Влияние семьи на развитие ребенка
статья на тему

Харина Лариса Григорьевна

Как развивать творческие способности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_semi_na_razvitie_rebenka.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Если малыш растёт в благополучной семье, его развитие протекает гармонично, основываясь чаще всего на примере его же родителей. По мере развития и роста ребенка открываются его способности к творчеству. Например, он может с ранних лет увлекаться рисованием, музыкой, конструированием, спортом, техникой, театром и пр. Внимательные родители без труда определят, к чему конкретно у малыша есть талант, и приложат максимум усилий для развития его способностей. Важно понимать, что лучшего эффекта в этом можно добиться, если творческим развитием малыша заниматься едва ли не с момента его рождения. Необходимо также развивать у него и креативное мышление, как одну из важных составляющих творческого процесса. Способность малыша мыслить креативно является заслугой родителей, поскольку ни в детском саду, ни в общеобразовательной школе детей этому не учат. Обучение в детских учреждениях происходит согласно специальным программам, которые рассчитаны на ребёнка со среднестатистическими данными и призваны обеспечить учащихся базовыми знаниями. Дети дошкольного возраста наиболее способны к обучению. Даже если малыш не обладает особым талантом к чему-либо, навык, которым он сможет овладеть в младшем возрасте, останется с ним на всю его жизнь. Как распознать талант своего ребёнка к чему-либо, как правильно организовать его жизнь, чтобы способствовать развитию его способностей – об этом мы поговорим в этой статье.

Что не следует делать?

Никогда не запрещайте малышу заниматься тем, к чему у него есть желание, если только это не вредит кому-либо из окружающих или ему самому и не нарушает нормы общественной морали и закона.

К примеру, ваш ребенок очень любит играть на дудочке или стучать в барабан, но вы постоянно запрещаете ему эту делать, ссылаясь на головную боль или жалобы соседей. Подумайте, а что если перед вами стоит будущий всемирно известный музыкант или барабанщик популярной рок-группы? Запрещая ему играть с этими игрушками, вы не только не способствуете развитию его таланта, но и «убиваете» его на корню.Каким бы талантливым ни был ваш малыш, любую его способность можно «убить», если вы не знаете, как правильно себя вести с талантливым ребёнком и что предпринимать для развития его дара. Поэтому запомните главное правило:

Запрещая ему рисовать под предлогом «чтобы он не испачкался и не испачкал красками дом, не рисовал фломастерами на обоях», вы «убиваете» в нём талант художника. То же самое можно сказать, если родители запрещают ребёнку сооружать что-либо домашних вещей или игрушек, избегая лишнего беспорядка в доме.

Также не следует учить малыша, как ему играть с его игрушками. Если, например, вы не успеваете ему покупать новые самолётики, потому что они разбиваются в дребезги, когда он спускает их с лестницы, это не значит, что ваш ребёнок не умеет играть с ними. Возможно, перед вами будущий талантливый авиаконструктор, который уже сегодня озадачен проблемой прочности и надёжности летательных аппаратов. Если он вернулся с прогулки грязный и мокрый, возможно, что он искал клад или сражался в неравной схватке с пришельцами. Поговорите с ним об этом, узнайте, чем был занят ваш малыш во дворе, играя с другими детьми.

Процесс развития творческих наклонностей и талантов у малышей дошкольного возраста проходит достаточно быстро. Задача родителей – не пропустить этот важный момент и уловить, к чему именно у малыша есть талант. Пик творчества у детей младшего (3-5 лет) возраста происходит, когда они впервые серьёзно и методично, изо дня в день, занимаются одним и тем же делом, уделяя ему большую часть своего свободного времени.

С этого момента все старания родителей должны быть направлены не на борьбу с увлечениями ребёнка, а на поиск и развитие его таланта. Если вы переживаете, что его занятия навредят интерьеру вашего дома, постарайтесь организовать рабочее пространство для ребёнка таким образом, чтобы дом не пострадал, а малыш не был ограничен в своих потребностях. Старайтесь любыми способами поощрять его интерес к этому занятию и старания, которые кроха при этом прилагает.

Как понимать выражение «творческие способности»?

Нет нужды доказывать сегодня кому-либо, что творческий человек всегда успешен, что его кругозор и возможности намного шире, чем у человека, воспитанного в рамках средней общеобразовательной программы обучения. Человек, обладающий способностью мыслить нестандартно и творчески подходить к решению любых жизненных или профессиональных задач, всегда выигрывает. Он способен найти решение для любой проблемы за счёт нестандартного подхода и оригинального мышления.

Большинство родителей полагает, что важным аспектом в развитии детей является развитие у них памяти, речи и мышления, а творчество – это прихоть, мешающая воспитывать вундеркинда. Это ошибочное мнение, поскольку именно наличие креативного мышления и незаурядных творческих способностей даёт возможность ребёнку реализовать в будущем свою способность мыслить, запоминать, а также уметь грамотно и лаконично выражать словами собственную мысль. Ошибочно также думать, что лепка, художественный свист или танцы на 100% раскрывают творческий потенциал каждого человека.

Под словосочетанием «творческие способности» следует понимать такие черты характера и стремления человека, как:

  1. Любознательность и желание познавать мир, несмотря на уже имеющиеся знания, навыки, опыт;
  2. Наличие у него незаурядного воображения и умения фантазировать;
  3. Способность в самых обычных и рядовых вещах видеть необычное;
  4. Умение практически использовать новый опыт и полученные знания;
  5. Активность ума;
  6. Креативное и логическое мышление.

Особенности развития творческих способностей у дошкольников

Чтобы развить в ребёнке творческую личность, вовсе не обязательно отдавать его одновременно во всевозможные кружки и секции или нагружать его различными занятиями и задачами, не оставляя времени для отдыха. Расширить кругозор и познания малыша можно в обычной обстановке – дома или на прогулке.

Инструментом для развития творчества у ребёнка дошкольного возраста может стать как предмет, так и слово. Главное в этом процессе – это сказать нужное слово в нужный момент и отыскать необходимый инструмент.

Как должны вести себя родители?

Чтобы ребёнок рос и развивался как творческая личность, родителям необходимо вести себя правильно.

  • Любите и уважайте малыша, считайтесь с его мнением и желаниями;
  • Избегайте критики в моменты, когда ребенок пытается себя творчески идентифицировать. Помогите ему понять: его ли это занятие и всё ли правильно он делает, чтобы получить желаемый результат? Каким бы ни был его первый опыт, критиковать усилия ребёнка не стоит, поскольку критика обижает и может лишь отбить желание к инициативе.
  • Не игнорируйте вопросы, которые задаёт вам малыш. Даже в том случае, когда вы не знаете правильный ответ или сомневаетесь, обязательно отвечайте ему. Попросите напомнить вам позднее, потому что вы сейчас заняты и, пользуясь временем, непременно найдите ответ на его вопрос.
  • Не опекайте малыша излишне. Выделите для него пространство, в котором он сможет самостоятельно решать некоторые свои проблемы. Кроме того, ставьте перед ним определённые задачи, которые он должен выполнить без вашей помощи.
  • Малыш должен иметь достаточно общения с людьми всех возрастных категорий. Общаясь с родителями, с бабушкой и дедушкой, соседями, он также должен общаться и с детьми его возраста с похожим кругом интересов.
  • Развивайте в нём любознательность: для этого открывайте ему новые стороны жизни, пытайтесь с ним вместе изучать природные явления, животный и растительный мир, технику, живопись и т.д.
  • Не нагружайте малыша невыполнимыми задачами, не занимайте посещением кружков и секций всё его свободное время. Отнимать у него детство нельзя.
  • Решение многих задач и проблем он может найти на примере личного опыта родителей.

Родителям рекомендуется также пользоваться специальной литературой, помогающей раскрыть таланты ребёнка. В этих же источниках можно найти рекомендации о том, какие творческие задания необходимо ставить перед ребёнком, чтобы развить у него способность к обучению, креативному мышлению и нестандартному подходу в решении тех или иных задач.

Запомните, стандартных подходов в этом вопросе не существует, процесс развития творческих способностей у каждого ребёнка протекает индивидуально.

Инструменты для развития творчества у дошкольников

Общение

Не уклоняйтесь от разговоров с малышом, даже если вы испытываете усталость или раздражение. С детьми дошкольного возраста необходимо разговаривать – не ленитесь отвечать на их многочисленные вопросы. Если кроха чем-либо интересуется, не отвечать на его вопросы – это преступление. Недостаток информации и духовной пищи так же негативно сказывается на сознании и развитии ребёнка, как недостаточное кормление и уход может сказаться на его самочувствии, здоровье и внешнем виде.

Находясь в пределах дома, на прогулке или где-нибудь в пути, разговаривайте с ребёнком. Старайтесь обратить его внимание на красоту природы: цвет и форму листьев на деревьях, яркость цветов, необычные композиции облаков в небе. Покажите ему бабочку или жука, гусеницу на листике, паутинку с паучком на кусте и т.д. Расскажите ребенку о насекомых: покажите бабочку и опишите словами её яркий окрас, найдите муравейник и покажите ему, как живут и трудятся муравьи.

Ваш малыш хорошо знает тот «мир», в котором он живёт: он знает свой дом, где и что в нём лежит, знает все свои игрушки, как работает бытовая техника и для чего она нужна. Покажите ему мир за пределами вашего жилья: новая информация и новые знания придутся ему по душе, и малыш в течение нескольких дней будет находиться под впечатлением от увиденного. Он будет стараться нарисовать то, что видел, будет задавать вам различные вопросы, уточнять детали и рассказывать всем об этом ярком событии в его жизни.

Помните, что выбранная вами игра в слова должна соответствовать возрасту, развитию и словарному запасу ребёнка.

Игрушки и игровые процессы.

Если вы находитесь далеко от дома, можно поиграть с ребёнком в слова. К примеру, предложите ему такую игру, в которой вы называете ему предмет, а он перечисляет вам в ответ все свойства этого предмета. Представьте, вы говорите ему слово «апельсин». Малыш должен ответить вам, что апельсин – это фрукт, и перечислить его свойства (он круглый, оранжевый, ароматный, вкусный, сладкий и т.д.). Есть ещё одна простая игра в антонимы, в которой вы называете слово, а ребёнок ищет слово с противоположным значением. Естественно, что ребёнку необходимо объяснить, что такое слова-антонимы.

Старые игрушки детям быстро надоедают, да и к новым игрушкам у них очень быстро пропадает интерес. В стремлении удивить малыша и занять его игрой родители обычно покупают ему новые игрушки. Этого делать не следует, поскольку малыша необходимо научить любить уже имеющиеся игрушки и уметь играть с ними, выдумывая новые сюжеты игр. Если у ребёнка не хватает фантазии, помогите ему в этом, подскажите сюжет игры, несколько раз поиграйте с ним, чтобы показать на примере, как можно разнообразить игру с одной игрушкой.

Если вы хотите удивить малыша и надолго занять его внимание, подарите ему конструктор, набор головоломок или иную игру, требующую от него вдумчивости, усидчивости и терпения. Не все дети обладают этими свойствами, более того, они предпочитают «на блюдечке» и мгновенно получать желаемое. Не спешите удовлетворять эту его потребность, купив новую игрушку. Предложите малышу новую игру, в которой он своими руками и с вашей помощью изготовит новую игрушку. Вы можете вылепить её из пластилина, связать или сшить и даже вырезать из дерева (в этом ребёнку поможет папа).

