Консультация психолога для родителей детей, поступающих в детский сад.
консультация на тему
В консультации освещаются теоретические вопросы физиологических основ процесса адаптации, описаны факторы, влияющие на этот процесс, даются практические рекомендации по подготовке дошкольника к поступлению в ДОУ и облегчения процесса привыкания к детскому саду. Предназначается для использования психологами ДОУ в практической работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_adaptatsii_dlya_roditeley.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению»
Процесс поступления ребёнка в детское учреждение является сильной стрессовой ситуацией для организма.
«Стресс» в переводе означает «напряжение». Основатель учения о стрессе Ганс Селье определяет стресс как «приспособительная реакция организма, вызванная действием неблагоприятных условий».
Он доказал, что стресс – положительный фактор для организма, т.к. является движущей силой развития организма и его возможностей (так называемый «развивающий стресс»). В качестве примеров развивающего стресса можно привести процесс закаливания, физических тренировок, эмоциональных переживаний в ситуации изменения постоянства среды (в частности – приход ребёнка в детский сад), борьбы организма с инфекционными заболеваниями.
Результатом всех вышеперечисленных стрессовых ситуаций будет более выносливый и защищённый организм, устойчивый к внешним влияниям.
Г. Селье выделил фазы стресса:
- Реакция тревоги. На этой фазе происходит выделение адреналина, что повышает уровень затрат энергии, а значит и уровень защиты организма.
- Фаза сопротивления. На этой фазе затраты энергии на защиту организма используются из внутренних ресурсов организма. При этом, если стресс продолжается, а внутренние силы заканчиваются, то наступает следующая фаза стресса.
- Фаза истощения. Происходит снижение сил организма, ведущее к ослаблению, заболеванию организма и даже смерти. Эту фазу он назвал ДИСТРЕСС. Именно на стадии дистресса у человека возникают необратимые явления – психосоматические заболевания.
Таким образом, мы видим, что опасен не стресс, а дистресс, ведущий к опасным явлениям истощения.
Адаптация – приспособление организма к изменяющимся условиям. Выделяют адаптацию биологическую и социальную.
Впервые с социальной адаптацией ребёнок сталкивается именно в период поступления в детский сад.
Возможной реакцией на социальную адаптацию со стороны организма ребёнка будет:
- Нарушение сна,
- Нарушение аппетита,
- Ломка привычек и навыков,
- Повышение уровня адреналина и норадреналина,
- Увеличение биоэлектрической реакции кожи,
- Изменение температуры кожи,
- Ослабление иммунных сил организма, заболевания
- Бледность кожи,
- Жажда,
- Частое мочеиспускание,
- Похолодание конечностей,
- Увеличение лимфоузлов,
- Плач,
- «Круги» под глазами,
- Красная перемещающаяся сыпь,
Всё это говорит о тяжести процесса вхождения ребёнка в коллектив и его первой социальной адаптации.
Какие же факторы развития ребёнка являются наиболее показательными для прогнозирования процесса адаптации?
- Возраст ребёнка
До 7-8 мес. первичные эмоциональные контакты устанавливаются не с матерью, а со сверстниками. Отсутствие матери обедняет эмоциональный мир этих детей, не испытывающих в дальнейшем глубокого чувства любви, привязанности, вины и сострадания. Зато ребёнок легко адаптируется к детскому саду и в дальнейшем он будет коллективистки настроен. Это благоприятный период для адаптации ребёнка к детскому саду.
До 2-3-х лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, которых ему заменяют мать и близкие люди. Поэтому нормальные и тем более эмоционально чувствительные и впечатлительные дети не могут адаптироваться к яслям (аффект на разлуку с мамой).
- Пол ребёнка
Замечено, что в дошкольном возрасте легче адаптируются девочки, нежели мальчики.
- Состояние здоровья (инвалидность, хронические заболевания, врождённые пороки развития, родовые травмы, задержки психического развития, неврозы…)
Сложнее адаптируются ослабленные дети, имеющие хронические заболевания или инвалидность.
Соматически ослабленные дети – одна из распространённых «групп риска» в ДОУ. Среди причин ослабленного здоровья – вредности, действующие в период внутриутробного развития и в родах, частые психотравмирующие ситуации, гиповитаминозы. Помимо повышенной утомляемости и истощаемости, пониженного настроения, чувствительности к раздражителям, проблем внимания, нарушений вегетативных функций, сниженного аппетита, беспокойного сна и метеочувствительности, у таких детей отмечаются трудности адаптации – нарушения функций приспособления, возникающие в ответ на изменение привычного уклада жизни (переезд на другое место жительства, поступление или переход в другой детский сад, развод родителей, утрата родных и близких).
Дети с диагнозом «энцефалопатия» (ПЭП), перенесшие родовую травму, более чувствительны к стрессовым воздействиям и гораздо тяжелее переносят адаптацию к ДОУ.
Такие дети нуждаются в назначении на период адаптации лекарственной терапии для нормализации корковой возбудимости.
Не встречают затруднений в адаптации дети эмоционально недоразвитые, с низкими интеллектуальными показателями, дети у которых отсутствует эмоциональный контакт, привязанность к маме и глубина переживаний.
- Состав семьи
Чем меньше численный состав семьи, тем сложнее ребёнку принять незнакомых взрослых в ДОУ.
- Уровень общительности семьи и ребёнка (опыт общения с незнакомыми взрослыми и детьми)
Чем более узок круг общения семьи с внешним миром (интровертированный /обращённый внутрь/ характер личностного реагирования), тем ниже опыт общения ребёнка с незнакомыми детьми и взрослыми, а, следовательно, труднее будет проходить адаптация к новому коллективу.
- Стиль воспитания в семье
Адаптация зависит от взаимоотношений в семье. Хуже всего адаптируются мальчики невротически зависимые от матери. У этих матерей большое количество жалоб, хроническое чувство усталости и недомогания. Хуже адаптируются девочки, у которых матери проявляют нетерпимость к чужому мнению, чрезмерную настойчивость в осуществлении своих желаний, подозрительность и настороженность в контактах, склонность к категоричности. Одновременно, эти матери не уверены в себе и тревожно мнительны по характеру (т.е. имеют противоречивый облик личности).
Тяжелее проходит адаптация, если часты конфликты в семье.
- Темперамент и характер
Влияние на адаптацию ребёнка оказывает его темперамент. Хуже всех себя чувствуют дети с флегматическим и меланхолическим типом темперамента, т.к. они не всегда сразу успевают за темпом жизни детского сада. Дети флегматики в ответ на стресс ещё больше затормаживаются, это особенно проявляется в яслях. Дети холерики перевозбуждаются, это проявляется после 3-х лет.
- Эмоциональность ребёнка, ведущее полушарие головного мозга / леворукость /
Повышенная эмоциональность «левшей» затрудняет привыкание ребёнка к новизне, окружающей ребёнка в период поступления в ДОУ.
- Предыдущий опыт посещения детского учреждения
При наличии негативного опыта предыдущего посещения детского сада у ребёнка присутствует страх повторения прежних негативных переживаний в сочетании с необходимостью разлуки с родными.
- Навыки самообслуживания
Легче адаптируются дети, у которых сформированы основные навыки самообслуживания (умение самостоятельно есть, пить, умываться, одеваться, посещать туалет).
Подготовка дошкольника к поступлению в детский сад в семье
- Если у ребёнка были проблемы со здоровьем - проконсультируйтесь со специалистами (психолог, невропатолог, воспитатель, врач).
- Очень важен собственный настрой родителей на детский сад: «Детский сад – это лучшее место, где моему ребёнку будет уютно и комфортно». Ни в коем случае никогда не устрашайте ребёнка: «Будешь себя плохо вести, отведу в детский сад».
- Избегайте демонстрации собственной тревоги и волнения при приходе в детский сад – ребёнок тонко чувствует ваше настроение и невольно пристраивается к вашему состоянию. Будьте спокойны и уверенны, что всё будет хорошо.
- Наилучшее время для поступления в детский сад – летний отпуск родителей. Летом меньше риск инфекционных заболеваний, а отпуск поможет легко решить проблему почасового пребывания и постепенного увеличения времени нахождения в группе.
- Откажитесь от прихода в детский сад, если ребёнок болеет, хандрит или ослаблен – стрессовая ситуация поступления в детский сад усилит течение болезни, даже скрытой.
- Витаминизация (в разном виде - фрукты, овощи, витамины) в этот период.
- Сформируйте у ребёнка элементарные навыки самообслуживания: научите его самостоятельно есть, пить, одеваться и раздеваться, посещать туалет, умываться и мыть руки. Такие простые действия в первые дни позволят ребёнку легко и быстро справиться с режимными моментами, а значит, придадут ему уверенности в своих силах.
- Постарайтесь приблизить распорядок дня дома к режиму дня в группе детского сада – это сформирует устойчивый динамический стереотип чередования разных видов деятельности, а значит сэкономит нервные силы ребёнка на период адаптации.
- Поощряйте общение ребёнка с незнакомыми детьми на детских площадках и в парках, объясняйте ребёнку возможные реакции детей на его возможные действия.
- Старайтесь заранее закаливать ребёнка – почаще бывайте с ним на свежем воздухе в любое время года, проводите гимнастику, учите ребёнка выполнять несложные физические упражнения, развивайте навыки ходьбы, бега, метания, лазания. Важное средство закаливания – воздушные ванны и водные процедуры, проводимые с учётом правил. Обратите внимание на правильный подбор одежды ребёнка по сезону.
Приход в детский сад:
Начинать следует с простого знакомства с группой, с воспитателем и детьми. Пройдите по территории детского сада, по зданию, зайдите в группу и познакомьтесь с воспитателем. Покажите ребёнку место, где он будет спать, есть, играть, раздеваться. В вечернее время можете прогуляться с малышом на площадке своей группы. Обязательно предупредите воспитателей и медсестру о каких-либо противопоказаниях для вашего ребенка или его особенностях (например, об аллергических реакциях или неприятии какой-то пищи). Расскажите о своем ребенке то, что считаете нужным знать воспитателям: что ему нравиться, а что нет, в какой помощи он нуждается, какой он по характеру, это поможет педагогам найти индивидуальный подход к вашему ребенку. (заполните анкету, которую предложат Вам воспитатели)
- В следующий раз лучше прийти на совместную прогулку с группой и оставить ребёнка на час, договорившись, что скоро придёте.
- Далее постепенно увеличивайте время нахождения в детском саду на час или на два.
- В конце первой недели оставьте ребёнка на дневной сон, и обязательно узнайте у воспитателя, как прошёл день (аппетит, настроение, сон, общение, игры).
- Возьмите из дома в детский сад игрушку или любимую вещь ребёнка.
- Лучше, если утром малыша приведёт тот член семьи, с которым он легче расстаётся.
- Утром не убегайте сразу, но и не растягивайте время расставания.
- Не торопитесь облегчать одежду ребёнка, т.к. в первые дни у него изменяется терморегуляция, меняется температура и реактивность кожи, отмечается повышенная чувствительность к холоду – часто бывают холодными ручки, ножки. Следовательно, он зябнет, а значит, резкий переход к облегчённой одежде может вызвать острое респираторное заболевание.
- При приходе за ребёнком не торопите его, присядьте, поговорите с ребёнком, узнайте, как прошёл его день, и общайтесь «глаза в глаза». Интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду, ежедневно спрашивайте, как прошел его день; поощряйте его интерес к сверстникам, называйте их по именам: «Вот сейчас придем в детский садик и ты побежишь играть с Сережей и Димой. Интересно, пришла ли сегодня Маша? и т.п.». Рассказывайте другим членам семьи о детском садике, обязательно в присутствии ребенка и обязательно оптимистичным тоном.
- Дома побольше прикасайтесь к ребёнку – погладьте и обнимите его, избегайте в этот период сильных эмоциональных потрясений (посещение цирка, театра, домашних скандалов…).
- Не удивляйтесь, если ребёнок к вечеру будет вялым или агрессивным – так может проявиться напряжение и усталость, накопленная за день пребывания в детском саду.
Адаптационный период считается законченным, если:
- Ребенок приходит в детский сад с хорошим настроением, спокойно прощается с родителями, заходит в группу.
- Не стоит у окна и не ждет, когда за ним придут
- Не вспоминает в течение дня о маме в контексте: «А когда она за мной придет?», «Я хочу к ней».
- Приминает участие и проявляет заинтересованность в какой-либо деятельности.
- Не плачет.
- Ест с аппетитом.
- Засыпает и спит спокойно.
Желаем успешной и быстрой адаптации Вам и Вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей детей, поступающих в детский сад
Анкета для родителей детей, поступающих в детский сад, ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания ребёнка – для создания благоприятных условий его развития....
Анкеты для родителей детей, поступающих в детский сад
Уважаемые родители!Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе....
Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад! На пороге детского сада!
Материал поможет родителям будущих воспитанников ДОУ подготовить своего малыша и ,прежде всего, себя к поступлению в детский сад...
Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"
КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...
Анкета, для родителей детей, поступающих в детский сад
Анкета – это быстрый и удобный способ получить понятные ответы на важные однотипные вопросы....
Консультация психолога для родителей детей с ОВЗ.
Пальчиковые игры влияют на развитие речи, развитие координации речи с движениями; стимулируют развитие памяти, концентрацию внимания, впоследствии способствуют формированию навыков рисования и письма....
Анкета для родителей детей, поступающих в детский сад.
Сотрудники детского сада учитывают мнение родителей в своей работе. Анкета распространяется воспитателем среди родителей воспитанников, посещающих дан...