Развивайте творчество детей.
консультация (старшая группа) на тему

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx73.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

« Развивайте творчество детей»

Подготовила воспитатель:

Раскатова С.И.

Семья – явление человеческой природы и человеческой культуры, в ней происходит формирование духовного мира ребёнка. Для того чтобы обрести душевную слитность, научить своего ребёнка активно воспринимать красоту окружающего мира, открыть в детской душе гармонию чувственного и духовного, очень важно понять, что мир человеческих взаимоотношений, почитание человека человеком создаются именно людьми.

        Семья – главная составляющая социально-психологической и педагогической среды ребёнка, где происходит гармонизация всей системы взаимовлияний. Ребёнок в семье не только воспитывается, но и воспитывает. Важным условием, положительно влияющим на развитие ребёнка и взрослого, является семейная гармония. Взаимопонимание в семье, любовь и дружба родителей оказывают огромное влияние на художественную активность ребёнка. Гармонизация всей системы взаимовлияний предполагает умение занять точку зрения другого члена семьи, единое мнение родителей в решении проблем, возникающих в процессе воспитания ребёнка, психологическую поддержку, высокую культуру отношений, общение друг с другом, построенное на внутренних и внешних принципах сотрудничества и активности в совместной деятельности.

        Готовность родителей осуществлять воспитательную, обучающую, развивающую функции может быть реализована в разных формах приобщения детей дошкольного возраста в процессе семейного досуга к миру художественных ценностей. Некоторые секреты приобщения к прекрасному через игровые занятия, уроки любования природой, уроки красоты и другие формы вы найдёте в этой папке. Вы сможете вместе с ребёнком пройти «по ступенькам» творчески развивающих занятий и взглянуть на мир прекрасного по-детски, но с позиции житейской мудрости, которая есть у взрослого. При этом важно научить ребёнка видеть не только красивое, но и отличать хорошее от плохого, что благотворно влияет на воспитание духовного иммунитета к безнравственным проявлениям и дальнейшую адаптацию его к трудностям жизни.

Истоки творческой активности

Трудное надо делать привычным, привычное – лёгким, лёгкое – прекрасным

        От родителей здесь требуется помощь – не погасить интерес ребёнка ко всему окружающему, а поддержать его, развить, чтобы он хотел больше узнать. Для этого необходимо моделировать условия включения детей в разнообразные виды совместной деятельности. В дошкольные годы формируется ответственное отношение к результатам своих действий и поступков, появляется потребность соответствовать положительному эталону поведения, формируются привычки и чувства, нравственные представления, происходит преобразование внешних ориентировочных действий в действия восприятия.

        Ребёнок ходит по квартире и ищет занятие. Задача для родителей и естественный вопрос: чем занять ребёнка? Необходимо сменить вид деятельности или пополнить новым содержанием его предыдущее занятие. Важно что-то предложить ребёнку, привлечь его внимание. Не нужна особенная подготовка, чтобы сказать сыну или дочери: «Посмотри, какого цвета небо, как дерево склонилось к реке и какой дом стоит на опушке леса. А может, в том доме живёт «необыкновенное чудо»!» Надо способствовать зарождению фантазии и воображения у ребёнка. Нетрудно сводить его в музей, для начала посмотреть хотя бы одну картину, сказать: «Запомни это чувство, это впечатление, мы придём сюда ещё».

        Произведения литературы, музыки, живописи, театральные постановки наиболее доступны для понимания в дошкольном возрасте. Эстетическая позиция по отношению к дошкольникам выражается прежде всего в эмоциональном восприятии прекрасного. К 3-5 годам ребёнок способен самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи по отношению к новому и неизвестному. Дети очень оригинально мыслят: «А я чай изучаю не по вкусу, а по зубам». Станьте на время Архимедом и попробуйте решить вместе с ребёнком задачи.