Необходимо добиться того, чтобы ребёнок приложил свою фантазию, подумал и придумал способ развлечь себя. Это может быть не обязательно игра с игрушками, а рисование, например. Попробуйте нарисовать на листе бумаги какую-нибудь каракулю и предложите ребёнку дорисовать рисунок. Возможно, он увидит в вашей каракуле часть облака, дерева или машины. У детей обычно хорошо развита фантазия, необходимо лишь найти ей применение.

Игра «Дорисуй рисунок» идеально подходит для решения этой проблемы. Если вы предложите малышу пластилин, веточки деревьев, шишки, кусочки мха, жёлуди и другие природные материалы, он сообразит, что можно сделать из этих подручных материалов. Любой игровой процесс должен быть полезен малышу не только чтобы занять его руки и внимание – игры должны способствовать развитию у него фантазии и воображения.

Рисуем мир

Объясните ребёнку, что рисование – это способ отобразить не только реальный мир, но и его фантазии, мир, о котором имеет представление только он один. Попросите его поделиться своими фантазиями с вами – пусть он нарисует то, о чём мечтает или что воображает. Позаботьтесь о том, чтобы у него был необходимый материал: альбом, бумага для рисования, – а также и инструменты: краски, мелки, карандаши, фломастеры.
Если однажды малыш увлечётся настолько, что начнёт рисовать на обоях и ваших важных бумагах или документах, ругать его нельзя. Следует терпеливо объяснить, что для рисования необходимо использовать специальную бумагу или альбомы. Поясните ему также, что такое документ, насколько он важен и что может случиться, если важный документ будет испорчен. Процесс развития творческих способностей у детей любого возраста никак не исключает параллельного проведения воспитательной работы с ними.

Всегда поощряйте старания ребёнка, помогайте ему, рисуйте с ним общий рисунок. ю связи «ребёнок – родители» и семьи в целом.

Наиболее удачные работы своего ребёнка рекомендуем брать в рамочку и размещать на стенах в квартире.

Малышу дошкольного возраста особенно понравится идея с галереей собственных рисунков. Этот шаг поднимет авторитет ребёнка в семье и укрепит его веру в собственные художественные способности.

Литература и чтение

Дети в возрасте 2-5 лет любят, когда им читают сказки. Подрастая, они всё так же перед сном просят почитать им интересную книгу или любимую сказку. Если ваш малыш ещё не знаком с алфавитом и не умеет читать, не отказывайте ему в сказке перед сном. Если же ребёнок находится в том возрасте, когда он уже в состоянии читать книгу самостоятельно, то вам читать ему не следует.

Навык чтения развивает память, речь, логическое мышление, воображение, обогащает словарный запас, улучшает технику чтения, понимание и усвоение прочитанной информации. Чтение – это инструмент познания мира и инструмент, способствующий развитию творческой личности. Читая книгу самостоятельно, ребёнок мысленно рисует образы главных героев, пытается понять их характер, оценивает их поступки и высказывания – словом, анализирует прочитанное.

На этом основании ребёнок может сказать, кто из героев является добрым, а кто – злым, где есть Добро, а где – Зло. Если малыш прочитал рассказ, обязательно расспросите его:

  • в чём заключается сюжет рассказа или сказки;
  • кем являются главные герои;
  • чем они занимаются, какие цели перед ними были поставлены;
  • каким способом они добились желаемого результата или почему не смогли этого добиться?

После того как книга или рассказ будут прочитаны, поговорите с ребёнком, узнайте, о чём был этот рассказ. Даже если вы знаете сюжет наизусть, дайте малышу возможность рассказать его по-своему.

Его ответы на ваши вопросы раскроют вам его характер с разных ракурсов. Кроме того, обсуждение прочитанной книги будет полезно для развития его творческого потенциала.

  • Обсуждение прочитанного поможет малышу закрепить в памяти новые слова, правильно использовать их в речи.
  • Пересказ сюжета важен для развития воображения и воспроизводства логической цепочки событий, описанных в литературном произведении.
  • Ответы на ваши вопросы заставят ребёнка думать, анализировать, сопоставлять и рассуждать.
  • Спросите ребёнка о том, как бы он поступил, оказавшись на месте главных героев произведения.

