Развитие самооценки дошкольника.
консультация на тему
В статье говорится о влиянии родителей на детскую самооценку, образ Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самооценки детей в дошкольный период
Старший воспитатель МДОУ
«Новомичуринский детский сад № 2»
Трушина Е.А.
В дошкольном возрасте непосредственное, эмоциональное отношение взрослого к ребенку, характерное для младенческого периода, начинает усложняться за счет требований, предъявляемых взрослыми к достижениям ребенка в предметной сфере. Такая практика, отражаясь в детском образе самого себя, в свою очередь, изменяет его. Ребенок уже способен отделить себя и свои чувства от материнских и спешит проявить свою волю, ощутить свою индивидуальность. Со слов «Я сам!» начинается новый этап в развитии его самосознания. Экспериментальные данные показывают следующее: в сознании ребенка 2–2,5 лет отношение взрослого к его достижениям еще не выделяется как самостоятельное, а погружено в контекст общих отношений между ними.
Дифференцированное отношение родителей к ребенку – непосредственное и опосредованное в форме оценки конкретных достижений – приводит к расчленению самооценки ребенка на общую и основанную на своих реальных достижениях. К трем годам появляется выраженная потребность в любви и признании со стороны родителей, стремление «сделать правильно», «быть хорошим».
Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представление о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье.
Во-первых, руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от взрослых оценки становятся собственными оценками ребенка. В определенном смысле можно сказать, что ребенок оценивает себя так, как его оценивают окружающие, и прежде всего родители.
Во-вторых, родители и другие взрослые формируют у него определенные личностные ценности, идеалы и эталоны, на которые следует равняться; намечают планы, которые необходимо выполнить; определяют стандарты выполнения тех или иных действий; называют общие и частные цели. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, соответствие стандартам способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я».
Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики со стороны взрослого (вседозволенность) и чрезмерная строгость, когда замечания взрослого в адрес ребенка носят исключительно негативный характер. В первом случае к концу дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная, а во втором случае - заниженная самооценка. И в том, и в другом случае не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки.
Развитие самооценки в зависимости от особенностей воспитания
Дети с адекватной самооценкой | Дети с завышенной самооценкой | Дети с заниженной самооценкой |
Родители уделяют ребенку достаточно много времени | Родители уделяют ребенку очень много времени | Родители уделяют ребенку очень мало времени |
Оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников | Оценивают высоко, более развитым, чем большинство сверстников | Оценивают ниже, чем большинство сверстниках |
Часто поощряют (не подарками) | Очень часто поощряют (чаще – подарками) | Не поощряют |
Наказания – отказ от общения | Редко наказывают | Часто наказывают, упрекают |
Адекватно оценивают физические и умственные данные | Очень высоко оценивают умственные данные. Хвалят при других | Низко оценивают |
Прогнозируют хорошие успехи в школе | Ожидают отличные успехи в школе | Не ожидают успехов в школе и в жизни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-354347-1385399323.jpg)
Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.
Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-354347-1385399323.jpg)
Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.
Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-354347-1385399323.jpg)
Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.
Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-354347-1385399323.jpg)
Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.
Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/20/picture-422727-1395300573.jpg)
Развитие самооценки дошкольников средствами театрализации
Структура работы по развитию самооценки дошкольников средствами театрализации...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с задержкой психического развития, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшаетс...
Картотека игр на развитие самооценки дошкольника
Картотека игр для развитие самооценки дошкольника....