Конспект мероприятия родительского клуба на тему «Дети – прирожденные исследователи»
материал на тему

Кокорина Екатерина Владимировна

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_-_prirozhdyonnye_issledovateli.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»

Конспект мероприятия родительского клуба

Тема: «Дети – прирожденные исследователи»

                                                                                                                  Воспитатели:

                                                                            Кокорина Екатерина Владимировна,

                                                                            Герр Светлана Леонидовна

  1. г.

Тема: «Дети – прирожденные исследователи».

Цель: знакомство родителей с детским экспериментированием, его значением для развития познавательного интереса, познавательной активности, мышления, воображения и самостоятельности дошкольников.

Задачи:

- раскрыть актуальность детского экспериментирования;

- расширить представления родителей о значении экспериментирования в жизни ребенка;

- познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях;

- дать рекомендации родителям для того, чтобы их ребенок проявлял познавательную активность и самостоятельность.

Предшествующая работа:

1. Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование дома».

2. Оформление консультации для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях» 

 Материал и оборудование:

- игрушка медвежонок;

- стаканы с водой;

- ёмкость с водой;

- вода;

- цветные камешки;

- пустые стаканы;

- ложки;

- 4 пластиковые бутылки с водой, крышки которых, с обратной стороны, намазаны красками основных цветов: красная, жёлтая, синяя, зелёная;

- стакан со льдом, ёмкость с кусочками льда;

- баночки с сахарным песком, солью, мукой, рисом;

- палитра;

- альбомные листы;

- акварель;

- непроливайки;

- кисточки;

- салфетки.

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас сегодня. И нашу встречу мы начнём с не большой игры. Передо мной на столе находятся обыкновенные пластиковые бутылки, наполненные водой. Но хочу заметить, уважаемые родители, что вода в этих бутылках не простая, она – волшебная. Стоит только закрыть глаза, загадать желание, потрясти бутылку, и у того, у кого вода поменяет цвет, желание непременно сбудется. А чтобы это доказать, я порошу четырёх родителей выйти ко мне.

(Родители выходят, загадывают желание, трясут бутылку с водой, и у каждого родителя вода в бутылке меняет цвет, родители садятся на свои места.)

Посмотрите, желания всех, кто выходил ко мне, непременно сбудутся, вода в одной бутылке стала зеленой, в другой – синей, зелёной и красной! Но как же так произошло? Каким образом вода поменяла цвет? 

(Предположения родителей.)

Уважаемые родители, вы сами видели, как простой опыт с водой у нас, у взрослых людей вызвал бурю эмоций, интерес, радость от полученного результата, а что говорить о детях.

Мы не зря начали наше собрание с опыта, потому что, речь будет идти о детском экспериментировании и его значении в развитии ребенка младшего дошкольного возраста, также сегодня мы узнаем, что необходимо делать, чтобы дети проявляли познавательную активность, поэкспериментируем сами.

Наш разговор мне хочется начать с таких слов:

Учат нехотя уроки,

Болтуны и лежебоки,
       Любознательные дети,

Все желают знать на свете?
       Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?
       Почему снежинка тает,

        До ладошки долетая?

     

        Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?
       Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре?
       Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?
       Видно надо не лениться,

        А учиться и учиться.

        В дошкольном возрасте ребёнок с жадностью исследует окружающий мир. Ему все любопытно, его волнует тысяча вопросов: что такое вода и почему она мокрая? Куда исчезает солнце ночью? Где прячется звонок у телефона? Как устроена стрекоза? Скажите, а вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов?

(Ответы родителей.)

Ребенок рождается исследователем. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь самостоятельно узнать что-то новое о мире. Ребята постоянно двигаются, что-то рассматривают, разбирают, складывают, обследуют, с интересом наблюдают за окружающим миром. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

И я бы хотела спросить вас, что такое экспериментирование?

(Ответы родителей.)

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

Как вы думаете, когда ребенок начинает экспериментировать?

(Ответы родителей.)

На самом деле ребенок начинает экспериментировать не в год, не в два года, а с пеленок. Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, дотронусь до игрушки – она зазвенит. Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.

К сожалению, не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, попробовать на вкус снег или раскрасить окно в комнате гуашью. Хотя именно эти, кажущиеся на первый взгляд, неправильные, нелепые действия ребенка способствуют развитию любознательности и познавательной активности, а в дальнейшем развитию уже осознанного экспериментирования в более старшем возрасте.