В книгах детям часто попадаются новые и непонятные слова, смысл которых они спешат узнать у родителей. Никогда не отказывайтесь пояснить ребенку значение того или иного слова, словосочетания или выражения. Незнакомое и непонятное слово не закрепится в его памяти – не сужайте его словарный запас собственным невежеством или незнанием.

Если вам самим не понятен смысл выражения или значение какого-то слова, предложите ребёнку напомнить вам об этом позже. Выиграв время, вы сможете воспользоваться толковым словарём или интернетом, чтобы узнать ответ на вопрос, интересующий вашего малыша.

Музыкальное развитие

Кто из нас в детском возрасте не любил дудеть на дудочке или стучать в барабан? Издавать звуки с помощью различных предметов ребёнок начинает раньше, чем научится разговаривать. Психологи утверждают, что предрасположенность к музыке у ребёнка наблюдается уже на том этапе, когда он пребывает ещё в утробе матери.

Многочисленные эксперименты с мониторингом поведения плода показали, как он реагирует на музыку различных жанров. К примеру, под ритмичную и танцевальную музыку малыш в животе у мамы начинает активно двигаться, при включении тихой и спокойной (классической) музыки он успокаивается и даже засыпает. Мелодичные, красивые звуки действуют на него завораживающе, громкие и резкие – возбуждающе.

Плод в утробе матери слышит разные звуки, в том числе и голос матери, к которому он привыкает и прислушивается, если женщина во время беременности регулярно разговаривает со своим «животиком». После рождения малышу будет знаком и приятен мамин голос, он будет быстро узнавать его и успокаиваться.

Знаете ли вы, что, изменяя мелодичность и тональность голоса во время обращения к новорожденному ребёнку, мама тем самым развивает его музыкальный слух? При этом важно, чтобы её эмоции выражались только голосом, а не мимикой лица, чтобы малыш улавливал разницу тонов голоса и действий, которые мама совершает. Зрительное восприятие ребёнка нагружать не следует – дайте ему возможность разобраться в ваших интонациях.

Музыку малыш должен слышать ещё в материнской утробе, а после рождения она может сопровождать его во время утреннего пробуждения, в процессе игр, дневного/ночного сна. Естественно, что подбор музыкальных альбомов и композиций должен соответствовать восприятию и возрасту ребёнка. Если малыш играет, можно поставить ему весёлую задорную музыку, во время пробуждения – тихую, добрую и спокойную песенку, перед ночным сном – колыбельную.

Если малыш долгое время будет проявлять неподдельный интерес к конкретному музыкальному инструменту, определите его в музыкальную школу по классу этого инструмента. Для начала, правда, можно ограничиться несколькими частными уроками, чтобы убедиться в том, что ребёнок действительно хочет учиться музыке и имеет к этому определённый талант или хотя бы способности.

Не забывайте, что обучение в музыкальной школе или музыкальном кружке не означает, что малыш с утра до ночи должен «зубрить гаммы». Оставляйте ему время на обычные игры, свойственные детям его возраста. Если мечта об игре на музыкальном инструменте так и осталась для вас мечтой, начинайте обучение вместе со своим ребёнком. Вам обоим будет интересен этот процесс, а соревновательная составляющая станет для ребёнка стимулом играть лучше, знать и уметь больше.

Театр и актёрское мастерство

Дети любого возраста любят играть в ролевые игры, посредством которых они пытаются познать мир, учатся понимать взаимоотношения между взрослыми людьми, изучают законы общества, в котором живут. Чаще всего малыши дошкольного возраста играют в сказки, представляя себя на месте доброго и отважного героя из какого-нибудь мультсериала или персонажа из сказки. Малыши любят импровизировать на основе сюжетной линии конкретного произведения.

