболочка могут меняться.

  • Как работает карандашный завод, какой формы, твердости и размера бывают карандаши и почему карандаш можно назвать одним из самых гениальных изобретений человечества - об этом и многом другом можно узнать в видосюжете (фильм идёт 22 минуты, но его можно смотреть частями).

http://tv.m24.ru/videos/55884

Качественный карандаш обладает следующими свойствами: карандаш должен быть ударопрочным и не ломаться при затачивании грифель не должен царапать бумагу. След, оставленный карандашом, должен быть четким независимо от степени твердости не должен выцветать и терять со временем густоту окраски должен легко стираться ластиком

  • В следующем видео Вы увидите, как делают простые карандаши, почему они бывают мягкими и твердыми. И почему из них (но иногда это случается!) выскакивает грифель!

https://www.youtube.com/watch?v=_g5yoV9k1Ds

Шаг 3. Это интересно сделать вместе.

К моменту перехода в школу дети должны свободно владеть простым карандашом, регулировать свои движения (размах, темп, сила нажатия).

Для развития твердости руки детей можно предложить следующий подбор упражнений:

  1. «Самая тонкая линия». Посоревнуйтесь с вашим ребёнком на рисование самой тонкой линии.
  2. «Волшебный ластик». Посоревнуйтесь на самое аккуратное стирание.
  3. «Путешествие карандаша». Нарисуйте на листе бумаги несколько точек, предложите ребёнку попутешествовать с карандашом и провести непрерывную линию между этими точками и вернуться на исходную. (Аналог «Обведи по точкам»).
  4. «Заштрихуй». Штриховки с разным нажимом карандаша (слабый, сильный).

Таким образом, в результате использования этих упражнений у ребёнка отрабатываются такие качества движений, как лёгкость, плавность, равномерность, слитность и способствует развитию точности руки.

  • Всё самое интересное о простом карандаше вы узнаете, если прочитаете следующую статью по ссылке:

www.liveinternet.ru/users/4231626/post251986640/ 

  • Прекрасная музыка Поля Мориа и рисунки художника простым карандашом поднимут Ваше настроение, если посмотрите следующее видео:

https://www.youtube.com/watch?v=gIgFcsMN2ac 

Шаг 4. Безопасные карандаши.

  • Какие же карандаши покупать детям, чтобы они хорошо рисовали и были безопасными? Смотрите видео:

https://www.youtube.com/watch?v=3D5BjObEstU 

  • Как делают цветные карандаши, Вы узнаете, если посмотрите:

https://www.youtube.com/watch?v=_pgYN2GUUZo 

Шаг 5. Карандаш помощник в развитии моторики рук у ребёнка.

Все родители знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие ребенкаа, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

https://www.youtube.com/watch?v=WBgR2CcZy3E

https://www.youtube.com/watch?v=trTbIj3j7MQ 

Шаг 6. Опыты с карандашами

  • Попробуйте вместе с ребёнком нарисовать рисунок и перенести его на футболку. Как это сделать? Смотрите следующее видео:

https://www.youtube.com/watch?v=1Kv1QNNym-w 

  • Когда ребёнок берёт один карандаш из карандашницы, обычно выпадает несколько карандашей. Что же сделать, чтобы этого не происходило? Смотрите видео:

https://www.youtube.com/watch?v=fuSCR6Ud-PM 

  • Посмотрев следующее видео, вы узнаете 10 необычных способов применения карандаша в жизни. Попробуйте сделать сами!

https://www.youtube.com/watch?v=zjzrSpTNZ4g

  • Хотите сделать восковой витраж? Смотрите видео:

https://www.youtube.com/watch?v=dAnvqz-CVK0 

  • Часто в доме остаётся многого маленьких восковых карандашей, которыми уже неудобно рисовать. Что сделать с остатками? Смотрим:

https://www.youtube.com/watch?v=fqWyngEJgcM

  • Хотите сделать карандаши, которые будут только у Вас? Смотрите следующее видео:

https://www.youtube.com/watch?v=Doa_Nsmv3fc 

Шаг 7. Творческая мастерская.

