Интеллектуально – экологическая викторина «Знатоки природы» (для родителей)
методическая разработка на тему

Серегина Татьяна Сергеевна

 Совместное мероприятие с родителями 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 городского округа Кашира»

Интеллектуально – экологическая викторина

«Знатоки природы»

(для родителей)

Составила воспитатель

высшей квалификационной категории

Серегина Татьяна Сергеевна

                           Образование:  

                                                                 среднее специальное педагогическое

                                                                   Стаж педагогической работы:  30 лет

г. Кашира, 2017 г.

Цель: Развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность родителей.

Форма проведения: игра

Оборудование: цветные листочки (красные и желтые).

Ход викторины:

Педагог:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Здравствуйте, наши зрители!

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…». Я очень рада видеть Вас на этой встрече. Одним из самых эффективных и наиболее интересных для детей средством является игра. Игры доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. Играя дети, лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и окружающей средой.

Итак, сейчас для Вас интеллектуально – экологическая викторина «Знатоки природы». И Вам предстоит выполнить задания и продемонстрировать свои многочисленные знания и таланты.

Педагог:

- Для того чтобы было нам удобно сегодня с Вами общаться  вы разделились на две команды. Цветные листочки будут означать название вашей команды. (Родители получают цветные листочки (красные и желтые) и делятся на две команды).

Педагог:

- В каждом деле нужен настрой, и мы с Вами начнем с разминки. Итак, 1 конкурс «Блиц - опрос».

Педагог:

Вопросы для красной команды:

Отвечаем быстро и правильно.

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (Лось).

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (Гриб)

- Назовите первого вестника весны? (Грач)

- Что ест зимой жаба? (ничего, она зимой спит)

– Назовите самую маленькую птичку? (Колибри).

– Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

– Какая птица подбрасывает свои яйца  в другие гнезда? (Кукушка)

– Какая птица быстрее всех летает? (Стриж).

Педагог:

Вопросы для желтой команды:

- Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)

- Что внутри птичьих костей? (воздух)

- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутинная)

- Какую траву любят кошки? (валериана)

- Лесной петух? (Глухарь)

- Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)

- Сколько ног у паука? (восемь)

- Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)

- Пингвин - птица или нет? (птица)

- Назовите самого знаменитого лесного певца?  (Соловей)

Педагог:

 - Молодцы, хорошие знания показали в разминке. А теперь мы переходим к основным заданиям нашей игры. Итак, конкурс «Что это за дерево?»

Педагог:

Вопросы для красной команды: 

– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа)

 – Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза)

– Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха)

Педагог:

Вопросы для желтой команды:

– Шероховатые листочки этого дерева состоят из разных по размеру половинок. Необычна и древесина: твердая, упругая, от воды не коробится, когда высохнет – не трескается. А чурбаки из него получаются и вовсе волшебные: топором не расколешь – вязнет топор в древесных волокнах. (Вяз)

- Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина)

– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб)

Педагог:

- И с этим заданием вы справились, а сейчас я хочу предложить очень интересный конкурс, где вы должны вспомнить назначения многих слов и закончить фразы. Итак, конкурс «Характер наш и братьев наших меньших»

Педагог:

Вопросы для красной команды:

1. Смелый, как ... (лев).
2. Коварная, как
... (змея).
3. Трусливый, как ...
(заяц).
4. Хитрый, как ... (лиса).
5. Злой, как ...
(собака).
6. Голодный, как ...
(волк).

Педагог:

Вопросы для желтой команды:

1.Трудолюбивый, как ... (муравей).
2. Верный, как ...
(пес).
3. Упрямый, как ...
(осел).
4. Бестолковый, как ...
(баран).
5. Тихий, как ...
(мышь).
6. Вольный, как ...
(Птица).

Педагог:

- Молодцы, и с этим заданием вы справились легко и быстро. А вот в следующем задании, нужно показать свою эрудицию. Итак, конкурс «Эрудит».

Педагог:

Вопросы для красной команды:

- Назовите фамилии, которые произошли от названий животных.

 (Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы, Карповы, Козловы и т.д.)

- Название, каких животных состоит из 2 букв? (Ёж, уж, як)

- Назовите дикие съедобные растения. (Крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой и т.д.)

- Назовите растение, которое связывают со звоном? (Колокольчик)

- Назовите птиц, которые зимуют в наших краях? (Синицы, воробьи, снегири, сороки, ворон, куропатки и т. д.)

Педагог:

Вопросы для желтой команды:

- Название какого растения состоит - из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка)

- Назовите растения, которые носят человеческие имена. (Роза, Вероника, Иван-да-Марья, Маргаритка, Иван-чай, Василёк и т.д.)

- Назовите животных, в названии которых только три буквы. (Чиж, сыч, ара,  рак, жук, оса,  лев, бык, вол, кот,  дог, сом, язь, лис, мул  и т. д.)

- Какие черные ягоды вы знаете? (Черёмуха, черника, ежевика, черноплодная рябина, черная смородина)

- На каком хвойном дереве растут ягоды? (Можжевельник).

Педагог:

 - Ну что ж, продолжаем нашу игру. И в следующем задании Вам предстоит ответить на вопросы. Посмотрим, чья команда будет активнее. А сейчас конкурс «Вопрос - ответ».

Педагог:

Вопросы для красной команды:

  1. Зачем зайцу большие уши?
  1. Чтобы лучше слышать;
  2. Чтобы не перегреваться;
  3. Для торможения на поворотах.

