Консультация для родителей: "Мамин помощник или как приучить ребенка к порядку"
консультация (младшая группа) по теме

Иванова Ольга Викторовна

Материал был разработан с целью помочь родителям приучить своего ребенка помогать поддерживать порядок дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mamin_pomoshchnik_ili_kak_priuchit_rebenka_k_poryadku.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мамин помощник или как приучить ребенка к порядку.

Споткнулись об очередную игрушку, поскользнулись на луже неизвестного происхождения, раздавили недоеденную и брошенную на полу баранку, а собственные наручные часы обнаружили, например, в кастрюле… Все в порядке! Просто у вас растет очаровательный малыш! С чего же нужно начать, чтобы потом с гордостью и упоением рассказывать знакомым о том, как ваш ребенок вчера самостоятельно разогрел обед в микроволновой печи, потом, усадив вас перед телевизором, перемыл всю посуду, пропылесосил квартиру, протер пыль и полил цветы? А начать нужно как всегда с себя. Не секрет, что маленький человечек впитывает в себя все, что происходит вокруг. И основное влияние в первые годы жизни на него, конечно же, оказывает семья. Для того чтобы ребенок понимал, что такое порядок, он должен наблюдать его изо дня в день. И для начала давайте разберемся, что мы будем понимать под словом «порядок». Для этого стоит просто окинуть взглядом квартиру после генеральной уборки: чистый пол, блестящие зеркала и сияющая сантехника; стройные ряды книг и аккуратные стопки бумаг; посуда вымыта, одежда в шкафу, игрушки в коробках, пыль отсутствует и все на своих местах. Ну, а для того, чтобы порядок «был» – его нужно поддерживать. Желательно, чтобы стремление содержать свой дом в чистоте и аккуратности исходило в равной степени от всех членов семейства и носило систематический характер. Приучение к порядку с самого раннего детства должно происходить в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого. Часто родители допускают следующую ошибку: «Ты должен сам убирать свои игрушки!» – говорят они малышу. Но если мама или папа ни разу не показали, как это делается, не попробовали вместе с ребенком сложить их в коробку, то, как же тогда малыш поймет, что от него требуется? Ребенок приходит в незнакомый мир, и единственный доступный ему способ познания – это наблюдение за тем, как ведем себя мы – взрослые. Подражание является основой социального поведения ребенка. Это означает, что малышу необходимо показывать, как и что нужно делать и как можно подробнее пытаться объяснять свои действия. Ваш карапуз рассыпал что-нибудь или пролил? Не ругайте его, он наверняка сделал это не специально. Вместо этого объясните, что мусору на полу не место, покажите ему веник, дайте за него подержаться, растолкуйте – для чего он нужен, или позвольте вместе с вами повозить по полу мокрой тряпкой – ведь это такое удовольствие! Расскажите, почему вы складываете разбросанную по дому одежду на полки в гардероб и зачем убираете разложенные на кухонном полу кастрюли, сковородки и половники обратно в шкаф, или что за странная штуковина – утюг. Разумеется, подобные «светские беседы» не научат вашего малютку в одночасье стирать, подметать и гладить, однако они позволят ему воспринимать заботы по дому как неотъемлемую часть повседневной жизни, область, доступную и понятную не только «Всемогущим Взрослым», но и ему тоже. К тому же, давно известно, что чем раньше мы начинаем общаться с малышами, чем богаче и насыщеннее это общение, тем благоприятнее это сказывается на дальнейшем развитии маленького человека. Начав вместе с малышом убирать его разбросанные игрушки, вы однажды заметите, что у него неплохо получаться. Тогда попробуйте под каким-либо предлогом ненадолго отлучиться и понаблюдайте за ребенком. Если кроха не растерялся и продолжает заниматься совместно начатым делом, значит он уже вполне готов к тому, чтобы уборка игрушек стала его полноценной