  • Мы с вами многое узнали о карандашах, а теперь можно из карандашей и карандашной стружки сделать замечательные поделки.

https://www.youtube.com/watch?v=fHFdwbWsxEM

 https://www.youtube.com/watch?v=MSxYEzrA8Bo

https://www.youtube.com/watch?v=S5yCzSdpeX4

https://www.youtube.com/watch?v=OTKWqMKXHpY

  • На протяжении нашего путешествия, предлагаем Вам вместе с ребёнком посмотреть мультфильмы или послушать аудиосказки: «Карандаш и ластик», «Капризная кошка», «Мышонок и карандаш»

https://www.youtube.com/watch?v=qo5bt331JHI

https://www.youtube.com/watch?v=p4aSkOvF_GE

https://www.youtube.com/watch?v=6wpZlGEMsUg (аудио сказка)

https://www.youtube.com/watch?v=mUmau8Qzle8 (аудио сказка)

https://www.youtube.com/watch?v=V2T0wEbPSQo

Уважаемые родители!

Наше путешествие закончено. Уверена, что оно поможет вашему ребенку расширить представления о карандашах, их свойствах, а также будет способствовать формированию навыков творческой деятельности.

Родители, помните: все дети талантливы! Только нужно приложить к таланту труд, фантазию и терпение!

Желаем удачи Вам и Вашим детям!

Авторы:

Кириченко Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 332» г.о. Самара

Наследова Татьяна Алексеевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 332» г.о. Самара


Приложение 1

Упражнения с карандашом для развития моторики рук у детей.

«УТЮЖОК»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

Карандаш я покачу вправо-влево – как хочу.

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

«ПРЯТКИ»

Сжимание карандаша в кулачке.

Возьми короткий карандашик и зажми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке.

Карандаш я посжимаю и ладошку поменяю.

«ДОГОНЯЛОЧКА»

Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Пальчики бегут вперёд, и никто не отстаёт.

«КАЧЕЛИ»

Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.

Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.

Покатаю вверх и вниз – крепче, карандаш, держись!

«ГОРКА»

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.

Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

«ВОЛЧОК»

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами. Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами. По столу круги катаю, карандаш не выпускаю.

«ВЕРТОЛЁТ»

Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами.

Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

Отправляется в полёт наш красавец-вертолёт.

«ПОДЪЁМНЫЙ КРАН»

Поднимание карандаша с поверхности стола одними пальцами.

Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками.

Карандаш я поднимаю, крепко пальцем прижимаю.

«ЭСТАФЕТА»

Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.

Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.

«СКОЛЬЖЕНИЕ»

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.

Держи пальцами длинный карандаш, как ты обычно его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы. Продвигайся по карандашу вверх и вниз. По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Всем знакомая незнакомка"

Проект ориентирован на решение одной проблемы  -  все знакомы с образом Бабы Яги, но при этом мало кто знает, откуда она взялась, кто она на самом деле. Многие считают ее отрицательным ...

Проект из опыта работы "Всем знакомая незнакомка" для детей подготовительной к школе группы

В проекте рассмотривался  образ Бабы Яги, встречающийся в русских народных сказках, авторских сказках, мультфильмах, чтобы выяснить какая же Баба Яга на самом деле - добрая или злая.........

Знакомим малыша с красками, карандашом

Рисование малышей начинается не с изображения мячика, птички, дорожки или какого-то другого объекта из его жизни. Оно начинается с экспериментирования ребенка с самим материалом – красками или к...

Проект "Всем знакомый карандаш"

Проект "Всем знакомый карандаш"...

Проект по познавательному развитию: «Всем знакомый карандаш»

Расширение кругозора детей о мире окружающих предметов.Формирование представления детей о карандашах, их видах, качествах и свойствах....

Проект по познавательному развитию: «Всем знакомый карандаш»

Расширение кругозора детей о мире окружающих предметов.Формирование представления детей о карандашах, их видах, качествах и свойствах....

Мама — слово дорогое, Всем знакомое, родное...

Мамочка любимая, Самая красивая,Нежная и милая! Добрая, любимая!Улыбнется мамочка И светлей вокруг,Потому что мамочка, Самый лучший друг https://vk.com/wall-173675978_293htt...