" Фантазерство и лживость"
статья по теме

Рыкова Инна Анатольевна

Каковы основные причины детской лживостии как научить ребенка честности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fantazerstvo_i_lzhivost.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Фантазерство и лживость

Многие дети трех – четырех лет еще не отличают правду от неправды. Они представляют себе что-то, и им кажется, что это произошло на самом деле. Например, они рассказывают папе или маме, что ездили на пожар в пожарной машине или были на дне рождении,  хотя ничего вовсе не было – ни дня рождения, ни пожара. Но малыша вряд ли можно назвать обманщиком: он просто фантазер. Другое дело – дети постарше, которые нарочно выдумывают разные истории и говорят родителям неправду, когда хотят скрыть какой-то свой поступок.

Бывают и такие моменты, когда правдивый в общем-то ребенок вдруг ни с того, ни с сего начинает врать. Если его спросить, зачем он сказал неправду, он даже не сможет объяснить – просто так получилось.

В большинстве случаев причину детской лжи выявить довольно легко. Чаще всего это страх перед наказанием.

Где же кончается фантазия и начинается ложь?

Фантазии ребенка тесно связаны с реальным миром, привязаны к окружающим предметам. Дети легко перевоплощаются,  следуя сюжету игры, приписывают предметам необычные свойства, одушевляют их, создают придуманных ими участников игры, если недостает реальных.  Но при этом дети не теряют связи с жизнью и легко «возвращаются» в нее, закончив игру.

Без фантазии невозможен никакой творческий поиск. Воображение, которое помогает стремлению вперед, необходимо развивать. Обогатить детское воображение поможет «игра с облаками» или с морозными узорами. Наблюдая за природой, можно вместе с детьми придумывать рассказы из жизни деревьев, цветов, бабочек.

Но фантазирование и воображение могут играть и отрицательную роль. Если ребенок привык к поклонению в семье, но не приучен к упорному труду, не способен к длительному усилию, то в поисках признания, внимания окружающих  такие дети прибегают к вымыслам. Человек, пассивный в жизни, может «компенсировать» это мнимыми успехами в своем воображении, утешаясь этим.

Дети, да и взрослые тоже, искажают истину, если событие взволновало, испугало, ошеломило. Яркие эмоции усиливают воображение. И, наоборот, у пресыщенного человека гаснут эмоции, воображение, фантазии.

Всегда ли неправда должна вызывать осуждение? Что же лучше, правильнее, справедливее: суровая правда или спасительная ложь? Не может быть единственного для всех случаев ответа.  Можно сказать, что ответ зависит от поставленной цели. Если она благородна, то вымысел оправдан. Но каждый раз ребенок должен знать, что компромисс возможен лишь в исключительных обстоятельствах и продиктован заботой не о себе, а о других. Например, услышав рассказ о разведчиках, ребенок узнает, что они прибегают к легенде, скрывают свое прошлое и настоящее, свои цели и характер деятельности. Разведчик рискует своей жизнью, чтобы спасти жизнь многим другим.

Как возникает у ребенка понятие правды? Из практического опыта. Мама говорит, утюг обжигает, иголка колется, нож режет, дверь может прищемить пальцы, и все это очень больно. Дети на опыте убеждаются, что мама говорит правду. Сказавшие ему об этом взрослые становятся самыми авторитетными людьми, он им верит и подражает.

А как появляется понятие о неправде? Тоже из жизненных наблюдений за поведением уважаемых ребенком людей. Некоторые родители и сами толкают ребенка на обман.  Например, папа не сдержал свое обещание перед мамой и теперь просит сына: «Не говори маме», и стараются отблагодарить детей подарками. Обманывать становится выгодно. Так невинный с точки зрения некоторых родителей проступок чреват очень серьезными последствиями.

Итак, каковы основные причины детской лживости и как научить ребенка честности?

  1. Дети лгут, потому что правду сказать нельзя, так как может последовать наказание за «правду», а скажи он явную ложь – то возможно и поощрение.

Отсюда вывод: если хотите научить ребенка быть честным, то надо быть готовыми выслушать от него подчас и горькую правду, нельзя позволять говорить неправду о своих чувствах, будь они положительными или отрицательными. Наши реакции на выражаемые ими чувства помогают ему понять, действительно ли честность – лучшая политика.

  1. Иногда дети фантазируют, выдумывают то, чего им не хватает в реальной жизни. Детская ложь передает нам правду о душевном состоянии ребенка, о его страхах, переживаниях и надеждах. Правильная реакция на ложь должна выражать понимание, а не отрицание истинного ее значения. Когда малыш сообщает нам, что получил в подарок настоящую лошадку, лучше ответить так: «Я знаю, что ты очень хочешь иметь лошадку». Не стоит доказывать ребенку, что он лжет.
  2. Родители не должны задавать ребенку вопросы, которые повлекут за собой ложь в целях самозащиты. Дети не выносят, когда родители устраивают им допросы. Например, если ребенок сломал новую игрушку и спрятал ее, не стоит дело доводить до скандала. Вместо допроса с пристрастием, лучше сказать: «Да, не  долго ты с ней играл. Жалка, это была очень симпатичная игрушка». Тогда ребенок поймет, что мама понимает его и он может рассказать ей о своих неприятностях.

Если ребенок сам сознался в том, что он совершил, - по собственной воле, - ни в коем случае не кричите на него и не наказывайте. Ребенок не может сознаться в чем-то нехорошем и подвергнуться в результате наказанию.

Если ребенок все же  лжет, не надо устраивать истерику или читать натации.  Нужно отвечать словом и делом, реалистически отражающими положение вещей.

Ребенок должен понять, что лгать родителям нет необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эффективные способы преодоления проблемы жадности и лживости у детей дошкольного возраста. Советы детского психолога родителям".

Статья раскрывает возможности мультипликации и психотерапевтических сказок в преодолении проявлений жадности и лживости у малышей....

Журнал для родителей по теме "Правдивость и лживость"

В журнале представлен практический материал для игр и занятий с детьми по теме "Правдивость и лживость"...

Воровство и лживость в дошкольном возрасте

Часто родители и педагоги дошкольников 5-7 лет сталкиваются с такой поведенческой проблемой как детское воровство и лживость.Только  вниманием педагогов, участием родителей и помощью специалистов...