Кто может сказать, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?

(Ответы родителей.)

Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка. Перед ним стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Также экспериментирование способствует развитию любознательности и познавательного интереса, мелкой моторики, воображения.

Кроме того, в процессе опытов и экспериментов:

  •  дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
  •  идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
  •  развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  •  детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  •  в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности.

От своих открытий дети испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

Задачи экспериментирования:

  •  развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  •  формирование умений комплексно обследовать предмет;
  •  развивать компетенции: самостоятельность, инициативность, чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе, мышление.

В нашей группе есть уголок экспериментирования, в него входит:

  •  тематические альбомы;
  •  коллекции: семена разных культур, лекарственных трав, тканей, бумаги, кожи;
  •  природный материал (шишки, желуди, орехи, ракушки, камни, веточки, листья, опилки, спилы деревьев, сено, перья, кора деревьев и др.);
  •  бросовый материал (пробки, палочки, бусины, пуговицы, верёвки, шнурки, трубочки, резиновые и пластмассовые игрушки, стёкла разного цвета, проволока и др.);
  •  оборудование для игр с песком, водой, воздухом, светом, мыльной пеной и других опытов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятия, игра, прогулка, режимные моменты (одевание, раздевание, умывание и т.д.).

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?

(Ответы родителей.)

Вы правильно подметили, что родителям необходимо:

  •  самим быть любознательными;
  •  давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка;
  •  предлагать новые интересные объекты для исследований;
  •  не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения;
  •  стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.

Уважаемые родители, представьте, что мы сейчас находимся в детской экспериментальной лаборатории, мы хотим предложить вам почувствовать себя настоящими экспериментаторами и провести несколько несложных опытов. Такие опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Как вы думаете, с какими веществами увлекательно и безопасно проводить домашние опыты для детей младшего дошкольного возраста?

 (Ответы родителей.)

Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного.

Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые вы можете провести с детьми с водой?

(Ответы родителе.)

Молодцы! Вы подобрали много правильных и интересных экспериментов с водой, в которых дети узнают о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. А сейчас предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать.

Игровая ситуация 1 для первой подгруппы.

- Ребята, посмотрите, медвежонок проснулся. Здравствуй, медвежонок. Ребята, а что это у медвежонка?   (Стаканчик.)

- А вы как думаете, что в стаканчике? (Вода.)

- Медвежонок, говорит, что он осенью поставил на стол стакан с водой и лёг спать, а сейчас проснулся после долгого сна и очень хочет пить.

(Берём стакан, собираясь подать медвежонку.)

- Какая же это вода, если она не выливается?

(Показываем «медвежонку» и родителям стакан со льдом, переворачиваем его вверх дном.)

- Ребята, посмотрите, медвежонок расстроился и не знает, что же теперь делать. А давайте поможем ему и объясним, куда делась водичка, что же с ней случилось и какая она, эта вода? (Вода в стакане замерзла и превратилась в лед.)

- Почему вода замерзла? (Потому что, зимой холодно.)

- Да, ребята, никуда вода не исчезла, она просто превратилась в лёд. Как же нам помочь медвежонку и сделать так, чтобы лёд превратился в воду?

(Родители предлагают варианты решения проблемы.) 

- Правильно, надо его нагреть. Когда лёд растает, он снова превратится в воду и медвежонок сможет напиться водой. Сейчас попробуем нагреть лед. Положим лед на теплую ладошку и посмотрим, что получится.

(Раздаём родителям кусочки льда.)
        - Что случилось со льдом? (Лед начал таять и на ладошке появилась вода.)

- Что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (Грели.)

        - А как нагревали? (Грели ладошками, потому что ладошки теплые.)

- Сколько воды у нас получилось! Медвежонок благодарит нас, за то, что мы ему объяснили, куда подевалась вода и как можно растопить лёд. Вода просто замерзла и превратилась в лёд, а лёд можно растопить, если его нагреть. А теперь я налью в емкость воду, а вы возьмите по одному цветному камешку и положите в емкость с водой. Мы видим камешки? (Да.) Какого цвета камешки?

- Мы видим в воде камешки и даже можем различить их цвет. Это значит, что вода какая?  (Прозрачная.)

(Дать родителям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой.)

- Ребята, перед вами стоят два стаканчика, давайте аккуратно перельём воду из одного в другой.

