Главные вкладки

    Консультация по теме:
    Консультация для родителей "Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста"

    Щокало Светлана Валерьевна

    Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию информацию о богатейшем значении загадки в развитии ребенка. Так же здесь вы найдете материал по обучению составления загадок вашими детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zagadka_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_u_doshkolnikov.docx40.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста

                                                 

    Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение.

    К.Д.Ушинский

    Кто из нас не любит разгадывать загадки? Ведь это так здорово - поломать голову над чем-то интересным, проявить эрудицию и блеснуть знаниями!

    Загадка – это один из видов фольклорного жанра, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

    Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. И составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения действительности, выявления в ней типичного, характерного.

    В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

    В глубокой древности люди использовали загадку как один из предметов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и пр.

    Древние охотники пользовались иносказаниями, называя, например, медведицу "коровой", чтобы обмануть зверя. "Тайный" язык давал особые названия животным, окружающим предметам и явлениям. "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта" ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей"). Возможно, именно так и родились первые загадки.

    Загадка была не только «тайным языком». С ее помощью использовали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в разные обряды: посвящение юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд.

    Загадки встречаются в мифах, сказках, песнях, бывальщинах и других фольклорных жанрах.

    На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок — всего лишь забава, не больше того. Но это не так. Любая загадка, а народная в особенности — это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею, развивают чувство юмора.

    Загадки — очень древний жанр фольклора, но и в наши дни создаются все новые и новые загадки.

    В загадках происходит метафора - замена одного предмета другим по внешнему сходству. Но, тем не менее, загадки очень точны, в них всегда говорится о каком-либо конкретном предмете, потому что иначе загадку невозможно разгадать. Конкретность является главным признаком загадки. Также благодаря загадкам можно тренировать смекалку, учиться мыслить логически.

    Какие бывают загадки?

    Отгадывание загадок – весёлый и интересный процесс, который приносит удовольствие и детям, и взрослым, дарит богатые возможности для развития речи, внимания, мышления и воображения ребенка.

    Прежде чем начать загадывать ребенку загадки, полезно узнать, какие они бывают. А загадки бывают разные!

    Подбирать загадки нужно по степени сложности в зависимости от возраста ребенка и уровня его индивидуального развития.

    Существует несколько видов загадок:

    Описательные загадки

    Предлагаю начинать с описательных загадок, отгадки на которые найдут даже самые маленькие. Для таких загадок необходимо перечислить важные особенности и характерные детали предмета, явления или живого существа, о котором идет речь. Описательные загадки можно упрощать или усложнять, давая более краткий или развернутый варианты описаний.

    Это животное самое большое на нашей планете. Кто это? (слон)

    Он большой и добрый. У него большие уши, короткий хвостик и длинный хобот. Кто это? (слон)  

    Она сделана из металла. Ею управляют при помощи руля. Что это? (машина)

    У нее четыре колеса. Она едет по дороге и сигналит: БИ-БИ! Что это? (машина)

    Загадки-стихотворения

    Стихотворные загадки бывают разного уровня сложности.

    Ускользает, как живое,

    Но не выпущу его я.

    Белой пеной пенится,

    Руки мыть не лениться.

    (мыло)

    Летом ходит без дороги

    Возле сосен и берез,

    А зимой он спит в берлоге,

    От мороза прячет нос.

    (медведь)

     

    Рифмованные загадки

    В некоторых загадках-стихотворениях предлагается назвать в качестве отгадки последнее слово в строке. Рифма подскажет отгадку и поможет ребенку почувствовать себя успешным, поверить в свои силы.

    Такие занятия доступны самым маленьким и малыши очень любят такие загадки. Рифмованные могут быть совсем короткие – всего по две строки, и подлиннее.

    Быстро прячется от страха

    В панцирь твердый… (черепаха)

    До чего огромный рот!

    Пасть разинул… (бегемот)

    Загадки-обманки

    Загадки-обманки также предлагают в качестве ответа слово-рифму, вот только это подсказка наоборот – путаница, неправильное слово. Отгадывание таких загадок требует от ребенка внимательности и сосредоточенности: ребенок должен не поддаться на подсказку-обманку и не позволить себя запутать, дать правильный ответ, который не созвучен стихотворению.

