Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"
консультация по теме

Колчина Нина Александровна

в материале рассказывается о роли семьи в воспитании ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya-vospitanie6.docx37.8 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. 

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. 

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. 

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. 

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) 

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. 

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. 

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. 

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). 

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. 

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: 

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. 

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь) 

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь) 

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее. 

Типы семейных взаимоотношений 

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. 

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. 

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. 

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. 

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. 

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. 

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 

3 стиля семейного воспитания: 

- демократический 

- авторитарный 

- попустический 

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. 

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. 

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе. 

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. 

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. 

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. 

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) 

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. 

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. 

В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. 

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?” , “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”. 

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. 

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. 

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. 

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. 

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий. 

Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку. 

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы. 

Третий вариант – “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития. 

4 способа поддержки конфликтных ситуаций: 

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение) 

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка. 

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.) 

4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения. 

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей. 

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 

о Принимать активное участие в жизни семьи; 
о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 
о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 
о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 
о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 
о Уважать право ребенка на собственное мнение; 
о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 
о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Роль семьи в развитии социального опыта дошкольника.

Семья является фактором социализации личности. В семье происходит
интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной
группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида,
происходит развитие культурных интересов и потребностей.
Вместе с тем, семья – одна из высших моральных ценностей общества. Семья
выполняет разнообразные функции, но главная из них – это физическое и социальное
воспроизводство, новых людей. Воспитательная функция семьи выражается в 
сознательных воздействиях родителей на детей в соответствии с уровнем их
понимания, стремлениями и надеждами.
В задачу семьи по народным воззрениям входит не только то, чтобы иметь детей,
но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения,
жизненные цели, правила поведения в обществе), накопленный до их рождения. Этот
опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания.
Семья, выполняя свои функции, осуществляет подготовку нового поколения к 
жизни. Семейные отношения, воспитательное воздействие родителей, всех членов
семьи на детей, социализация личности в семье выступают решающим фактором
развития и формирования личности. Педагогика семьи всегда была в центре внимания
народа. Первыми воспитателями детей являются отец и мать. Народ рассматривал
семью как колыбель человечества, как основной фактор формирования свободной
личности, на ступени развития детей младшего школьного возраста.
По определению Л.П. Буевой семья - исходное пространство человеческих связей
и отношений, где закладываются основы гуманистических отношений и доверия
человека к человеку [41, C.15]. "Семейная жизнь для ребенка - то же, что для взрослых
общественная. Душа его питается впечатлениями, полученными в семье. Опыт
семейной жизни ребенка формируется "весьма рано", обнимает все людские
отношения, которые доступны наблюдению ребенка" [57, с.72].
В трудах выдающихся педагогов, врачей, просветителей прошлого
обосновываются положения о ведущей роли семьи в социальном, познавательном,
эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщении его к общечеловеческим
ценностям (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Н.В. Шелгунов, Н.Г.
Чернышевский, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф. Лесгафт).
Значительно позже вопросы семейного воспитания были широко представлены в 
трудах отечественных педагогов А.С. Макаренко и В.А.Сухомлинского. А.С.
Макаренко говорит о семье как естественном человеческом коллективе, отвечающем за воспитание ребенка. В успехе семейного воспитания, по утверждению А.С. Макаренко, решающим является активное, постоянное, вполне сознательное выполнение родителями гражданского долга. Особое предпочтение отдавал родительскому авторитету, разумности и целесообразности родительского авторитета [158,с.261].
Воспитание в семье В.А. Сухомлинский сравнивал с благодарной и сложной

работой, единой для всех и в то же время своеобразной и неповторимой в каждой
семье, это, по его словам, творение человека, называл это счастьем. По словам В.А.
Сухомлинского, творение человека - напряжение всех духовных сил, жизненная
мудрость, мастерство, искусство. Настоятельно рекомендовал обучать будущих отцов и матерей в специальных родительских школах родительской педагогике. Семейный
коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это основа
детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто [239, с.396-
397].
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье
человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении опре-
деленного времени семья вообще является для детей единственным местом получения
такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового
жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате
целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В
свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным
направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе
непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с 
другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей
социального взаимодействия других членов семьи между собой.
Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены
многими социальными (политическими, экономическими, демографическими,
психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним
относятся:
– факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;
– структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная,
многодетная или малодетная);
– материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные
условия, благоустроенность быта и др.);
– личностные характеристики родителей
(социальный статус, уровень
образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и 
установки на воспитание и образование детей);
– психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений
между ее членами, их совместная деятельность;
– помощь семье со стороны общества и государства в образовании и 
воспитании детей, социализации подрастающего поколения.
Первой воспитательной средой человека является семья. Именно она — основа
всего позитивного и негативного в судьбе каждого человека, в формировании его
личности. Но нельзя не видеть, какое разрушительное воздействие на семью оказал
социально-экономический и политический кризис, в результате которого произошли
глубокие изменения в жизнедеятельности россиян.
Наблюдается резкая дифференциация доходов семей. Многие из них не смогли приспособится к новым условиям, сформировать защитные стратегии и механизмы.
Углубляется дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции, семейный уклад. Все это негативно отражается на воспитательном потенциале семьи, ее роли в социализации детей. Материальное неблагополучие, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на развитие детей. Все это, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Наличие одного или нескольких детей в семье предопределяет результаты семейного воспитания и социализации не само по себе, а только в системе таких не менее важных показателей, как психологическая атмосфера семьи, личный пример родителей, уровень их образования и педагогической культуры и др.
Реально усилить воспитательный потенциал, особенно молодой семьи, может
помощь в воспитании детей со стороны старшего поколения (бабушка, дедушка и 
других родственников). Наряду с выполнением бытовых обязанностей и уходом за
детьми они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного их
поколением. В связи с реалиями сегодняшнего дня их помощь становиться все более
актуальной, а спрос на нее со стороны молодых родителей неуклонно растет.
Внутрисемейные отношения есть, по сути, межличностные отношения в процессе
общения. Именно в процессе общения со взрослыми дети приобретают навыки речи и 
мышления, предметных действий, осваивают социальный опыт, воспринимают образ
жизни семьи для последующего его воспроизводства.
Исследования показали что, нравственно-эмоциональный климат семьи в 
значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью. Социализация, нравственное и психическое развитие детей в семье зависят от степени гармоничности супружеских отношений.
Практика показывает, что наиболее высоким воспитательным потенциалом
обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве. Эгалитарные супружеские отношения способствуют развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей лучше подготовлены к роли будущего семьянина, проявляют большую заботу о родителях, содержание их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у детей из других семей. Опыт работы свидетельствует, что такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями. В конфликтных семьях у детей формируются противоположные качества – безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность.
Число полноценных семей продолжает сокращаться. Статистика утверждает, что
40% созданных семей распадается уже в первый год. Каждая вторая семья распадается
в течение десяти лет. На тысячу семей приходится лишь 34, в которых число детей
достигает трех и более. В 443 семьях из тысячи детей вообще нет! Это очень
тревожный сигнал. Для сравнения: число разводов в Татарстане в 1,5 — 2 раза меньше, чем в России.
Более важным в плане семейного воспитания и социализации являются
отношения между родителями и детьми. Негативные качества личности возникают при дефиците родительской любви, когда дети не получают необходимого заряда
положительных эмоций, лишены родительской привязанности. Ребенок в такой семье
растет пассивным и неуверенным, агрессивным и беспокойным.
Также существует дефицит общения родителей с детьми. Например, в настольные
игры (шахматы, шашки, лото и др.) играли с детьми достаточно часто родители в 64%
семей, а в 10% семей это не практиковалось вообще. Ходили с детьми на лыжах,
катались на коньках 55% родителей, а 12% - не делали этого никогда.Среди видов
занятий с детьми в рабочие дни чаще всего отличались чтение, беседы. Далее контроль
домашних заданий, игры и обучение трудовым навыкам. Большое значение для
социализации детей имеет их включение в различные виды деятельности семьи, их
приобщение к труду. Участие детей в семейном хозяйственно-бытовом труде
необходимо не только в чисто практических целях, но и с точки зрения их воспитания и подготовки к самостоятельной жизни, а также укрепления связей поколений в семье.
Необходимо родителям вовлекать детей в трудовую жизнь семьи для развития
его воли, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга и ответственности.
Золотое правило педагогики дошкольного периода: "Не делать за ребенка того, что он
может сам сделать, что ему нужно самому сделать и, следовательно, что он должен сам сделать. Детский труд в семье — действенное средство социализации детей. Дети
должны сознавать и чувствовать, что они не только послушные исполнители заданий
взрослых, но члены трудовой семьи, ценные помощники взрослых.
Семья — общественный механизм воспроизводства человека, отношения между
мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа,
члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и 
взаимопомощью.
Функции семьи связаны с потребностями общества и личности (в принадлежности
к семейной группе). Без всестороннего удовлетворения потребностей личности семья
не будет стабильна и поэтому не сможет в полной мере удовлетворять общественные
интересы и потребности. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с 
социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, и с течением
времени меняются как характер функций, так и их иерархия. Анализ отечественной и 
зарубежной литературы позволяет выделить основные типы функций современной
семьи, которые представлены в связи с основными сферами жизнедеятельности.
Функции семьи — это способы проявления ее активности, способы
жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. В социальной педагогике определяют следующие функции семьи в процессе социализации.
Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и 
раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть
компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть
единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь
становится доминирующей.
Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического
пола ребенка в первые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцирование относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность,
мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего
пола, постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает
эффективность половой социализации проблематичной.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также
влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными
нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей,
роль семьи становится кардинальной.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации
человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его
стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы
их достижения.
В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки
человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия,
аспекты и эффективность самореализации.

Таким образом, важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие
детей, социализация подрастающего поколения. Педагогическое обеспечение семьи
включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"

Семья имеет несколько функций:Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается различать то, как к ...

Консультация для родителей - Семья — основа воспитания положительных черт характера ребенка

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Роль семьи в воспитании ребенка»

«Роль семьи в воспитании ребенка» Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Роль семьи в воспитании ребенка»

«Роль семьи в воспитании ребенка» Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность ...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста, воспитателям детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в семье»

Все необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх.  Важно, чтобы эти игры были интересными, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Так с малышами.  А как ...