(Родители выполняют задание.)

- Что происходит с водой? (Она льётся.)

- Почему она льётся? (Вода льётся, потому что она жидкая.)

- Так как вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

- А давайте её понюхаем? Чем пахнет вода?

(Родители нюхают воду.)

- Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

- Медвежонок, ты теперь понял, что же такое вода и какая она? (Да.)

- Ребята, а наш медвежонок очень хотел пить, давайте мы вместе с ним попьём.

(Пьём воду.)

- Какой у нее вкус? Мы не можем сказать, какой у воды вкус. Она безвкусная.

- Молодцы! Кому мы сегодня помогали? (Медвежонку.) А что у него случилось? (Замёрзла вода в стакане.) Что интересного узнал сегодня медвежонок про воду? Какая она? (Прозрачная, жидкая, безвкусная, не пахнет, замерзает.)

Кухня – это место, где ребёнок «мешает» маме, когда она готовит еду. Какие эксперименты можно провести там?

(Ответы родителей.)

Молодцы! Вы подобрали много правильных и интересных экспериментов на кухне. Мы предлагаем вам немного поэкспериментировать.

Игровая ситуация 2 для второй подгруппы.

- Ребята, посмотрите, наш медвежонок задумался. Что же случилось? Давайте спросим его. Медвежонок почему ты такой задумчивый?

- Медвежонок говорит, что хотел сделать себе вкусную, сладкую водичку. Когда мама уходила на работу, она сказала, что в воду нужно положить сахар, тогда водичка будет вкусная и сладкая. Но он не знает в какой баночке находится сахар. Ребята, давайте поможем медвежонку и приготовим ему водичку. (Давайте.)

- А скажите мне пожалуйста, какой на вкус сахар? (Сладкий, вкусный.)

- Если положить его воду и размешать, то вода будет какая на вкус? (Сладкая, вкусная.)        

На столе несколько одинаковых емкостей с водой и баночки с сахаром, солью, мукой, рисом.

- Давайте возьмём ложечку, наберём в неё вещество с первой баночки (соль) и высыплем в первый стакан с водой.

(Родители выполняют задание.)

- А теперь хорошо размешаем.

(Родители выполняют задание.)

- Что произошло? (Вещество растворилось.) Давайте попробуем получилась ли у нас сладкая водичка?

(Родители пробуют воду.)

- Какая вода на вкус? (Солёная.) Вкусная? (Нет.) Это сахар был? (Нет.)

- Теперь давайте наберём вещество со второй баночки (мука)  и высыплем во второй стакан с водой и размешаем.

(Родители выполняют задание.)

- Что произошло? (Вещество не полностью растворилось.) Давайте попробуем водичку, может она будет сладкая?

(Родители пробуют воду.)

- Какая вода на вкус, вкусная? (Нет.) В этой баночке был сахар? (Нет.)

- Теперь давайте наберём крупу с третьей баночки (рис) и высыплем в третий стакан с водой и размешаем.

(Родители выполняют задание.)

- Что произошло? (Вещество не растворилось.) Давайте попробуем водичку.

(Родители пробуют воду.)

- Какая вода на вкус, вкусная? (Нет.) Это сахар? (Нет.)

- А теперь наберём вещество с четвёртой баночки (сахар) и высыплем в четвёртый стакан с водой и размешаем.

(Родители выполняют задание.)

- Что произошло? (Вещество растворилось.) Давайте и эту водичку попробуем на вкус, может она будет сладкая.

(Родители пробуют воду.)

- Какая вода на вкус? (Сладкая.) Вкусная? (Да.) Значит в этой баночке у нас что лежит? (Сахар.)

- Вот медвежонок нашли мы с ребятами баночку с сахаром, теперь ты можешь сам делать себе сладкую и вкусную водичку. Медвежонок говорит вам большое спасибо за вашу помощь, пошёл он делать себе водичку.

- Ребята, кому мы сегодня помогали? (Медвежонку.) А что случилось? (Он хотел сделать себе сладкую водичку попить, но не знал в какой баночке лежит сахар.)

- Что интересного мы с ним узнали? Что мы делали? (Растворяли в воде вещества.)  

- Что же получается, некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые – нет. Молодцы!

Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые вы можете провести с детьми при рисовании, аппликации?

(Ответы родителей).

Молодцы! Вы подобрали много интересных экспериментов.

Игровая ситуация 3 для третьей подгруппы.

- Ребята, посмотрите, что делает медвежонок? (Рисует.)

- Медвежонок говорит, что раскрашивал свой рисунок леса в зелёный цвет и у него закончилась зелёная краска. Ребята, а что же делать? Давайте поможем ему. (Давайте.) А что будем делать?

(Ответы родителей.)

- Попробуем сделать эту краску самим. А чтобы получить новую краску, нужно смешать две разные краски. Давайте подумаем какие краски нужно смешать, чтоб получить зелёную краску.

(Родители предлагают.)

- Давайте попробуем.

(Родители выполняют задание, смешивают разные краски в палитре.)

- Что у нас получилось? Краски каких цветов вы смешали и получили зелёную краску? (Синюю, жёлтую.)

- Вот медвежонок, посмотри, сколько зелёной краски сделали для тебя ребята. Теперь ты можешь продолжить раскрашивать свой рисунок. Ребята, медвежонок говорит Вам большое спасибо, что вы ему помогли, а ему пора возвращаться к себе домой. До свидания медвежонок!

Ребята, кому мы с вами помогали? (Медвежонку.) А что случилось? (У него закончилась зелёная краска.)

- Как мы ему помогли? (Сделали зелёную краску.)  

- Что узнали сегодня? Какие краски нужно смешать. Чтобы получить зелёную? (Синюю и жёлтую.) Молодцы!

Выполняя аппликацию с ребенком, можно показать ему свойства разных видов бумаги. Занимаясь с ребенком лепкой, можно показать ему свойства пластилина (холодный пластилин твердый, плохо катается, а разогретый руками пластилин становится мягче и пластичнее).

Во время прогулки перед вами и ребенком открываются большие возможности для экспериментирования. Природный материал позволяет развивать у ребенка не только навыки экспериментирования, но и развивает мелкую моторику (изготовление поделки из природного материала), логическое мышление (счет природного материала, выкладывание геометрических форм из него), а также, способствует развитию воображения (на что похож природный материал).

Чем больше с малышом вы будете наблюдать, экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный         интерес. Ребенку постоянно необходимо преподносить что-то новое, интересное из мира природы, вместе с ребенком нужно двигаться к неизведанному от простого -  к сложному.

Как вы думаете, с какими веществами увлекательно и безопасно проводить опыты с детьми на прогулке?

 (Ответы родителей.)

Вы всё верно сказали. Это песок. Когда дети в своих играх знакомятся с песком, они узнают его свойства. Какие?

(Ответы родителей.)

Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды.

Мы предлагаем Вам вспомнить и назвать игры с песком из вашего детства? 

(Ответы родителей.)

Для экспериментирования необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Уважаемые родители, вы сейчас были настоящими экспериментаторами: подбирали материалы, выдвигали гипотезу, проводили эксперимент и делали умозаключения. А теперь я хочу предложить вам посмотреть презентацию о том, как экспериментируют дети в нашей группе.

         Занимательные домашние опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными к явлениям природы, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе.

При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
       У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
        Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признавайте за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

В заключении, хотелось бы сказать, что детство – это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее будет идти его развитие.

А вы, в свою очередь, должны эту деятельность поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия.

Мы хотим раздать вам памятки, в которых подробно описано, как вы себя должны вести, как вы должны действовать по отношению к своему ребенку.

Наше выступление хочется закончить такими фразами:

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

китайским изречением

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я делал, я знаю!»

Спасибо за внимание! До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект заседания родительского клуба на тему: "Волшебные краски".

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение             « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осу...

Конспект заседания родительского клуба на тему: "Встречаем праздник весело".

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение             « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осу...

Конспект заседания родительского клуба «Пчёлки» Тема: «Мой счастливый выходной день»

Данный материал предназначен для педагогов при планировании работы по взаимодействию с семьёй....

Конспект заседания родительского клуба по теме: «Мама - ты для меня, как солнце, а я, как лучик твой» (мастер класс «Незабудка для мамы»)

Заседание родительского клуба приуроченное ко "Дню матери" с мастер классом с мамами по изготовлению букета незабудок....

Конспект проведения родительского клуба на тему: «Семейный оберег. Кукла — Неразлучники»

Данная разработка поможет сплотить детей и родителей , через интересную форму проведения родительского клуба...

Дети - прирожденные исследователи

Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значения для развития познавательного интереса дошкольноков...