    На заборе поутру

    Кукарекал… (не кенгуру, а петух)

    Дочерей и сыновей

    Учит хрюкать… (не соловей, а свинья)

        Образные загадки

    В более сложных стихотворных загадках смысл представлен образно, он завуалирован. Для отгадывания таких загадок необходимо обладать большим словарным запасом, высоким уровнем мышления и воображения.

    Обратите внимание, что дети любят отгадывать такие загадки, только если они уже знакомы, а при отгадывании новых загадок испытывают трудности. Стихотворные загадки со скрытым смыслом можно предложить детям среднего и старшего дошкольного возраста.

    Без рук, без ног,

    А ворота отворяет.

    (ветер)

    Четыре братца

    Под одной крышей стоят.

    (стол)

    Загадки с подвохом для детей

    Очень интересны загадки с подвохом для детей. Они бывают разные: простые и сложные, математические, экономические, и просто жизненные.

    Загадки с подвохом складываются по принципу, чтобы запутать человека. Они  имеют определенный вопрос и необходимо дать правильный ответ. Чтобы ответить, надо мыслить нестандартно, включить мышление, добавить юмор и настроение.

    Такие загадки можно использовать в развлекательных целях, в процессе обучения.

    Вышел зайчик погулять,

    Лап у зайца ровно …

    (не пять, а четыре)

    Моим сестричкам маленьким

    Купили к лету…

    ( не валенки, а босоножки)

     

     

     

    Загадки с подвохом помогают развивать сообразительность, находчивость, внимательность. Вызывают радость, восторг у детей и поднимают настроение.

    Значение загадок:

    Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь, углубляя и уточняя знания о предмете. Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.

    Загадки:

    • обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
    • помогают увидеть вторичные значения слов;
    • формируют представления о переносном  значении слова;
    • помогают усвоить звуковой и грамматический  строй русской речи.

    Причины ошибок при отгадывании загадок детьми:

    Несмотря на то, что старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями при отгадывании загадок они допускают ошибки. Причины:

    •        невнимательно слушают текст загадки;

    •        не запоминают полностью содержание загадки;

    •        полностью или частично не понимают текст загадки;

    •        при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

    •        не имеют достаточных знаний о загаданном;

    •        не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке

    Методика составления загадок по опорным таблицам

    «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму»

    (китайская пословица)

    Дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.

    Придумывание загадок – это творчество, доступное детям начиная с младшего возраста. Придумывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Чтобы придумать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное.

    Придумывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир.

    Составлять загадки можно буквально обо всём. Но надо помнить, что  тематика для детей младшего возраста ограничена. Загадки должны быть о тех предметах, с которыми ребёнок чаще всего сталкивается, которые многократно воспринимает и которые оказывают на него эмоциональное воздействие.

    Можно придумать загадки об игрушках, о домашних и диких животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания. В ней должны быть названы яркие характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые ребёнок хорошо знает (голос животного, чем оно питается, повадки и другое).

    Для обучения придумыванию загадок не обязательно организовывать специальные занятия. Можно начать на самой обычной прогулке. Увидели птицу, чайку например, рассмотрели цвет оперенья, определили действия, которые она совершает, и получилась загадка: «Белая, с оранжевым клювом, умеет летать». А если вы предложите ребёнку нарисовать ответ, то он ещё и закрепит свойства и внешний вид предмета, о котором придумана загадка.

    Подобные описательные загадки вполне по силам сочинять даже трёхлетним малышам. Правда, сначала им никак не удаётся правильно сформулировать вопрос, они говорят так: «У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?»

    Чтобы помочь ребёнку, можно использовать такой игровой приём, как «Чудесный мешочек». Подготовьте красивый мешочек, в который положите разные игрушки и предметы. Они должны контрастно отличаться друг от друга. Предложите ребёнку опустить руку в мешок и достать игрушку, которую вы ему опишите. Например: у этой игрушки длинные ушки, круглая голова, большие глаза, маленький хвостик. Затем ещё раз проговорить вместе с ребёнком характерные признаки этого предмета.

    Подскажите четырехлетнему ребёнку, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того животного, о котором вы составляете загадку. Например, если сказать «большой зверь живёт в лесу», то придётся долго перечислять всех лесных жителей. А вот если добавить, что он любит полакомиться мёдом и малиной, спит в берлоге, станет ясно, что речь идёт о медведе. В такую «сочинительную» игру можно играть в группе и на улице. По очереди с детьми загадывайте друг другу загадки об окружающих вас предметах.

    Вот какие загадки придумывали дети:

    «Летает, мёд собирает, ещё и жалит»,

    «Золотая, живёт в воде, плавает»,

    «Листики зелёные, а ствол белый».

    «Плавает в воде, щупальцами жалит, с шапочкой»,

    «Горит, оранжевый, бывает на доме».

    В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.

    Учитывая это, в работе с пяти - шестилетними детьми загадки можно использовать особенно широко и в разнообразной тематике. Загадки придумывать о животных, птицах, рыбах, насекомых, явлениях природы и их закономерностях; предметах обихода и орудиях труда человека; средствах передвижения, связи и информации; о спорте, человеке, грамоте, книге.

    С детьми старшего возраста можно сочинять загадки – сравнения: «круглый, как шар, зелёный, как трава, сладкий, как сахар». - (Арбуз). Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предметов, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их сравнить.

    Вот типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения: «С усами, а не дядя, поёт, а не артистка, пушистая, а не собака». (кошка)

    Воспитатель может предлагать детям и другие задания: в отгадке должен быть определённый звук, например «п», «в», «с».

    Дети придумывают:

    «Хороший, добрый, счастливый, плитку клеит и  обои». (Папа)

    «Серый, живёт в лесу ещё и кусается».   (Волк)

    «В небе летает, летает, потом на землю падает, сугробы делает». (Снег)

    Вот такие опорные таблицы предлагает использовать А. Нестеренко:

    1 способ:

    На что похоже?

    Чем отличается?

    Предположим, что мы решили составить загадку о волчке.

    1.Заполним опорную таблицу.

    На что похоже?

    Чем отличается?

    На балерину              

    На зонтик                  

    На гриб                        

    Не живой

    От дождя не укроет

    Несъедобный

    2. Вставка слов-связки: как, но.

    3. Получилась загадка:

    Как балерина, но неживой;

    Как зонтик, но дождя не укроет;

    Как гриб, но съесть его нельзя.

    Что это?

    2 способ:

    1. Составление опорной таблицы:

    Какая? Какой? Какое? Какие?

    Что такое же?

    1. Выбор объекта:  солнце
    2. Заполним опорную таблицу.

    Какая? Какой? Какое? Какие?

    Что такое же?

    Яркое

    Круглое

    Жаркое

    Лампа

    Колесо

    Огонь

    1. Вставка слов-связки: а, не.
    2. Получилась загадка:

    Что это?

    Яркое, а не лапа.

    Круглое, а не колесо.

    Жаркое, а не огонь.

    3 способ:

    1.        Составление опорной таблицы:

    Что делает?

    Кто (что) делает такое же  действие?

    2.        Выбор объекта:  комар

    3.        Заполним опорную таблицу.

    Что делает?

    Кто (что) делает такое же  действие?

    Летит

    Пищит

    Кусается

    Самолёт

    Мышка

    Собака

    4.        Вставка слов-связки: но, не.

    5.        Получилась загадка:

    Кто это?

    Летает, но не самолёт.

    Пищит, но не мышь.

    Кусается, но не собака.

    Не критикуйте загадки, придуманные детьми, какими бы нелепыми они вам не казались. В любом случае это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идёт, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с ребёнком, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.

    Уважаемые родители, больше загадок хороших и разных!

       Источник:

    http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/27/zagadka_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_u_doshkolnikov.docx


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

    Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

    Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

    Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

              Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

    Консультация для воспитателей "Театрализованная игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста."

    В  современный  век  повсеместной  компьютеризации  и  активного  входа  в  нашу  жизнь  телевидения,  СМИ,  прозападной  телевизи...

    Консультация для родителей "Дидактическая игра - как средство развития речи детей дошкольного возраста"

    Консультация  позволяет познакомить родителей с тем, как можно с помощью использования дидактической игры подготовить дошкольника к обучению  в школе. создать основу для обучения грамоте в п...

    Консультация «Использование сказки как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекват...