Роль семьи в формировании и развитии языка
статья на тему

Булатова Миляуша Ибрагимовна

Характерной особенностью сегодняшнего дня в Татарстане является рост числа межнациональных браков. Немаловажную роль в интенсивности межнациональных отношений играет язык – средство общения и понимания.

На базе первого языка в кругу семьи происходит первичная социализация ребенка. На родном языке звучат колыбельные песни матери, устанавливаются межличностные контакты. Эмоциональная речь, атмосфера счастливой семьи вызывают положительные эмоции со стороны ребенка, что благоприятно влияет на душевное самочувствие и воспитание детей, позитивно сказывается на формировании языкового поведения.

Второй язык на базе первого. При этом ребенок на обоих языках получает необходимые сведения о реальности, умеет рассказать о себе, т.е. два языка развиваются параллельно, взаимно обогащаясь, дополняя друг друга. Родители, в большинстве своем, право выбора языка оставляют за самими детьми.

Немаловажную роль играет то, чье языковое поведение в семье доминирует, матери или отца. Имитируя язык взрослых, дети подражают человеку, который больше всего о них заботится – матери, чья речь эмоциональна, более близка воспитанию ребенка, ориентирована на беседу, менее директивна. Гибкий тип коммуникации помогает развивать эмпатию (постижение эмоционального состояния партнера, сопереживание ему), идентификацию (умение поставить себя на место другого человека).

Языковые ориентации национально-смешанной семьи зависят от того, насколько сильны семейные традиции,  умеют ли родители передать их подрастающему поколению. Основанные на ответах родителей данные исследований показывают, что лишь 52,7% детей старше 6 лет интересуются национальной культурой отца и матери; 4,9% - тянутся к национальным традициям матери; 2,7% - проявляют интерес к национальной культуре отца; 13,9% респондентов считают, что их дети равнодушны к национальному наследию.

Динамизм современной общественной жизни вносит изменения в языковую ситуацию: и татары (38,6) и русские (34,9%) придерживаются мнения, что без познания языков невозможно считать себя полноценным представителем своего народа, одинаково хорошее знание обоих языков позволяет жить более богатой духовной жизнью (33,6% и 30,2% соответственно). Подрастающее поколение осознает необходимость практического овладения двумя и более языками.

В современных условиях развития общества татарский язык становится обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в ДОУ. Раннее обучение языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языкам и культуре народов РТ и России, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Основной задачей изучения татарского языка в ДОУ является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.

В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить в пределах доступной их тематики, усвоенных слов, несложных образцов связной речи. Это очень сложный процесс требующий активности памяти, внимания, мышления ребенка. Чтобы управлять этим процессом, воспитателю важно иметь общее представление о развитии двуязычия в дошкольном возрасте. Летнего возраста.

Двуязычие – это способность человека пользоваться двумя языками в целях общения для выражения своих мыслей и намерений, легко и безошибочно переключаться с одного языка на другой в зависимости от ситуации. Типичные случаи формирования двуязычия:

- Ребенок с самого рождения воспитывается в обстановке переключения с одного языка на другой;

- В семье ребенок общается на родном языке, а в не семьи происходит овладение вторым языком;

- Ребенок овладевает вторым языком в процессе целенаправленного обучения на занятиях в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_formirovanii_i_razvitiii_yazyka.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Роль семьи в формировании и развитии языка»

                                                                    Подготовила: воспитатель

                                                                           по обучению тат. и рус. яз.

                                                                           МБДОУ «ЦРР д/с №91»

Мухамедзянова Г.И.                                                                            

                                             

                                                          г. Нижнекамск

                                                      2015г.

Характерной особенностью сегодняшнего дня в Татарстане является рост числа межнациональных браков. Немаловажную роль в интенсивности межнациональных отношений играет язык – средство общения и понимания.

На базе первого языка в кругу семьи происходит первичная социализация ребенка. На родном языке звучат колыбельные песни матери, устанавливаются межличностные контакты. Эмоциональная речь, атмосфера счастливой семьи вызывают положительные эмоции со стороны ребенка, что благоприятно влияет на душевное самочувствие и воспитание детей, позитивно сказывается на формировании языкового поведения.

Второй язык на базе первого. При этом ребенок на обоих языках получает необходимые сведения о реальности, умеет рассказать о себе, т.е. два языка развиваются параллельно, взаимно обогащаясь, дополняя друг друга. Родители, в большинстве своем, право выбора языка оставляют за самими детьми.

Немаловажную роль играет то, чье языковое поведение в семье доминирует, матери или отца. Имитируя язык взрослых, дети подражают человеку, который больше всего о них заботится – матери, чья речь эмоциональна, более близка воспитанию ребенка, ориентирована на беседу, менее директивна. Гибкий тип коммуникации помогает развивать эмпатию (постижение эмоционального состояния партнера, сопереживание ему), идентификацию (умение поставить себя на место другого человека).

Языковые ориентации национально-смешанной семьи зависят от того, насколько сильны семейные традиции,  умеют ли родители передать их подрастающему поколению. Основанные на ответах родителей данные исследований показывают, что лишь 52,7% детей старше 6 лет интересуются национальной культурой отца и матери; 4,9% - тянутся к национальным традициям матери; 2,7% - проявляют интерес к национальной культуре отца; 13,9% респондентов считают, что их дети равнодушны к национальному наследию.

Динамизм современной общественной жизни вносит изменения в языковую ситуацию: и татары (38,6) и русские (34,9%) придерживаются мнения, что без познания языков невозможно считать себя полноценным представителем своего народа, одинаково хорошее знание обоих языков позволяет жить более богатой духовной жизнью (33,6% и 30,2% соответственно). Подрастающее поколение осознает необходимость практического овладения двумя и более языками.

В современных условиях развития общества татарский язык становится обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в ДОУ. Раннее обучение языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языкам и культуре народов РТ и России, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Основной задачей изучения татарского языка в ДОУ является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.

В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить в пределах доступной их тематики, усвоенных слов, несложных образцов связной речи. Это очень сложный процесс требующий активности памяти, внимания, мышления ребенка. Чтобы управлять этим процессом, воспитателю важно иметь общее представление о развитии двуязычия в дошкольном возрасте. Летнего возраста.

Двуязычие – это способность человека пользоваться двумя языками в целях общения для выражения своих мыслей и намерений, легко и безошибочно переключаться с одного языка на другой в зависимости от ситуации. Типичные случаи формирования двуязычия:

- Ребенок с самого рождения воспитывается в обстановке переключения с одного языка на другой;

- В семье ребенок общается на родном языке, а в не семьи происходит овладение вторым языком;

- Ребенок овладевает вторым языком в процессе целенаправленного обучения на занятиях в детском саду.

В рамках стратегии образования в РТ на 2010-2015 гг. «Киләчәк» - «Будущее» Министерство Образования и Науки РТ и творческой группы разработан УМК (Учебно-Методический Комплект) для детей с 4 до 7 летнего возраста. Определены шесть направлений по изучению государственных языков РТ:

1. «Обучение русскоязычных детей татарскому языку» - автор Зарипова З.М.

2. «Обучение детей татарской национальности русскому языку» - автор Хазратова Ф.В.

3. «Обучение детей татарской национальности русскому языку» - автор Гаффарова С.М.

4. Подгтовка к обучению грамоте детей татарской национальности – автор Шаехова Р.К.

5. «Ознакомление с художественной литературой» - автор Закирова К.В.

6. Музыкальное воспитание.

На пороге из д/с в школу дошкольники должны научится общаться на татарском языке, используя 167 слов, которые предусматривает УМК и активные слова в повседневной речи.

По новым требованиям ребенок в средней группе должен знать 62 слова, в старшей – 62 + 45 слов, в подготовительной – 62 + 45 + 60 слов, итого: 167 слов.

УМК предусматривает совместную работу с детьми педагогов ДОУ, родителей в различных видах деятельности и в семье. Для детей и родителей в воскресенье показ передачи «Әкият илендә». Обучение русскоязычных воспитателей татарскому языку дало положительный результат. Воспитатели закрепляют знания детей во время режимных моментов, прогулок, игр, индивидуальных занятий. Вся совместная деятельность детей и педагогов проходит через реализацию проектов.

1. Проект «Минем өем» - дети 4-5 лет.

2. Проект «Уйный – уйный үсәбез» - дети 5-6 лет.

3. Проект «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар» - дети 6-7 лет.

В каждый проект включены детские виды деятельности (НОД – непосредственно образовательная деятельность).

1. Коммуникативная (пальчиковые игры «Минем гаиләм», «Карга ботка пешергән», НОД, речевые игры и упражнения, направленные на развитие монологической и диалогической речи).

Например:

4-5 лет – «Әйдә таныщыйк», «Кунак каршылау», «Уенчык сорап ал».

5-6 лет - «Гаиләдә кем бар», «Дөрес сана».

6-7 лет – «Телефоннан сөйләшү», «Кафега барабыз», «Син нишлисең?».

2. Познание (счет, цвета, величина, форма, ориентировка во времени); окружающий мир – экскурсии, явления природы, предметный мир.

3. Художественная литература – театрализация сказок, чтение стихов, просмотр мультфильмов.

4. Физическая культура и здоровье (физ. минутки, гимнастика и т.д.)

5. Музыка («Шома бас», «Бии итек-читекләр», «Танцы народов Поволжья» и т.д.).

6. Художественно-эстетическая деятельность (работа в тетрадях, рисование).

Уважаемые коллеги, уважаемые родители, работа над развитием татарской речи дошкольников тесно связана с воспитательно-образовательной работой по всем разделам программы детского сада.

Гармоничный союз супругов, своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания – важнейшее условие нормального развития детей в семье, формирования личности с адекватным поведением, в том числе языковым.

Список литературы:

1. Издание: «Социологические исследования» - 2012г., №1, стр. 65-68.

2. Дошкольное воспитание №3, 2009г., стр. 34.

3. Дошкольное воспитание №3, 2009г., стр. 60.

4. «На поляне детства» К.В. Закирова, 2011г., редакционно-издательский центр.

5. «Воспитание и обучение в детском году», Казань, «Мәгариф» нәшрияты,2013г.

6. «Профессиональная самоактуализация учителя». «Мәгариф», №4, 2012г., стр. 3-6.

7. «Современные технологии в образовательной практике РТ», «Мәгариф», №9, 2012г., стр. 3-5.

8. «Русскоязычным детям татарский язык и литература». Зайнуллина Г. «Мэгариф», №12, 2013г.

9. Наука и школа «Линия развития ребенка от модели выпускника ДОУ к модели выпускника начальной школы», Л.Рахматуллина, №8, 2013г., стр.21-26.

10. Наука и школа «Аспекты современной языковой культуры», Н.Андреева, №12, 2013г.

11. «Моя семья – мое счастье», Н.Р. Мирхазова, Казань, Хәтер., 2011г., 255 стр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

Роль семьи в формировании и развитии языка

Консультация для родителей...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль семьи в формировании речи детей 5 -7 лет. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной ж...

«Роль семьи в формировании речи детей 5 -7 лет. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

laquo;Роль семьи в формировании речи детей 5 -7 лет. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....

"Роль семьи в сохранении и развитии родного бурятского языка"

Роль семьи в сохранении и развитии  родного языка н несравнима, т.к. именно в семье формируются нормы поведения, закладываются основы нравственности челолвека, приобретаются все навыки, в том чис...

Консультация для родителей «Роль семьи в изучении дошкольником родного языка»

Консультация для родителей :«Роль семьи в изучении дошкольником родного языка»Автор: Басанова Наталья Владимировна, воспитатель МКДОУ «СНДС «Малыш» с. Ульдючины...