Игры для развития навыков общения у детей 5-6 лет
консультация (старшая группа) по теме

Коваленко Татьяна Александровна

Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дошкольных учреждений и родителям, при организации игр для развития навыков общения старших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_obshcheniya.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс игр на развитие навыков взаимодействия

№ блока

Название игры

Цель

Рекомендации по проведению

1.

 «Зоопарк»

«Возьмёмся  за руки,  друзья»

«Сочиняем сказку»

- развивать невербальные способы общения.

- учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

- научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам.

Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения Изображает это

животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д.

Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог.

Важно поддерживать неуверенных в себе детей, стараться, чтобы каждый ребёнок сказал хотя бы одно слово.

2.

«Ручеёк»

«Раскрасьте правильно»

 

«Представление»

- помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

- развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться.

- изображает при помощи мимики и пантомимики какой-либо предмет, растение или животное.

Способствовать сплочению детского коллектива.

Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения

3.

«Птенцы»  

«Дрозды»

«Встаньте, все кто…»

- изображает при помощи мимики и пантомимики появление на свет птенца.

- развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

- сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

4.

«Ожившие игрушки»

«Змея»

«Коридор приветствий»

- сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

- развивать навыки группового взаимодействия.

- предоставление детям возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.

Способствовать формированию навыков совместных действий, лучшему пониманию друг друга; расширение диапазона творческих способностей; снятие коммуникативных барьеров.

Таблица 7 (продолжение)

5.

«Зеркало»

«Я хочу с тобой подружиться»

«Передай настроение»

- развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию, соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.

- сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

- предоставление детям возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.

Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми.

6.

«Вопрос - ответ»

«Бабушка Миланья»

«На тропинке»

- развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

- придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить

- пойти одновременно навстречу друг другу и встать на противоположную сторону тропинки, ни разу не заступив за черту.

Овладение навыками эффективного слушания; активизацию процесса самопознания и самоактуализации; расширение диапазона творческих способностей; снятие коммуникативных барьеров.

7.

«Давай поговорим»

«Сотворение чуда»

«Мышата в мышеловке»

развитие коммуникативных навыков.

- развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

- передвигаться сообща (по два) по комнате.

Способствовать сплочению детского коллектива. Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения.

Описание игр на развитие навыков взаимодействия

Игры на развитие умения входить в контакт, коммуникативных умений

1) «Зоопарк»

Цель: развивать невербальные способы общения.

Описание игры: каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

2) «Вопрос – ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Описание игры: дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.).

3) «Ручеёк»

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Описание игры: дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

4) «На мостике»

Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию, соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.

Описание игры: перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей на две группы и разводит в разные стороны. Предлагает представить такую ситуацию : дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик. (на полу чертится полоса шириной 30-40 см). по мостику могут пройти только два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на пары и двигаются навстречу. Тот кто заступит за черту выбывает из игры (упал в ущелье). Успешное окончание игры можно считать лишь в том случае, когда ребенок уступил дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.

5) «Птенцы». «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? — спрашивает воспитатель. — Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому  ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

«Давай поговорим» 

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение изавязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе.  

1) «Возьмёмся  за руки,  друзья»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Описание игры: педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

2) «Раскрасьте правильно»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться.

Описание игры: дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок  по образцу вдвоем (т.е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.

3) «Дрозды»

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Описание игры: дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия: 

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего  партнёра.). У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

4) «Змея»

Цель: развивать навыки группового взаимодействия. Описание игры: дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за

плечи или за талию. Первый ребёнок — “голова змеи”, последний — “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом укорачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

5) «Я хочу с тобой подружиться»

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: Из участников игры выбирается водящий‚ который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.

6) «Бабушка Маланья». Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения. Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку Маланью (на 111 него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями. Слова   Движения У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей. Дети движутся по кругу, держась за руки. Все без бровей. Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими усами, С такой головой, С такой бородой, Ничего не ели, Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы и пр. Целый день сидели, На нее глядели, Делали вот так… Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение. Движения могут быть

самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут 

  сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

 7) «Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках«волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

 Игры на сплочение детского коллектива.

1) «Сочиняем сказку»

Цель игры: научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам.

Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий выбирает какую-нибудь маленькую игрушку и начинает рассказывать сказку, например: «Жил-был

маленький зайчик. Он больше всего любил...» На этих словах рассказчик передает игрушку следующему участнику. Тот продолжает начатую фразу и историю. Если дети затрудняются придумывать продолжение, можно немного подсказать им, например: «Он жил с …», «Однажды он решил отправиться...» и т. п‚

Примечание. Взрослому важно поддерживать неуверенных в себе детей, стараться, чтобы каждый ребёнок сказал хотя бы одно слово.

 2)  «Представление». Дети встают или садятся в круг. Один (двое или трое) из них выходит в центр и изображает при помощи мимики и пантомимики какой-либо предмет, растение или животное. Сидящие в кругу, угадывают. Тот, кто первым угадает, встает в центр круга и изображает один

или с партнерами что-то свое и т.д. Более сложный вариант, когда психолог или кто-то из детей задает на ушко исполнителям образ или ситуацию, которую надо изобразить.

3) «Встаньте, все кто…»

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми. Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает

убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать  игрушки,  кататься с горки и т.д.» Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.

4) «Коридор приветствий»

Цель игры: предоставление детям возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них. Описание игры: Дети встают в две шеренги лицом друг к другу. Образуя между шеренгами коридор. Ребёнок, который находится с краю любой из шеренг, начинает медленно проходить по коридору. Дети приветствуют его так, как будто бы он – знаменитая личность: машут ему руками, кланяются, аплодируют, кричат: «Ура!» и т. д. как  только первый ребёнок дойдёт до середины, следующий ребёнок с краю шеренги  начинает двигаться по коридору в том же направлении. Так продолжается пока все дети не пройдут через «Коридор приветствий». Запрещается дотрагиваться до того, кто идёт по коридору.

5) «Передай настроение». Правила игры те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим  становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

6) «На тропинке».  На полу или на асфальте чертится узкая полоска. Воспитатель обращает внимание детей на полоску: «Это — узенькая тропинка на заснеженной дороге, по ней одновременно может идти только один человек. Сейчас вы разделитесь на пары, каждый из вас встанет по разные стороны тропинки. Ваша задача — пойти одновременно навстречу друг другу и встать на противоположную сторону тропинки, ни разу не заступив за черту. Переговариваться при этом бесполезно: метет метель,  

ваши слова уносит ветер, и они не долетают до товарища». Воспитатель помогает детям разбиться на пары и наблюдает вместе с остальными детьми

за тем, как по тропинке проходит очередная пара. Успешное выполнение этого задания возможно только в том случае, если один из партнеров уступит дорогу своему товарищу.

 7) «Мышата в мышеловке». Для игры требуются матерчатые мешки, чтобы, забравшись в них, дети могли передвигаться по комнате. Взрослый сообщает детям о том, что они будут сегодня играть в мышат: «В одном доме жили мышата. Они жили тихо и дружно, никому не мешали, только иногда забирались в хозяйский погреб и таскали оттуда сыр, ведь надо же было им чем-то питаться. Конечно же, хозяин дома не был счастлив от такого соседства, и вот однажды он решил уничтожить мышат. Для этого он накупил много мышеловок и расставил их по всему погребу. А ничего не подозревающие мышата вечером, как всегда, отправились за сыром. И, конечно же, оказались в мышеловках». Воспитатель помогает детям по двое забраться в мешки так, что они могут лишь высунуть голову. «Итак, вы попались! Вы так испугались и растерялись, что сначала только и могли, крепко-крепко обнявшись, жалобно пищать». Воспитатель подходит к каждой паре детей и гладит их. «Чтобы спастись, вы должны до прихода хозяина добраться до своей норки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-4 года

Охота на тигровЦель: развитие коммуникативных навыков.Возраст: от 4 летКоличество играющих: не менее 4 человек.Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).Описание игры: дети встают в круг, в...

Картотека "Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-4 лет"

Картотека "Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-4 лет"...

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей.

Пособие «Коммуникативные игры» представляет собой сборник игр, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения....

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Данный материал будет полезен для воспитателей. Цель методической разработки - показать, как в процессе игры формируются коммуникативные навыки у дошкольников....

Методический материал " Игры на развития навыков общения у детей старшего возраста"

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нрав...

Игры на развитие навыков общения у детей с ОВЗ

Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоциональ...