Как стать другом своему ребенку
материал на тему

Аржукова Ирина Сергеевна

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_stat_drugom_svoemu_rebyonku.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский совет:

"Как стать другом своему ребенку"

(мастер-класс родительского собрания)

                                                                      Учитель-логопед Аржукова И.С.

   

  Мастер-класс родительского собрания

"Родительский совет: Как стать другом своему ребенку"

Мастер-класс посвящен вопросам проведения родительского собрания в условиях современного детского сада, рассчитан на   воспитателей, стремящихся освоить современные подходы к проведению родительских собраний.

Цель мастер – класса: показать вариативную форму проведения родительского собрания  

Задачи:        

  1. Познакомить участников мастер-класса с одной из технологий проведения родительских собраний.
  2. Вовлечь участников мастер класса в обсуждение проблемы.
  3.  Обогащение опыта работы воспитателей.

Участники мастер-класса: педагоги   детских садов.

Оборудование и материалы: фломастеры, бумага, диск с музыкальным сопровождением, листы-памятки (советы).

Развернутое описание мастер-класса

  1. Подготовительно - организационный этап

Приветствие участников мастер-класса.

Сегодня я вас приглашаю на мастер-класс

Родительский совет:"Как стать другом своему ребенку"

Давайте представим себе ситуацию: отменили родительские собрания! Кто воспримет это положительно? Кто – отрицательно? Почему? Что Вы будете делать в этой ситуации? Чем Вы замените эту устаревшую форму работы с родителями? Что можете предложить в качестве альтернативы родительскому собранию?

Согласитесь, альтернатив не так уж и много. А эффективных и того меньше. Итак, родительское собрание -  достаточно важная форма работы с родителями

Однако при подготовке и проведении его мы все сталкиваемся с определенными трудностями.  Часто можно услышать от родителей: «Что мне там делать?»

Действительно, в большинстве случаев у родителей нет ни малейших оснований для присутствия на тех собраниях, где педагог в красках расписывает все известные ему негативные шаги и поступки несчастного ребенка или читает скучные нотации о том, как родителям надо воспитывать их собственных детей.

К сожалению, стоит констатировать и то, что значительная часть родителей просто пассивна и не научена занимать не то, чтобы активную, но и вообще какую – либо выразительную роль в родительских собраниях.

Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными детскому саду? Как вывести родителей из их пассивной позиции?

 В первую очередь, необходима вариативность форм при проведении родительских собраний.

Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

Вот методика, с которой я хочу вас сегодня познакомить:

  •  Родительский совет: «Как стать другом своему ребенку"

 1 этап. Анкетирование родителей по теме собрания.

Анкеты заполняются дома до собрания, а их результаты используются в ходе его проведения. Вот пример анкеты для родителей к собранию:

  1.   Я радуюсь, когда мой ребенок…
  2. Я огорчаюсь, когда мой ребенок …
  3. Я плачу, когда мой ребенок…
  4. Я злюсь, когда мой ребенок…
  5. Мне нравится, когда мой ребенок…
  6. Мне не нравится, когда мой ребенок…
  7. Я верю, когда говорят, что  мой ребенок…
  8. Я не верю, когда мой ребенок…
  9. Если у моего ребенка хорошие новости, то …
  10. Если у моего ребенка плохие новости, то я…
  11. Если у моего ребенка что-то не получается, то …

2 этап. Изготовление приглашения каждой семье

с учетом темы собрания.

Важно, чтобы в изготовлении приглашений для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3 этап. Изготовление памяток с советами на тему собрания.

Содержание памяток   нужно делать актуальным, текст печатать крупным шрифтом.

        Дорогие родители!

Пусть в нашем сотрудничестве, в наших отношениях к детям, к детскому саду, между нами преобладает благородство, взаимоуважение, доброжелательность и гуманизм.

Давайте стараться, чтобы ничье человеческое достоинство не было унижено, чтобы особенности Личности воспитателя и ребёнка получали всегда творческое развитие.

Давайте вместе осознаем, что наши дети учатся жить у жизни,

  • и если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
  • если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
  • если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
  • если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
  • если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
  • если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей;
  • если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Так будем же союзниками в добре и красоте, которые спасут мир и наших детей!

4 этап. Подготовка выставки работ учащихся.

Мы знакомим   родителей с образцами работ их детей (рисунки, поделки, …). все работы выставляются до начала собрания.

До начала собрания   можно включить   музыку, чтобы не было «гробовой тишины» при сборе родителей.

Родительское собрание "Родительский совет:

Как стать другом своему ребенку"

Задачи:

  • Познакомить родителей с причинами, которые приводят к проблемам воспитания ребенка.
  • Развивать умения поиска выхода из трудных ситуаций.

Ход родительского совета

Перед началом воспитатель просит на листах бумаги, написать отзыв о выставке, отметить наиболее понравившиеся.

Вступительное слово воспитателя.

Добрый день! Я благодарна, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Можно предложить представить родителям себя: по первой букве своего имени придумать прилагательное, характеризующего его как личность (например, Алла – активная)

         Я не случайно выбрала такую не совсем обычную форму общения – круг. Как вы думаете почему?.. да, круг – это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке.

В анкетах на вопрос «Что ты считаешь в жизни самым главным?» многие ваши дети ответили – «семья».

Я хочу вам сейчас зачитать прекрасное стихотворение Т. Кузовлева «Семья»

На Руси это издавна чтимо,

Что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспомнилась.

Мы непросто вдвоем, мы – семья.

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямясь пред сыновним лицом,

Повторить с материнской силой:

«Посоветуйся, сын, с отцом!»

Чтоб все страхи, снося в одиночку,

Говорила, измаясь, в конец:

«Обними-ка отца, слышишь, дочка,

Что-то нынче устал наш отец…»

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят…

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом.

 Как много сказано в таком коротком слове - СЕМЬЯ.

Наши дети говорят, что семья это-

  • Дружный отдых;
  • Тепло любимых рук.

И от того в какой семье растет ваш ребенок, зависит его характер, его мысли, его будущее.

Ребятам я давала задание – найти поговорки о семье. Вот, что они выбрали:

  • «В гостях хорошо, а дома лучше»;
  • «Домой придешь – хлеб, соль найдешь»;
  • «Согласную семью и горе не берет»;
  • «Не нужен клад, когда в семье лад»;
  • «В семье разлад, так и дому не рад».

Из всего вышесказанного мы видим, насколько важна для каждого ребенка семья, его родители, дом. Ведь где, как ни дома всегда поймут, обогреют добрым словом, советом.

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему?  встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями, учителями мы испытываем страх? Нас волнует поведение детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины появления различных проблем в поведении наших детей.

  1. «Трудный» ребенок… что за этими словами, какой он?

Предлагаю родителям нарисовать словесный портрет трудного ребенка. Пока родители говорят, помещаю характерные слова на лист ватмана и располагаю его на доске.

  1.  Вопрос родителям: «Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?»

Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.

  1. Воспитатель просит родителей объединится в группы и составить список причин нарушения поведения детьми.

Родители работают в группах в течение 5 минут, а затем происходит обсуждение получившихся результатов.

  1. «Узелки на память».

Воспитатель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок порой становится трудным и порой неуправляемым.

Причина первая – борьба за внимание. Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку необходимо для его эмоционального благополучия.

Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина третья – желание мщения. Ребенок может мстить;

- за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

- за унижение друг друга членами семьи;

- за развод и появление в доме нового члена семьи;

- за несправедливость и невыполненные обещания;

-за чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

Причина четвертая – неверие в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.

  1. Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка:

1 закон. Не нужно предъявлять ребенку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

2 закон. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

3 закон. Требования и запреты не должны вступать в противоречия с важнейшими потребностями ребенка.

4 закон. Запреты и требования, предъявляемые родителями должны быть едины.

5 закон. Запреты и требования должны разъясняться ребенку.

6 закон. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

  1. Подведение итогов.

Родители анализируют полученные педагогические рецепты, обсуждают их совместно.

 Обсуждение притчи о перевернутом камне.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы все преодолеем».

Семья-это то, что мы делим на всех,

 Всем понемножку : и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу  и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Всего доброго! До новых встреч!

Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает. Участники тренинга все делают сами.