обязанностью. Ваша задача теперь заключается в том, чтобы постепенно и незаметно для малыша отстраниться от этого занятия. И когда, наконец, он от начала и до конца уберет свои игрушки – похвалите его, подчеркните, какой он стал самостоятельный и взрослый. Торжественно объявите ему, что отныне это его почетная обязанность. Родителей, конечно, волнует вопрос о том, когда же лучше всего начинать приучать ребенка к порядку? Уже в полтора года малыш, несомненно, придет в восторг, если вы позволите ему выбросить что-нибудь в мусорное ведро, считавшееся доселе неприкосновенным. Правда, необходимо будет учесть два момента: во-первых, чтобы доверенный ребенку «мусор» не оказался для него чересчур привлекательным; во- вторых, проследить, чтобы малыш не воспринял это ответственное поручение как зеленый свет для обратных действий – ведь в мусорном ведре наверняка таится множество соблазнов! Регулировать действия малыша в подобной ситуации, как и во многих других, вам поможет интонация: например, как только ребенок опустил в ведро ненужный обрывок газеты – щедро похвалите его, обнимите, погладьте по головке; однако, если его хитрые глазки заблестели, а ручки потянулись обратно – строго скажите, что так поступать нельзя, мягко, но настойчиво отведите его в сторону. Используйте простые слова-антонимы «хорошо»/«плохо», «можно»/«нельзя». Покажите, что Вы недовольны. К полутора годам вы можете научить малыша относить свои мокрые штанишки в ванную или доставать из стиральной машинки выстиранное белье. Как раз от таких милых и забавных мелочей, в конечном счете, и будет зависеть то, насколько опрятным вырастет ваш ребенок. Покажите ребенку, где должна лежать его одежда, и каждый раз, возвращаясь с прогулки, обращайте на это его внимание. Желательно, чтобы отведенное под детские вещи место было доступно для малыша – это может быть нижняя полка гардероба, низкая тумбочка или ящик комода. Предложите ребенку самостоятельно убрать свою одежду, если он недоуменно смотрит на вас – покажите, как это надо сделать. Для начала продемонстрируйте сами, а затем, вложив кофту в ладошки малыша, проделайте весь путь заново вместе с ним, направляя и комментируя каждое его движение. В два года ребенок уже способен не просто убирать вещи на свои места, но и, например, складывать свою одежду или развешивать ее на детском стульчике. В этом возрасте вы также можете доверить ему мытье своей тарелочки и кружки. Большинство детей любят возиться в воде, и вашему малышу это занятие наверняка придется по вкусу. Для этого поставьте его на скамеечку или невысокую табуретку, вооружитесь губкой, подберите подходящую посуду – она должна быть небьющейся и удобной для захвата маленькой детской ручкой, и – вперед! Принцип здесь тот же – сначала необходимо объяснить, что к чему, затем показать, как это делать на своем примере, после чего выполнить то же самое действие совместно с малышом, не забывая при этом комментировать ваши действия. В 2,5 года маленький помощник вытрет пыль и польет из лейки комнатные растения, а если нечаянно прольет воду на пол, то самостоятельно возьмет тряпку и вытрет лужу. Мечта, скажете вы? Нет, вполне реальная действительность! Просто не бойтесь привлекать ребенка к работе по дому, дайте ему почувствовать, что без него вам никак не обойтись. В этом вам помогут следующие советы: 1. Показывайте ребенку личный пример в поддержании порядка. 2. Объясните ребенку, что все члены семьи должны следить за порядком. 3. Покажите, как и что нужно делать и как можно подробнее объясните ребенку свои действия. 4. Постепенно и ежедневно приучайте ребенка выполнять правила поддержания порядка: доброжелательно напоминайте ребенку о том, что и как нужно делать, и хвалите ребенка за выполнение своих обязанностей. 5. Производите уборку совместно с ребенком. Ну, а дальнейший путь вам подскажет собственная фантазия! Наблюдайте, экспериментируйте и ваши старания не окажутся бесплодны.