Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
консультация (подготовительная группа) на тему

Булатова Эльвира Юрьевна

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребенка в первый класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1935»

 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2

109431, Москва, ул. Авиаконструктора Миля, дом 18, кор.2, тел. (495) 704-08-40/факс (495)704-26-11

ОКПО 18564631, ОГРН 1037739069708, ИНН 7721179357, КПП 772101001

E-mail: 1935@edu.mos.ru Сайт: http://sch1935uv.mskobr.ru/

109431 г. Москва, ул. Генерала Кузнецова, д.27, к.3   тел.8(495)704-30-00   Email: gou2377@yandex.ru

Семейный клуб

«А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа»

«Речевая готовность ребенка к школе»

                                                     

                                                     Подготовила и провела

                                          Учитель-логопед

                                      Булатова Э.Ю.

Москва

13.04.2017



Предварительный просмотр:

 «Речевая готовность ребёнка к школе»

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  • Правильное произношение всех звуков
  • Умение различать звуки речи на слух
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза
  • Словарный запас
  • Сформированность грамматического строя речи
  • Связную речь
  • Речевую коммуникацию
  • Развитие моторики и графических навыков и
  • Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)

Звукопроизношение и фонематический слух:

 В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Владение навыками звукового анализа и синтеза:

 • умение выделять звук на фоне слова;

 • слышать и выделять первый и последний звук в слове;

 • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

 • определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;

 • называть слова с заданным звуком;

 • уметь составлять слова из звуков;

 • дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

 Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки), 2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры), 3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).

Слоговая структура слова

 Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Словарный запас

 К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

 В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

Сформированность грамматического строя речи:

 Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Связная речь

 К 7 годам ребёнок должен уметь

 • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки

 • составлять рассказ по картинке

 • составлять рассказ по серии картин

 • отвечать на вопросы по тексту

 При пересказе (рассказе) обращается внимание

 - на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),

 - на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),

 - на лексику (полнота и точность использования слов),

 - на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Речевая коммуникация

 - Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,

 - уметь слушать и понимать речь,

 - строить общение с учетом ситуации,

 - легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

 - ясно и последовательно выражать свои мысли,

 - пользоваться формами речевого этикета.

Развитие моторики и графических навыков

Необходимо тренировать:

  • пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д.)
  • общую моторику;
  • мелкую моторику, используя приемы:

пальчикову гимнастику, игры с прищепками, ниткографию, использование шариков Су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховку предметов, шнуровку, нанизывание бусинок, аппликации, лепку, плетение, вырезание ножницами и т.д..

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи.

Психические процессы

 Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

Уважаемые родители!

 Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".

Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

 Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

В рамках проекта "Ресурсная школа" семейный клуб на тему: "Альтернативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в летний период"

Информация для родителей о том, как и чем занять детей в летний период, в какие игры любят играть дети. В этих играх дети не только познают окружающий мир и адаптируются в нем, но и получают удов...

«Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников» на заседании Семейного клуба на тему: «Год до школы» в рамках проекта «Ресурсная школа».

На заседании Семейного клуба учитель-логопед знакомит родителей с тем, чему  должен научиться ребенок и  какие навыки должны быть сформированы у него к моменту поступления в школу, чтобы усп...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Профилактика неуспешности ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Кинезиологические упражнения, как средство развития основных психических процессов»

Вниманию педагогов предложены упражнения для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, развивают моторику, речь, способству...

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...