В подобных играх ребенок одновременно выполняет функции сценариста, режиссёра, бутафора, декоратора, музыканта и актёра. Понаблюдайте за ним, и вы поймёте, что у него получается лучше всего: сценарий, постановка, декорации, костюмы или актёрское мастерство. В зависимости от того, к чему у него есть больший талант, старайтесь развивать его и дальше.

Если ваш малыш силён как сценарист, помогите ему в постановке игрового сюжета, подготовке сцены и костюмов, подборе музыкального сопровождения, сыграйте одну из ролей в его игре. Организуйте домашний театр, в котором каждому члену найдётся место на «сцене» или в «зрительном зале».

Для малыша подготовка к спектаклю – это волшебство, в котором воплощается его мир, нарисованный его же воображением. Изготовление декораций и реквизита, костюмов – это процесс, в котором ребёнок приложит максимум своих творческих способностей. Безусловно, ему потребуется ваша помощь в подборе материалов и изготовлении необходимых для спектакля вещей. Из картонных коробок можно изготовить массу уникальных вещей, начиная от импровизированной сцены и заканчивая мелкой бутафорией.

Долгий процесс подготовки костюмов и сцены сменяется заучиванием текста, репетициями, а заканчивается рисованием театральной афиши с анонсом нового спектакля. На премьеру вы можете позвать ваших друзей, знакомых и родственников, соседей по дому. Это станет не только грандиозным событием в жизни вашего ребёнка, но и хорошим поводом пообщаться для взрослых людей.

В процессе своей театральной деятельности малыш знакомится с целым комплексом инструментов, художественных, музыкальных и актёрских приёмов. Целый комплекс художественных средств оказывает на него своё влияние: это наглядный образ, художественное слово, музыкальное сопровождение. Постановка сказок и спектаклей вызывает у детей живой интерес, желание играть даже маленькую и незначительную роль. Как правило, дети усердно учат тексты, готовы подолгу репетировать в ожидании этого праздника.

В спектаклях для детей дошкольного возраста в сюжетной линии преобладают темы добра, дружбы, взаимовыручки, честности, храбрости и трудолюбия. Играя ту или иную роль, малыш начинает настолько сопереживать своему персонажу, что испытывает настоящие эмоции. Театрализованное творчество также является и воспитательным актом, так как акцентирует внимание ребёнка на человеческих добродетелях и отвергает, порицает человеческие пороки: трусость, жестокость, жадность, подлость, хитрость.

Театральный мир способствует расширению и углублению знаний малыша о мире, в котором он живёт. Увлечение ребёнка театром формирует у него особенные черты характера и мировоззрения, отношения к окружающим. Он развивает свою память, речь, логику мышления, учиться применять нестандартные подходы и принимать креативные решения. Театральная деятельность оказывает влияние на формирование его психики, развитие умственных способностей, повышает уровень его активности, адаптивности в обществе, улучшает качество речи и словарный запас.

К основным преимуществам увлечения театром можно отнести следующие факторы:

Качество

Проявление

1

Благотворное влияние на психику ребенка

Способствует концентрации внимания.

Улучшает воображение, память.

Формирует эмоционально-волевую составляющую характера ребёнка.

2

Способствует совершенствованию речи

Формирует выразительную речь, учит изъясняться внятно и чётко.

Пополняет словарный запас и одновременно активизирует его.

Повышает качество интонационного строя речи и её звуковой культуры.

Улучшает грамматический и диалогический  строй речи.

3

Помогает быстрее и качественнее познать окружающий мир с разных сторон

Играя разные роли, вживаясь в различные образы, дети познают жизнь с разных ракурсов. Посредством художественных красок, музыки, костюмов и диалогов дети учатся запоминать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщать.

4

Способствует раскрепощению и развитию коммуникабельности

Ребёнку становится легче общаться со сверстниками и людьми других возрастных категорий, устанавливать новые связи, завязывать дружеские и деловые отношения.

5

Оставляет в памяти яркие и незабываемые воспоминания

Воспоминания о театрализованном действии, в котором ребёнку довелось принимать участие, останутся с ним на всю жизнь как ощущение сказки, волшебства, праздника.

6

Учит воспитанности и уважению к другим людям

Общение с родителями и педагогами во время постановки спектакля сформирует у ребёнка уважение и почтительное отношение к сверстникам и людям старшего возраста.

7

Навык театрального творчества пригодится в будущем

Всё, чему научится ребёнок в театральной студии, останется в его памяти на всю жизнь. Все свои навыки, как ценный личный опыт, он сможет использовать в будущем при воспитании собственных детей.

Ребёнок, который знаком с азами театрального искусства, всегда будет востребован для организации утренников в детском саду, школе, детском летнем лагере, а далее – в высших учебных заведениях. Навыки театрального мастерства пригодятся ему и во взрослой жизни при построении семьи, устройстве на работу, в карьерном росте.

Авторитет взрослого человека

Наблюдая за игрой ребёнка и его общением со сверстниками, можно обнаружить у него те или иные таланты. Правда, предрасположенность к какому-либо искусству вовсе не означает, что ребёнок невероятно талантлив и обязательно станет всемирно известной звездой. Развитие таланта у ребёнка требует от родителей и преподавателей большой моральной поддержки, а также финансовой помощи. Важная роль в раскрытии и развитии таланта отводится взрослым людям – родителям, школьным учителям, руководителям мастер-классов, секций и кружков.

Авторитет взрослого человека, наставника, является ключевым звеном в формировании любой личности. Ребёнок, уважая его и доверяясь ему, совершает поступки, которые, по его мнению, должны быть одобрены наставником. И, напротив, он никогда не пойдёт на то, что не приветствует и не приемлет его наставник. С любой своей радостью, победой или проблемой он спешит поделиться с тем человеком, который для него является авторитетом. Поэтому вовремя сказанное доброе слово, своевременная поддержка, поощрение или справедливая критика очень необходимы творческому ребёнку.

Каким должен быть педагог?

С точки зрения психологии, всех учителей, педагогов, руководителей и наставников можно условно разделить на две категории:

  • Обучающий педагог – наставник, которому важен результат обучения, а творческая составляющая процесса обучения не имеет для него первостепенного значения.

Развивающий педагог – наставник, использующий для развития детей творческий подход: он стремится развить в ребёнке творческое начало и раскрыть все его таланты. Для него важно качество выполненной работы, а не количество решённых задач.

В сфере педагогики ведутся постоянные споры относительно доминанты влияния школы и семьи на процесс развития творческих способностей у детей. Спор этот относителен, поскольку все семьи отличаются друг от друга не только социальным статусом и финансовыми возможностями.

Большое значение имеет статус личности самих родителей и преподавателей в школе. Не секрет, что человек с дипломом педагога часто не способен работать по своей специальности, поскольку не обладает педагогическим талантом или не обладает необходимым личностным уровнем развития. Тренеры и наставники кружков по интересам часто достаточно много времени уделяют каждому своему воспитаннику.

В то же время среди родителей очень часто можно встретить человека, который должен быть педагогом по своему призванию, но сферой его профессиональной деятельности является иная отрасль. Это доказывает лишь тот факт, что в своё время его родителям не удалось распознать и развить его истинный талант.

Альтернативным решением в споре о большем влиянии семьи или школы на развитие творческих способностей ребёнка должно стать их тесное сотрудничество, а не соперничество. Дополняя друг друга, эти два института внесут посильную лепту в процессе становления личности ребёнка. Тем более это важно, поскольку половину дня ребёнок проводит без родителей, в общении с учителями, а другую половину – пребывает в кругу семьи (без учителей).

Если у педагогов детских учреждений, помимо педагогического призвания, есть мотивация для работы с детьми, то родители часто пренебрегают своими обязанностями, полагая, что их профессиональная карьера и личная жизнь должны быть на первом месте. Ребёнок в такой семье не получает необходимого ему внимания и поддержки, поэтому все обязанности по его обучения и развитию выполняет школа, а также руководители кружков и секций, которые ребёнок посещает.

Помощь родителей детям дошкольного возраста крайне необходима. Именно в период от 3 до 7 лет ребёнок начинает общаться с взрослыми людьми, готовится к школе. Его адаптация к взрослому миру иногда протекает достаточно сложно, а педагогам трудно подобрать подход к ребёнку, наделённому определёнными талантами.  В этом случае помощь родителей трудно переоценить.

Рекомендации по воспитанию творческой личности

  1. Определите круг интересов своего ребёнка, найдите сферу, которая более всего занимает его внимание.
  2. Детское воображение не имеет границ, дети – большие выдумщики и фантазёры. Никогда не ругайте ребенка за фантазии и изобретательность, за использование ваших вещей в его экспериментах.
  3. Если ваш малыш часто «витает в облаках», есть большая доля вероятности, что он является творческой личностью. Ребенок, который во время еды или в процессе игры внезапно замирает и надолго задумывается, не должен вызывать у вас беспокойство. Скорее всего, он абсолютно здоров, а «замирания» связаны с тем, что в эти моменты его посещает множество интересных идей, которые он обдумывает.
  4. Не стоит ругать ребёнка за его фантазии – необходимо способствовать развитию его творческого таланта как в стенах детского дошкольного учреждения, так и в семейном кругу. Если у малыша есть склонность к изобретательству, помогайте ему с поиском материалов, необходимых ему для воплощения собственных идей. Это могут быть самые простые вещи из вашего дома: пуговицы, пробки от бутылок, нитки, крупы и макаронные изделия, пластиковые бутылки и стаканчики, зубочистки, спички, скрепки, лоскуты ткани, проволока и пр.
  5. Проявляйте собственную фантазию – малыш оценит ваши способности и будет больше доверять вам. Вы будете общаться с ним на равных, когда дело будет касаться творческих моментов: организации семейных праздников, домашнего театра и пр.
  6. Устраивайте домашние спектакли чаще, ведь театральная деятельность позволяет малышу выражать различные эмоции: гнев, радость, страх, агрессию, любовь и пр. Играя роли с разной эмоциональной окраской, малыш не только познаёт различные эмоциональные состояния, но и улучшает свои коммуникативные навыки, повышает свой культурный уровень.
  7. Разрешите малышу на один день стать главным в семье: этот эксперимент будет полезен ему, чтобы понять, какая ответственность каждый лень лежит на родителях. Вы можете усложнить эксперимент, капризничая, как маленькие дети. Малыш осмыслит ситуацию, без труда узнает себя и поймёт собственные ошибки перед вами. Кроме того, такой эксперимент будет способствовать большему сближению родителей и ребёнка, отношения между ними станут более доверительными.
  8. Всегда находите время поговорить с ребёнком. За день его посещает тысяча идей, возникает масса вопросов, на которые у него не всегда есть ответы. Ваша помощь ему крайне необходима, так же как ваша забота о нём и любовь. Помните, что вы для своего ребёнка являетесь самым главным инструментом в его познании мира.

В процессе развития творческих способностей у детей дошкольного возраста главное, чтобы у ребёнка была возможность фантазировать и воплощать свои идеи в реальность.

Никогда не следует навязывать малышу с творческим складом ума собственные стереотипы и своё мнение, требовать строго подчинения вашим правилам: это не способствует развитию его талантов и убивает в нём личность.

Дети быстро растут, а будущее родителей зависит от будущего их детей. Чем больше добра и знаний вы вложите в своего малыша, тем большим добром он ответит вам, когда вырастет и станет самостоятельным человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка"

Консультация "Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»...

Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»

Консультация для родителей  «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»...

Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»

Бог создал семью, чтобы обеспечить человеку максимальную любовь, поддержку и мораль. Это наилучший пример, который можно себе представить. (Джерри Фалуэлл)....

«Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»

laquo;Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь ме...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое...