«Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Колпакова Наталья Сергеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников»

Период интенсивного развития пространственных представлений приходиться на дошкольный возраст. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются сложным процессом. В его формировании участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

Для ребенка – дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребенка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. А для этого необходимо условия для наблюдения и экспериментирования. Иными словами, для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, и должно позволять активное экспериментирование, результат которого, сформулированный в эмпирическом обобщении, как раз будет собственно воплощением момента продвижения (развития) ребенка на пути познания окружающего мира.

Изучив опыт многих педагогов – исследователей я предлагаю родителям через упражнения и игры последовательно, поэтапно, с постепенным усложнением обучать детей задачам раздела ориентировки в пространстве.

I этап: ориентировка «на себе».

Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей тела. Дети овладевают ориентировкой «на себе» в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.)

Умение ориентироваться «на себе» - предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени – учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы родители обращают внимание на характерные детали. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов – сзади, внизу – колеса, передние и задние.

II этап: ориентировка «от себя».

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа «Куда показывает флажок?». Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад).

Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

• игра «Найди свое сердце»

Ребенка просят определить, где у него сердце, давая возможность рукой почувствовать биение сердца. Затем объяснить ребенку, что у всех людей сердце находится с левой стороны. Таким образом, ребенок определяет левую руку.

• игра «Что справа, что слева»

Ребенок становится посредине комнаты и называет, какие предметы находятся справа и слева от него.

• игра «Построим матрешек по росту»

• игра «Магазин»

Ребенок и взрослый сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Взрослый выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Ребенок старается воспроизвести все в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, ребенок и взрослый могут сравнить оба «магазина».

III этап. Формировать умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Ориентировки «на себе», «от себя», применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, за, на.

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

• игра «Что изменилось?»

Перед ребенком на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3(4) в каждом ряду. Взрослый предлагает ребенку посмотреть и запомнить расположение игрушек, затем закрыть глаза.

Вариант 1: взрослый убирает какую – нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез слон, который был внизу между кошкой и щенком.

Вариант 2: взрослый меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, кошка сидела внизу слева, а мишка – наверху между поросенком и теленком.

• игра «Новоселье»

В этой игре используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Ребенок «заселяет» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козленок и обезьянка, причем козленок – слева, а обезьянка – между мышкой и козленком, и т. д. Эта игра способствует закреплению и расширению их активного словарного запаса.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

Для того чтобы сформировать у детей понимание пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений, проводятся игры, в которых детей обучают организовывать эти отношения.

Игры на формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

• игра «Куда пойдешь и что найдешь»

Взрослый прячет игрушку в комнате и дает инструкцию ребенку. Например, сделай 2 шага вперед, 3 шага влево, ещё шаг вперед, ищи на нижней полке.

• игра «Новая походка»

Взрослый на прогулке договаривается с ребенком, что они пойдут не как все люди, а по особенному. Например, 2 шага вперед, шаг вправо, или шаг назад, 2 шага вперед.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости.

Предлагаемые игры направлены на формирование умения определять верхний и нижний край плоскости, его правую и левую стороны, находить середину плоскости.

• игра «Назови соседей»

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: взрослый просит найти изображение какого – то предмета и определить:

- что изображено справа от него,

- что нарисовано под ним,

- что находится вверху справа от заданного предмета.

Вариант 2: взрослый просит назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся:

- в правом верхнем углу,

- в центре листа.

* игра «Геометрический диктант».

Перед ребенком лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Взрослый дает инструкции. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, желтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания ребенок может проверить правильность выполнения (у ведущего заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту).

• игра «Я еду на машине»

Перед ребенком лист бумаги (А3) и маленькая машинка. Ребенок слушая инструкцию взрослого, передвигает машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу и т. д.

Пройдя все предложенные игры, ваш ребенок будет четко различать левую и правую сторону, что способствует в дальнейшем обучении успешность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Консультация для родителей "Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников"

Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников...

Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников

Консультация для родителей Этапы формирования пространственныхпредставлений у дошкольников...

Буклет для родителей "Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников"

Элементарные знания о пространстве и навыки ориентировки в пространстве необходимы ребёнку на протежение всей его жизни. Поэтому необходимо правильно поэтапно обучать его этим навыкам. В буклете излож...

"Этапы формирования пространственных представлений" консультация

quot;Этапы формирования пространственных представлений" консультация...

Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение р...

Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников

Основные этапы пространственных представлений у дошкольников...