Дети и гаджеты
консультация на тему

Петренко Виктория Игоревна

Влияние гаджетов на здоровье и развитие детей. Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gadzhety.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мы живем в XI веке – веке инновационных технологий.  Все прочнее в  нашу повседневную жизнь входят различные гаджеты, а телевизоры и компьютеры давно поселились практически в каждой квартире. Мы уже не можем представить и дня без экрана.

Не могло это не отразиться  на воспитании и обучении детей.  Все больше зарубежных университетов проводят исследования о влияние гаджетов на детей в разных возрастных группах и уже давно ни для кого не секрет что  злоупотребление «экранным временем» может приводить к серьезным проблемам здоровья, со стороны нервной системы, зрения, опорно-двигательного аппарата  и многому другому.

Основной проблемой семейного воспитания является раннее приучение детей к экрану.  Он  совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Телевизор и планшет становятся главными «воспитателями» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит,  не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, приобщается к современной цивилизации. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и  для его психического развития.

Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы  родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста.

Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?

 Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам.  Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается  огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения,  и сознания себя в целом.   Во внутренней речи совершается не только  мышление,  но и  воображение, и  переживание, и  любое представление, словом  всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Если эта форма речи не сложилась,  человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связыватьотдельные предложения, понимать, схватывать  смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий.

Но неужели всему виной  экран и компьютер?  Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом  адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает силы и внимание малыша, когда планшет подменяет для маленького ребёнка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми,  он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Но неужели всему виной  экран и компьютер?  Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом  адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает силы и внимание малыша, когда планшет подменяет для маленького ребёнка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми,  он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Анализируя мнения врачей и психологов, можно выделить допустимое время контакта с экраном, в зависимости от возраста ребенка.

  • Дети до трёх лет в идеале 0 минут в день у телевизора и точно 0 минут у планшета /телефона
  • 3-5 лет –  20 минут телевизора, все ещё хорошо без гаджета. Но есть экстренные ситуации, например самолёт. Там тоже можно сто разных развлечений придумать, но все же во имя пассажиров и мамы можно немного планшета.
  • 5-7 лет – 30 минут или 10 гаджет (лучше без него)
  • 7-9 лет –  общее время 40 минут в день у всей техники
  • 9-14 лет –  60 минут
  • свыше 14 старайтесь договориться, но не более 90 минут.

Если ребенок уже знаком с гаджетами, компьютером, телевизором, то задача родителей заключается в том, чтобы у него не развилась «экранная зависимость.

Советы родителям:

1. Будьте другом ребёнку

Доверительные отношения, минимум критики и сопереживание – вот, что необходимо любому человеку от близких, и дети – не исключение. Если кого-то постоянно ругают или не понимают, велик соблазн найти отдушину в виртуальном мире. Советуйтесь со своим чадом по важным вопросам, учитывая его мнение.

2. Больше увлечений

Иногда дети проводят все свободное время у телевизора и компьютера просто потому, что не знают других развлечений. Прививайте им интерес к полезным видам активности. Замечательно, если ребёнок посещает кружки и секции. Для воспитания ответственности можно завести ему домашнее животное.

3. Личный пример

Напрасно ждать от ребёнка, что он не станет зависимым от  компьютера и телевизора, если папа и мама проводят долгие часы перед «голубым экраном». Да, родителем быть нелегко, но лучше найти в себе силы и посвятить время совместному занятию. В конце концов, посмотрите с ним вдвоём мультфильм, обсудите его. Это не то же самое, что «прилипший» к экрану малыш, в одиночестве смотрящий всё подряд.

4. Без радикальных мер

Самое плохое, что могут сделать родители – это совсем запретить ребёнку играть в компьютер, смотреть телевизор. Даже из лучших побуждений. Ведь, как известно, запретный плод сладок. Это вызовет злость и непослушание, побудит ребёнка хитрить и скрываться, играя у знакомых или в интернет-кафе. Обговорите время, которое можно проводить у экрана. Предлагайте интересные занятия взамен. Например, проводите выходные всей семьей на природе, чаще посещайте культурные мероприятия, ходите в гости или приглашайте их к себе.

5. Ищите компромисс

В наш век обойтись без умения работать на компьютере не получится. Так пусть ваш ребёнок начнет понемногу осваивать развивающие и обучающие программы и компьютерные игры, а заодно и компьютерную грамотность. Для Интернета установите ему программу защиты, чтобы не попал на «плохие» сайты. То же самое с телевизором – позволяйте ему смотреть интересные и хорошие мультфильмы, познавательные передачи. Приучайте к качественным фильмам – шедеврам киноискусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети и гаджеты. Я против.

Наше общество сегодня невозможно представить без электронной бытовой техники, автомобилей со встроенным «мозгом», компьютеров и конечно же, гаджетов. Все это направленно на упрощение и облегчение наше...

«Дети и гаджеты, техно влияние на ребенка»

влияние смартфонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов на здоровье наших детей...

Дети и гаджеты:вред или польза?

В наше время дети с раннего возраста приобщаются к гаджетам.Уже в дошкольном возрасте они хорошо владеют планшетами,ноутбуками,компьютерами...Учась в средней школе,они могут помочь и старшему поколени...

Консультация для родителей "Дети и гаджеты"

Рассмотрены плюсы и минусы использования гаджетов детьми...

Дети и гаджеты. 7 принципов здоровых отношений в семье.

Цифровое детство — реальность сегодняшнего дня. Как сделать так, чтобы оно было здоровым?...

Консультация на тему: «Гаджеты в руках ребенка: польза или вред» «Современные дети и гаджеты»

Консультация на тему:«Гаджеты в руках ребенка: польза или вред» «Современные дети и гаджеты»Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет,...