  1. Как вырастить пальму возле дома?
  2. Как распознать инопланетянина?
  3. Как из мухи сделать слона?
  4. Как сосчитать все звёзды?
  5. Как оживить куклу?
  6. Как научиться читать мысли другого человека?

Чтобы лучше понять и принять друг друга, можно устраивать домашние конкурсы типа: «Если бы мы попали к инопланетянам, какие истории рассказали бы им о себе и своей семье?» Вот здесь и начинается активный процесс работы фантазии и воображения. Сплачивают семью совместное решение задач, головоломок, выполнение разнообразных упражнений и другие формы досуга: «Что тебе больше нравится: грусть или радость, дождь или солнце? А что лучше: телефон или телевизор? Слово или дело? Есть глагол «побеждать». Как мы скажем в первом лице? «Я…» Да, правильно: «Я одержал победу».

Что делать, когда силы на исходе и нет прилива бодрости и энергии? Можно устроить домашний сеанс релаксации, в котором самое главное – уметь вообразить и представить. Текст тоже можно придумать совместно. Представьте себе: вы только что проснулись, например в лесу, в горах, в вашей детской колыбельке. Лицо согрето ласковым лучом солнца, кожа лица тёплая, нежная, свет проникает сквозь веки. Текст лучше проговаривать тому члену семьи, который имеет приятный тембр голоса. И далее – дыхание успокаивается, делается едва заметным. Это удивительно приятное состояние можно подкрепить запахами, доносящимися из сада, леса, кухни… Чем больше образов, эпитетов, сравнений будет в вашем релаксационном тренинге, тем успешнее будет протекать сеанс, тем больше будет прилив творческих сил, спокойной уверенности в себе, прекрасного настроения и самочувствия.

Вы можете послушать музыку весны: звон капели, журчание воды в проталинках, шелест ветвей берёз, грачиный гомон, запах весеннего ветра. Посмотрите, как ярко светит весеннее солнце. Ощутите дыхание морозного колючего воздуха. Постарайтесь вместе с ребёнком запомнить все эти ощущения, сохраните их в копилке образной памяти. И когда в семье что-то не ладится – воспроизведите эти прекрасные образы и улыбнитесь. Разве это не волшебное пение весны! Такие своеобразные игры в ощущения в любой трудный момент помогут снять стресс и принесут успех, тепло и уют в семейный очаг.

Живые струнки чувств и переживаний

        Уникальным средством по силе воздействия на личность ребёнка является искусство. Оно обеспечивает формирование важных сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей.

        Для этапа дошкольного детства существует свой путь проживания в искусстве – от доступного, полноценного художественного восприятия к активному творчеству. Психологи и педагоги отмечают, что в творчестве маленького ребёнка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством.

        Воздействие музыки, литературы, живописи, театра и кино даёт свои результаты – ребёнок нормально развивается. Очень важным является общение ребёнка с живой природой. Доверительное общение с ней развивает в детях чувство прекрасного.

        Чем и как разнообразить впечатления ребёнка, какие виды занятий в свободное время ему предложить? Начинать нужно с малого: познакомить с миром звуков, красок, ритмов, которые таит в своих сокровищах «азбука искусства».

        Разнообразные формы художественно-творческой деятельности выступают главными средствами развития ребёнка на этапе дошкольного детства.

        Вопросы, связанные с организацией совместной художественно-творческой деятельности в условиях семейного воспитания, заслуживают серьёзного внимания. Важной особенностью художественного развития ребёнка в семье является особая активность родителей, которые прививают вкус и воспитывают чувства. Ознакомление с искусством, развитие интереса к нему необходимо сочетать с формированием у ребёнка определённых умений и навыков художественной деятельности.

        Как стимулировать интерес ребёнка к прекрасному? Прежде всего необходимо читать ему хорошие книги, сделать всё возможное, чтобы ребёнок видел мир, который дарит ему писатель, целостно, чтобы вкус воспитывался восприимчивым к гармонии. Задача родителей – пробудить в ребёнке фантазию, подготовить его к постижению прекрасного в произведениях Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Чехова, Есенина, Пришвина, Богдановича, Маршакак, Чуковского, Паустовского…

        Чтение крайне необходимо для формирующегося человека. В начальный период жизни малыша именно сказочные образы развивают фантазию. Сказка помогает заботиться о красоте поведения в семье, учит подражать поступкам полюбившегося героя.

Ребёнок и сказка – это вечно и прекрасно

        Наиболее любимым видом деятельности и действенным средством развития в дошкольном возрасте являются сказки, игровая деятельность. Язык и стиль сказки доступен и понятен ребёнку. Сказка предлагает ему образы, которые можно изображать, она способствует развитию воображения, прививает добро, отвечает на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

        Через любимые сказки ребёнок получает первые уроки этики и эстетики.

        Семейное чтение открывает простор для занятий с ребёнком. Можно устраивать коллективное чтение, распределив роли, разыгрывать сценки. Вместе с ребёнком рекомендуем поразмышлять, как бы поступили сказочные герои в определённых ситуациях в нашей современной жизни. Например, что сделала бы Баба-Яга, если бы увидела, что большие мальчишки обижают малышей? Очень важно, чтобы дети сочиняли самое невероятное. При чтении сказки они очень часто опережают взрослых вопросами, забегая вперёд, не дослушав сказку до конца. Эту особенность восприятия ребёнка можно использовать для развития творческого воображения малыша, давая ему возможность самому ответить на свой вопрос, а затем дочитать текст сказки. При таких совместных занятиях активизируется интерес ребёнка не только к тому, что и о чём читаешь, но и к тому, как можно разнообразить сюжет, что-то придумать самому и сделать старую сказку на новый лад.

        А что такое хороший вкус? Когда ребёнок обращается за помощью, например, благоустроить уголок для любимой куклы, родителям необходимо активизировать всю свою выдумку и фантазию. Результат должен понравиться обоим. Если, помогая ребёнку, не думать о гармонии и красоте, то в итоге можно получить такие качества, как неряшливость и безвкусица. Важна не только эстетическая организация и художественная активизация пространства детского уголка, но и сам факт организации творчески раскрепощающей деятельности ребёнка. Взрослый организует среду, условия, материалы, создаёт ситуации, разнообразную для деятельности обстановку, побуждает детей к творческим действиям. От родителей требуется терпение и внимание, забота и такт.

Сюжеты для совместных занятий

Сюжет № 1

        Предложите ребёнку игру-задачу «Сказочный город». Чтобы заинтересовать игрой, сначала вспомните с ним те сказки о городах, которые вы вместе читали, видели в кино, театре, по телевидению. Попросите ребёнка придумать и вообразить себе сказочный город так, как будто он его уже нарисовал. Обязательно предупредите его, что рисунок будет необычным. Выслушайте, что он расскажет вам о своём замысле, и покажите ему листок тонированной бумаги. Попросите назвать его цвет. Потом рассмотрите и назовите цвет и форму всех заготовленных вами фигур (прямоугольники: сплошные и с овальным вырезом, треугольники, квадраты и т.д.). По размеру они должны быть  различны. Подготавливается лист бумаги неяркого голубого или синего цвета и такого размера, чтобы на нём уместились все вырезанные фигуры и ещё осталось свободное место. Теперь объясните, в чём состоит игра-задача. Надо так соединить на листе все без исключения фигуры, чтобы получился город, сказочный не только по виду зданий, но и, главное, по цвету. Когда вы вместе с малышом решите, что город на рисунке получился сказочным и красивым, на до наклеить все фигуры, стараясь не нарушить их расположения на листе. Подскажите, что город станет ещё сказочнее, если поверх цветной бумаги нарисовать красками окна, ворота, узоры на стенах дворцов, луну и звёзды или солнце на небе, падающие снежинки.

“Прижми и отпечатай”

Выбери самую красивую краску из своего набора. Открой баночку, возьми лопаточкой немного краски и положи на палитру. Обмакни кисть в стакан с водой и начни размешивать краску на палитре. Делай до тех пор пока не убедишься, что краска достаточно жидкая. Готовая  к работе краска похожа на жидкий кисель. Она может стечь с палитры на стол и дальше на пол, если ты возьмешь слишком много воды. Следовательно, ты должен быть особенно внимателен и аккуратен и добавить воду по-немногу. Пятно жидкой краски равномерно расползлось по всей палитре. Внимание! Начинается самое интересное ... Прижми ладонь к разведенной краске и затем  к чистому листу бумаги: на бумаге останется отпечаток твоей руки. Ай да  краски! Что они придумали! Они умеют! Вот ты научился печатать. И можешь напечатать на листке бумаги все, что тебе заблагорассудится ...

“Диковинный зоопарк”

Взгляни на эту картинку  вот какое животное может получится, если ты оставишь на бумаге отпечатки своих пальцев. Тут уж придется немного подумать. Сколько отпечатков и в каком порядке надо оставить на бумаге, чтобы получилось изображение двугорбого верблюда? Как соединить между собой следы испачканных в краске пальца, чтобы на бумаге появился добродушный пес Барбос или страшный заморский ягуар, пятнистый хищник  гепард или косолапый медведь? А теперь попробуй сам придумать и изобразить какого-нибудь чудо-зверя. Обмакивай палец каждый раз в новую краску, и ... все обитатели диковинного зоопарка станут разноцветными. Ты можешь придумать историю о путешествии на необыкновенный остров, где живут зеленые медведи, синие верблюды, желтые слоны и красные обезьяны. А что произойдет на этом странном острове и какие приключения тебя там ожидают  будет интересно узнать не только друзьям, но и родителям, бабушке, дедушке.

“У картинки две стороны”

Материал: старая картонная папка, широкая кисть, скрепки, цветные карандаши.

Возьми старую картонную папку и покрась ее верхнюю глянцевую крышку любой краской: красной, желтой, зеленой  какая тебе сегодня по душе. Крась большой широкой кистью, а если такой у тебя нет, то попросту нанеси краску тампоном из тряпки. Сразу же, пока тонкий слой краски  не успел высохнуть, положи на папку сверху лист обыкновенной белой бумаги. Прикрепи бумагу к папке скрепками и начинай рисовать карандашом. Можно несколькими цветными карандашами. Рисунок  готов? Открепи и сними бумагу. Рассмотри картинку со всех сторон. Вышло так, как будто нарисованная тобой сцена отразилась в зеркале. Ай да краски, решили тебя удивить!

“Купаем картинку”

Начинаем следующую игру.

Материал: вода, налитая в ванночку или тазик, плотная бумага тушь.

Разведи гуашь и крупно, широкими мазками нарисуй на бумаге дерево, гриб или цветок, что захочешь. Желательно, чтобы рисунок был крупным. Когда гуашь немного подсохнет, покрой весь лист бумаги черной тушью. Делай это осторожно, чтобы не повредить рисунок, широкой кистью или мягким тампоном из тряпки. Когда тушь  высохнет искупай картинку в тазике с водой. После этого ты увидишь , что на листке бумаги останется бледно-голубой, розовый или светло-зеленый рисунок на черном фоне. А теперь приглядись: на темном фоне рисунка выглядит как-то наряднее. Контуры слегка размыты. Картинка получилась похожей на те, что рисуют художники.

“Светлые линии на темном фоне”

Материал: лист плотной бумаги, свеча, тушь, вязальная спица, несколько старых газет.

Возьми в руку свечу и равномерно разотри ее по всей поверхности бумажного листа. Ты можешь натереть бумагу специальным восковым карандашом. Затем широкой кистью или тампоном из тряпки нанеси на поверхность листа слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом  вязальной спицей или крючком  нацарапай на черном листе рисунок. Получится слегка таинственное изображение  тонкие белые штрихи на темном фоне. (То же на предварительно раскрашенной бумаге, цветными пятнами).

“Открытка”

Материал: лист бумаги, старая зубная щетка, небольшой лист ватмана, коробочка с акварельными красками.

Вырезать из бумаги любые фигуры. А теперь приготовь для открытки небольшой лист плотной бумаги и проведи по нему влажной рукой. Аккуратно разложи фигурки на будущей открытке. Каждую придави пуговицей или монеткой. Чуть смочи водой и зубную щетку. Проведи ею несколько раз по сухой краске. А затем натри щетку карандашом или чайной ложкой. Три, не жалея сил. Но при этом проследи, чтобы краска, которую ты стряхиваешь, попадала прямо на твой листок. Стряхнув всю краску, вновь смочи щетку водой и повтори все сначала. И так делай до тех пор, пока весь листок не станет пушистым от краски. Сними пуговицы вместе (со снежинками и елочками) получилась ...

Литература:

О. Никогорская. Основы художественного ремесла. “Волшебные краски” (веселые кляксы, аппликация на картоне, узоры из веревки, монотипия).  М., Аст  Пресс, 1997


  1.  Зима (комплексное занятие)

Задачи: 1. Активизировать знания детей по теме “Зима”, полученные в различных видах

                 деятельности.

            2. Развивать способность к образному восприятию красоты зимней природы

                и ее передачи, используя доступные им средства выразительности.

    3. Упражнять детей в смешивании красок для получения зимней  гаммы при помощи      белил.

    4. Развитие восприятия, воображения, фантазии.

Оборудование: посылка, в которой находятся баночки с:

                1. Холодной водой;

                2. Кусочком кроличьего меха и наждачной бумаги;

                3. Карточки (синие и белые);

                4. Нота; репродукции картин зимней тематики; аудиозаписи музыкальных

                    произведений; кисти, краски, тонированные листы разного формата.

План занятия:

1.Сюрпризный момент.

    Дети входят в студию, где из ожидает посылка. Чтобы узнать от кого она,   нужно                                                      отгадать загадки, находящиеся в ней. Дети открывают посылку, поочередно  исследуются баночки, отгадывают свойства, загаданного явления ( холодная; мягкая; пушистая или колючая;) главные цвета - белый и синий; звуки - “Вьюга”, (знакомые музыкальные произведения.)

Догадались от кого эта посылка?

                 2. Художественное слово + рассматривание детьми последовательно выставляемых            воспитателем репродукции картин под музыкальное сопровождение В. Вивальди “Зима”.

Кто в пуховой шубке белой

Легкой поступью и смелой

Вышел в час утра?

На кудрях ее пушистых                   К.Ф. Юон “Волшебница Зима”

Много блесток золотистых,

Много серебра

Эти локоны седые

Крупно в кольца завитые,

Бьются о плечо.

На губах зари багрянец

Пышет горячо.

Рукавичкою взмахнула -

И  куда бы ни взглянула,              Г.Э. Грабарь “Февральская лазурь”

Застлан бел ковер...

Новый взмах - и речка стала,

Та, что звонко лепетала

С давних пор.

                                 

К верху руку поднимает -

Вмиг деревья накрывает

Чистым серебром.

По вершинам бродят взоры -       А. Саврасов “Сухарева башня в Москве”

И роскошные узоры

Вытканы кругом!

Эта белая шубейка

Всем знакома, чародейка -

Матушка - зима,

С легкой поступью небрежной,

С пеленою белоснежной, -

Вот она сама!

Припасайте ж в эту пору                И. Суриков “Взятие снежного городка”

Снеговую, детки, гору,

На реке каток,

Благо солнечный и ясный,

Чуть морозный, но прекрасный

Выдался денек!

      Да, еще недавно нашей гостьей была волшебница осень со своими яркими красками, пестрыми нарядами деревьев и кустов, но вот уже пропали “сладкий  шепот лесов, потоков ропот, цветы лугов”. “Деревья голы, ковер зимы покрыл холмы, луга и долы. Под ледяной своей корой ручей немеет, все цепенеет”. Уснули деревья, и снятся им прощальные танцы осеннего бала. Посмотрите, вот осенний листок. Давайте заглянем в его сон.

      3. Танец-импровизация детей под музыку “Зимние грезы” П.И. Чайковского.

      4. Художественное слово.

                     Ну, а сейчас у нас в гостях зима

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи.

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй русская молодка,

Раскрасавица - душа.

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка - зима!

     Какое поэтическое время года зима! Многие поэты вас певали ее красоту, волшебство. Послушайте несколько стихотворений и подумайте,  какой предстает перед вами зима.

     Вот как она появляется у А.С. Пушкина:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижную рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз...

     Какую зиму нарисовал в своем стихотворении поэт? (Холодная, спокойная, величественная...). Какими словами он про нее рассказал? (Волшебница зима, легла волнистыми коврами...).

     А вот у А.А. Блока зима уже совершенно другая:

Внукам - шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег...

Бегают смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом...

    Какую зиму описал А.А.Блок? (веселую, подвижную, игривую...). Как вы догадались!

    А вот еще один образ зимы, которую нарисовал словами А.С. Пушкин:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела...

    Какая это зима? (Мрачная, сердитая...). Какое настроение передает поэт? А вот другой поэт, С.А. Есенин рисует зиму немного по-другому:

Еду. Тихо. Слышу звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу...

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль,

Бесконечная дорога

Убегает лентой в даль.

    Подумайте, какой представлена перед нами зима в этом стихотворении? (Грустная, спокойная, печальная). Какие слова помогли С.А. Есенину нарисовать такую зиму?

     5. Упражнение.

    Теперь посмотрим на репродукции картин русских художников, которые находятся в изостудии, которые похожи по настроению, цвету или сюжетам к стихам, которые вы сейчас услышали. Почему ты так думаешь? (Выслушать ответы нескольких детей).

      6. Вопросы к детям:

          А кто еще нам может рассказать о зиме?

          Какие музыкальные произведения рассказывали вам об этом времени года?

         Давайте вспомним их еще раз, может быть в этот раз они расскажут вам новые    зимние истории?

      7. Слушание знакомых отрывков из альбома Чайковского П.И. “Декабрь”, “Январь” с закрытыми глазами.

      8. Динамический этюд.

          Рассказала что новое эта музыка?

          А теперь попробуйте рассказать языком жестов и мимики то, о чем рассказала вам  музыка, а мы отгадаем.

      9. Установка на предстоящую деятельность.

           Ну , а сейчас нас с вами ждут кисти и краски. Вспомните,  о чем мы с вами говорили, какие сказки, истории, забавы вам запомнились, какую зиму вы хотели изобразить в красках. (Во время работы звучит музыка).

     10. Самостоятельная деятельность детей + индивидуальная работа с каждым по поводу реализации замысла.

     11. Рассказ детей о своей зиме, отображенной в рисунке.

Что ты нарисовал?

 Что еще?

 Какая зима на твоем рисунке?

 Какие цвета есть на твоей картинке?

 Какие звуки?

 Как ты назвал свой рисунок?  

                       

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развивайте творчество детей»

Взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от них зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь....

родительское собрание на тему:"Развиваем творчество детей"

план - конспект родительского собрания...

«Развивайте творчество детей»

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства,...

Консультации для родителей «Развивайте творчество детей»

Консультации для родителей «Развивайте творчество детей»Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начин...

Консультации для родителей «Развивайте творчество детей»

     Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности,...

Проект по работе с родителями "Развивайте творчество детей"

Статья, посвященная работе с родителями в течение года...