Ответ: Для того чтобы ими потеть. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие уши с большим количеством кровеносных сосудов. В жару уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.

  1. Зачем звери зализывают раны?
  1. От боли;
  2. Чтобы быстрее заживали;
  3.  С гигиенической целью.

Ответ: Чтобы быстрее заживали раны. Кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен белок, стимулирующий размножение клеток кожи и  образование кровеносных капилляров.

  1. Кто самый большой и самый маленький среди млекопитающих?
  1. Слон и мышь - малютка;
  2. Кит и летучая мышь;
  3. Жираф и бурозубка.

Ответ: Самое большое млекопитающее на Земле - голубой кит (его длина 33 метра

и вес 160 тонн). А самое маленькое млекопитающее летучая мышь-бабочка,

живущая в Таиланде. Она около 2,5 см. и весит 2 грамма.

  1. У кого уши на ногах?
  1. У бабочек и жуков;
  2. У мух и комаров;
  3. У кузнечиков и сверчков.

Ответ: У кузнечиков и сверчков. А у комаров, муравьев, бабочек «уши» на усах, у американского таракана на хвостовых придатках, у саранчи - на животе. У волосатых гусениц «ушами» являются волоски, а у голых вся кожа.

Педагог:

Вопросы для желтой команды:

  1. Строят ли крокодилы гнезда?
  1. Всегда строят;
  2. Иногда строят;
  3. Вообще не строят.

Ответ: Строят. Соберут в кучу, гниющие листья и ветки и откладывают в них яйца. При гниении выделяется тепло, достаточное для развития яиц. Заботливая мамаша не раз переворошит гнездо, создавая необходимую температуру и влажность.

  1. Зачем страус прячет голову в песок?
  1. От страха;
  2. Освобождается  от паразитов;
  3. Разыскивает пищу.

Ответ: Освобождается от паразитов. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в  горячий песок, страус ждет, сколько вытерпит, пока  погибнут или сбегут с головы все паразиты.

  1. Чем может быть полезен комар?
  1. Опылением растений;
  2. Служит пищей рыбам и птицам;
  3. Только вреден.

Ответ: Опылением – так как питается нектаром и попутно опыляет. Так как в тайге и тундре очень мало пчел и шмелей комар приносит огромную пользу растениям.

  1. У кого самые большие когти?
  1. У медведя;
  2. У броненосца- муравьеда;
  3. У льва.

Ответ: У гигантского броненосца, который живет в Южной Америке. Длиной  и шириной они с ладонь взрослого человека.

Педагог:

 - Молодцы, хорошие знания показали. А сейчас следующий конкурс «Путаница».

Педагог:

Вопросы для красной команды:

Фираж - жираф

Дюлверб - верблюд

Горосон - носорог

Пимшезан - шимпанзе

Алако - коала

Дилокрок – крокодил

Педагог:

Вопросы для желтой команды:

Вел - лев

Разеб - зебра

Бегетом - бегемот

Падан - панда

Носл - слон

Пардоле  леопард

Педагог:

- Я очень рада, что Вы прекрасно справились и с этим заданием. Итак, мы незаметно подошли к заключительному заданию в нашем поединке. А в заключение, я хочу предложить всем шуточную игру «Концовка обманка». Я зачитываю стих, а вы все быстро отвечаете.

Педагог:

- Знает девочка любая, что морковка ……. голубая (оранжевая).

- Белым снегом все одето, значит, наступает ….  лето (зима).

- Ночью каждое оконце слабо освещает ….. солнце (луна).

- Облетели листья с клена, стал он к осени …. зеленый (голый).

- Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. два (три).

- Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. четыре (пять).

- По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. баран (дятел).

- На заборе поутру, кукарекал …. кенгуру (петух).

- Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. петух (филин).

- С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. корова (обезьяна).

- На болоте во весь дух, громко квакает …. петух (лягушка).

- Слышала вся улица, как мычала …. курица (корова).

Педагог:

- Вот и подошла к концу наша викторина. Я рада, что команды знатоков оказались активными, любознательными и внимательными. Хочется закончить нашу встречу словами:

Пусть будет в человеке всё прекрасно:

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою,

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

Педагог:

- Спасибо всем за Ваше участие и за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа...

Экологическая викторина "Знатоки природы"

Разработаная викторина и презентация к ней....

Экологическая викторина « Знатоки природы» (Для детей старшей группы.)

Экологическая викторина проводится с участием двух команд,которые решают поставленные перед ними задачи. В конце викторины команды получают призы....

Экологическая викторина "Знатоки природы"

Веселое занятие - путешествие в форме викторины, позволяющее расширить знания детей о лесе и его обитателях....

Экологическая викторина «Знатоки природы»

Это экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста. С помощью викторины ребята закрепляют свои полученные знания о природе, о животных, о правильном поведении в лесу....

Экологическая викторина « Знатоки родной природы»

Экологическая викторина « Знатоки родной природы»     Цель: формирование навыков экологической культуры воспитанников.Задачи:  расширить знания детей о лесе и...


 

Комментарии

Васильченко Татьяна Юрьевна

Очень актуальный и интересный материал. Можно использовать как форму работы на экологической тропе.

Серегина Татьяна Сергеевна

Татьяна Юрьевна, спасибо за оценку.

Васильченко Татьяна Юрьевна

Татьяна Сергеевна, материал очень актуальный. Мы активно взаимодействуем с родителями в организации деятельности на экологической тропе. Дети очень довольны. Ваш материал - еще одна форма работы в данном направлении. Огромное спасибо за опыт!