Причины возникновения неврозов у детей
консультация на тему

Егорова Ирина Юрьевна

Причины возникновения неврозов у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_nevrozov_u_detey.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Причины возникновения невроза у детей

Дети, обладающие следующими особенностями в наибольшей степени подвержены возникновению невроза:

  1. Сверхэмоциональность (гиперэмоциональность) – склонность все принимать близко к сердцу, повышенная восприимчивость, чувствительность
  2. 2. Склонность переживать внутри себя –  аккумуляция напряжения внутри себя
  3. Долго переживает в себе.

Причина возникновения огромного количества невротических расстройств у детей (по статистике более 80%) кроется в семье. Причина невротизации, т.е. ослабления нервной системы ребенка, — в неправильном подходе к нему. Получается драматический парадокс: дом, место, где ребенок должен чувствовать себя наиболее защищенным и наименее уязвимым, сам становится источником травматизации нервной системы.

 При биографическом анализе ребят, которые заболевают неврозами, изучение их семейных ситуаций до поступления в больницу, стало очевидно, что есть одно общее, свойственное каждой семье ребенка-невротика. Это общее — негативный язык общения с ребенком в процессе его воспитания. Не стрессы, не ситуации в жизни ребенка, а ошибочный способ решения конкретных житейских ситуаций в семье. Связано это с массовой психологической непросвещенностью родителей, незнанием психологической азбуки общения.

Конечно, мы все хотим ребенку добра, блага, но, не зная законов эмоционального реагирования и возрастного поведения ребенка, мы скорее вредим ему, чем бываем полезны. Например, привычный стиль общения с ребенком в житейской практике — это критика, которая в лучшем случае сопровождается массой логических аргументов и заканчивается прямыми требованиями (настаиванием, навязыванием, запретом, принуждением). Последнее есть психологический прессинг.

Такой стиль совершенно противоречит собственным интересам ребенка, его эмоциональным ожиданиям, неизбежно вызывает реакцию сопротивления, протеста или сильного перенапряжения нервной системы. Накопление дискомфорта в сфере общения ведет к потере чувства безопасности у ребенка и к развитию болезни нервной системы. Скоро в таких ситуациях мы начинаем замечать, что ребенок становится раздражительным, капризным, нервным, наши отношения с ним ухудшаются. В психологии это носит название — эмоциональное дистанцирование.

Дело в том, что каждый ребенок, как и каждый взрослый человек, имеет колоссальную потребность в самоутверждении, ее иногда называют инстинктом самосохранения личности. Критика и прессинг символизируют для личности угрозу потери индивидуального личностного начала и вызывает стихийное сопротивление или сильное душевное напряжение. Эта реакция неподконтрольна рассудку и абсолютно не зависит от того, справедлива или нет наша критика. Более того, справедливая критика представляет собой эмоциональный нокаут для личности ребенка, когда умом понимает, что не прав, а душа протестует. Дело в том, что сам факт критики, ощущается ребенком как отвержение его личности, потеря признания и любви, ведь в данном случае критикуют не конкретный плохой поступок, а личность в целом.

— Способов реагирования на критику и прессинг всего три.

Первый — агрессивно-оборонительная реакция протеста, когда лучшей защитой становится нападение. Ребенок, вместо того чтобы слушать критику и делать так, как ему сказали, раздражается, старается отбиться от обвинения. При этом он тратит энергию не на собственное успешное развитие (биологический прогресс, который запланирован при его рождении), а на сопротивление критике и недовольству родителей.

— В подсознании записано примерно так — они говорят: «я плохой, но я не могу быть плохой, потому что... это я. Но если они говорят, что я плохой, а я не могу быть плохой, потому что это я, значит плохие — они». Так возникает неожидаемая родителями реакция детей на самую благоразумную и доказательную критику. С точки зрения логики — поведение неадекватное, но с точки зрения подсознательного, эмоционального реагирования ребенка на эту информацию — абсолютно закономерно.

Второй тип реагирования — это пассивно-оборонительная реакция протеста. Она характерна для детей, у которых психика от природы более жизнеспособна, а нервная система более совершенна. Конфликта как такового в этих ситуациях не происходит, а возникает снижение восприимчивости к нежелательной информации. Это эмоциональный отказ воспринимать негативную информацию в свой адрес. Ребенок в этих случаях слушает, но не воспринимает, в это время думает о чем-то другом, приятном для себя и включает слух лишь тогда, когда заканчивается критическая информация. Таким образом, нервная система эффективно защищается, ребенок не заболевает неврозом, но воспитательный эффект обычно равен нулю.

— К сожалению, этот тип реакции — самый неблагоприятный для здоровья ребенка. Его название — фрустрационный (ущемляющий). Это те случаи, когда ребенок берет на себя вину (благодаря нашему логическому усердию) и его защитное сопротивление сломлено. Это свойственно детям со слабой нервной системой от природы. Для них характерна слабая способность к самозащите. В других житейских ситуациях неумение за себя постоять, повышенная ранимость, совестливость. В таких условиях воспитания развивается комплекс неполноценности: «я плохой, я не могу угодить родителям, и нет причины меня любить».

Чувство вины вызывает сильный дискомфорт, дети стараются заслужить любовь родителей, угодить им хорошими поступками, как если бы вообще любовь давалась за правильное поведение. Эти дети, как правило, лишены безусловной родительской любви.

Для ребенка это тяжелый груз, когда дети теряют жизнерадостность, у них ухудшается настроение. Один из примеров такого рода, когда девочка говорит матери: «Ты не волнуйся, что я тебе сейчас скажу, но я часто думаю, зачем люди на свет рождаются, ведь жить — это так трудно». Печально, когда ребенок начинает воспринимать свою жизнь как нагрузку, как бремя и проживает жизнь в сервисном обслуживании интересов родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью.  Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...

Причина возникновения страхов у детей дошкольного возраста

Страх присущ каждому человеку на планете. Он может быть обоснованным или безотчётным. Однако каков детский страх и как от него избавиться? Прежде всего, предоставьте ребёнку такое мощно...

Причины возникновения истерики у детей

Основной возраст проявления истерики у детей находится в промежутке между 1,5 и 4 годами. Некоторым мамам приходится наблюдать часами нервные капризы своих детей,а есть дети, которые достаточно быстро...

Консультация для родителей: «Причины возникновения истерики у детей»

Консультация для родителей: «Причины возникновения истерики у детей». Практические рекомендации...

«Причины возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста и их разрешение»

Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни...

Причины возникновения конфликтов у детей в детском саду.

Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. В данной статье предоставлена информация о причинах возникновения конфликтов...

«Причины возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста и их разрешение»

Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций...