Главные вкладки

    Детские страхи. Как надо и как не надо вести себя родителям ребенка, испытывающим страх.
    консультация на тему

    Лащук Мария Михайловна

    Консультация для родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon detskie_strahi.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей.

    Детские страхи.

    КАК НАДО и КАК НЕ НАДО

    вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх.

    Детские страхи — явление распространенное, и они могут быть по любому поводу. Особенно длительно эти страхи держатся после причинения ребенку боли, чаще всего при проведении лечебных или диагностических процедур. Дети боятся анализа крови, уколов. Я знала одну трехлетнюю девочку, которая так была напугана лечением у стоматолога, что на протяжении всего дошкольного возраста во время стычек и ссор с детьми желала обидчику: "Надо, чтоб полечили тебя бормашиной".
    Иногда боль причиняется родителями умышленно, как воспитательное мероприятие. Однако еще ни одно физическое наказание не приводило к желаемому результату. Зато оно порождает страх и разрушает ростки доверия между родителями и ребенком.
    Еще одна причина страха у малыша — появление новорожденного в семье. И этот страх связан со страхом утраты своего былого, особенного положения единственного ребенка-первенца.
    Излишняя наша опека и забота о детях непроизвольно тоже могут стать источником их страхов. "Оденься потеплее, простудишься", "Не подходи к собаке, укусит", "Не бегай на дорогу, там машины, они задавят" и так весь день мы, сами того не сознавая, "мимозим" и внушаем страх ребенку. Ведь ее- ли этого боится мама, о чем не трудно догадаться даже по интонации ее запрета, то, очевидно, это и вправду страшно. И вот уже запуганный ребенок готов одеться потеплее, хоть и на улице жара, и испугается погладить даже собственного ласкового щенка.
    Еще сложнее обстоит дело, когда мы сами специально пугаем непослушного ребенка, используя такой маневр как метод воспитания: "Не будешь кушать, поведу тебя в больницу, там доктор сделает укол", "Не будешь слушаться, отдам милиционеру, он заберет тебя".
    Как правило, вначале эти банальные для взрослых фразы дают желаемый эффект. Однако часто у впечатлительных детей внушенный страх к милиционеру, врачу, собаке и т. д. способен выйти из-под контроля взрослых, и тогда малыш пугается всего и всех, кто хоть в какой-то мере похож на этого милиционера, па этого врача...
    Вы сами выпустили джинна из бутылки. И не загнать его назад. Теперь попробуй покажи ребенка доктору, когда он заболел, попробуй сделать ему хоть один укол, попробуй в гости пригласить милиционера... И объяснение родителей, что доктор добрый, а дядя-милиционер — знакомый, уже не помогает.
    В три года действенным толчком развития всей гаммы страхов у ребенка, как правило, бывает поступление его впервые в детский сад. Поэтому готовить к саду необходимо заблаговременно.
    Малыш растет, меняется палитра страхов. Используется весь багаж пережитого. Уже в четыре года, а иногда и в пять лет ребенка настигает возрастной страх одиночества. Происхождение его нетрудно объяснить. Ведь дети в этом возрасте чувствительны все до предела к поддержке и к защите взрослых и тянутся к родителям и близким всеми фибрами своей души.
    В шесть-семь лет достигает апогея страх смерти. Ребенок начинает вдруг осознавать, что смерть — естественное завершение всей жизни и рано или поздно это все-таки произойдет.
    Страх смерти — проявление инстинкта самосохранения. Ребенок тщательно скрывает этот страх. Однако о нем можно догадаться, когда дошкольник постоянно видит в своих снах пожары, бедствия, болезни, т. е. все то, что угрожает его жизни и здоровью. Особенно боятся дети в этом возрасте укусов змей и операций, всего того, что может привести к смертельному исходу. Зато почти проходят страхи перед сказочными персонажами-чудовищами. Как может быть Кощей бессмертным, когда бессмертных не бывает?
    Чуть позже, после страха собственной смерти, появляется страх смерти своих родителей. Ребенок более реально начинает смотреть на жизнь и понимать, что взрослым осталось меньше жить. Как обойдется он без мамы и без папы? И эта мысль мучает его.
    Теперь он очень дорожит родителями и всеми способами пытается угодить им, но их "оценочная" любовь не всякий раз бывает удовлетворена, и вот, уже теряя веру в себя, ребенок начинает бояться стать "не тем", кем должен быть.
    Довольно часто, не придавая этому никакою значения, родители внушают страхи детям своими на ходу придуманными угрозами и оскорблениями, как стрелы ранящими самолюбие ребенка. Но если в раннем возрасте словесный метод убеждения безрезультатен, то на дошкольника он действует по-иному, и наиболее эмоционально-чувствительные дети верят, что все угрозы их родителей способны реализоваться. А это — снова повод для страха.
    И эти поводы можно перечислять без конца: испуг, травмирующее обстоятельство, экстремальная ситуация... Как правило, причины страхов понятны взрослым. Но иногда пережитое ребенком событие незаметно для них, и страх им кажется беспричинным. Однако даже высокий уровень тревожности у матери и страхи се в детстве способны передаваться малышу. И предпосылка этого не генетическая обусловленность, а общая эмоциональная чувствительность у матери и ребенка.
    Пожалуй, страх является опаснейшей из всех эмоций, ведь испугаться можно даже до смерти. Но он не только зло. Он — как предупреждающий сигнал. А если вовремя предупредить, то можно вовремя и изменить... Поэтому приглядывайтесь и изменяйте... при этом помня, что для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх — естественные реакции познания окружающего мира, когда они эпизодичны и полностью не подчиняют воображение ребенка.
    Когда Вы видите, что Ваш малыш бесстрашен и даже возрастные страхи не свойственны ему, проверьте, нет ли у ребенка задержки психического развития.
    Когда Вы видите, что страхи интенсивны и постоянно нарастают, влияя на характер и поведение ребенка, необходимо обратиться к специалисту.

    КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх.

    1. Первым делом выяснить причину страха.
    2. При выборе воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер.
    3. Помнить, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.
    4. Ни в коем случае не наказывать ребенка. Если бы каждая мать, ругая его, могла представить, что ночью она превратится в Бабу Ягу, а каждый жестокий отец — в Бармалея, они бы гораздо лояльнее выбирали бы методы воспитания.
    5. Ни в коем случае не запугивать малыша даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность.
    6. Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять чтением сказок и просмотром кинофильмов.
    7. Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха (например, драчуна, которого ребенок боится, можно запугать ему самому, а не просто отступить перед ним)
    8. Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.
    9. Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть любимая игрушка заснет в его кроватке.
    10. У более старших детей, в некоторых ситуациях, попытайтесь уменьшить страх при помощи стыда, хотя бы такой фразой: "Тебе должно быть стыдно, ты ведешь себя как маленький испуганный котенок".
    11. Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности. Например, ребенок боится собак, затейте с ним игру в пограничника, где он будет Пограничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собачка расскажет ему что она думает о нем (как переживала, когда малыш убегал от нее, ей так хотелось иметь настоящего друга)
    12. Если ребенок боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, если боится врача — в больницу. Главное, игра должна быть интересной, захватывающей, и конечным результатом ее должно быть убеждение ребенка в том, что страх его напрасный.
    13. Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них.
    14. Словом, ищите свой способ преодоления страха у Вашего ребенка, учитывая его индивидуально-личностные особенности.
    15. Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.

    КАК НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх

    1. Использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания.
    2. Не обращать на страх ребенка никакого внимания и не пытаться помочь преодолеть его.
    3. Перегружать фантазию и воображение малыша пугающими его сказками и историями.
    4. Передавать свой страх ребенку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОВЕТЫ: КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ, ИСПЫТЫВАЮЩИМ СТРАХ

    ● Первым делом выясните причину страха.● При выборе воспитательных мероприятий, учитывайте, что страх имеет непроизвольный, неосознанный характер.● Помните, что малыш не может управлять своим поведени...

    Как надо вести себя родителям ребенка в период кризиса трех лет

    Памятка для родителей Как надо вести себя родителям ребенка в период кризиса трех лет...

    КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ, ИСПЫТЫВАЮЩИМ СТРАХ

    рекомендации для родителей, испытывающих затруднения в воспитании ребенка...

    Как НАДО вести себя родителям ребенка в период кризиса 3-х лет.

    Как надо вести себя родителям ребенка в период кризиса трех лет.Статья содержит рекомендации для родителей, которые помогут им в этот непростой период жизни ребенка....

    как вести себя с ребенком испытывающим страх

    Как сделать так, чтобы страх ребенка не закрепился на многие годы....