Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников
консультация

Лесникова Оксана Ильинична

Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на протяжение многих лет. У малышей оно начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи. Поэтому старайтесь находить время говорить с детьми о Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников

1.  Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.

2.  Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью

3.  Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.

4.  Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.

5.  Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.

6.  Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни ( кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятия в детском саду и после них)

7.  Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения : «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»

8.  Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

9.  Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих

10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

 Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Уважаемые родители! Проявите интерес к работе, которую проводит детский сад по патриотическому воспитанию детей. Задачей этой работы является формирование любви к Родине. Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на протяжении многих лет. У малышей оно начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи. Поэтому старайтесь находить время вечерами и в выходные дни для совместных просмотров мультфильмов, чтения сказок. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быта народа России; рассказывают о природе, животном мире. Обязательно беседуйте по сюжету сказки, объясняйте то, что ребёнок не понял, незнакомые слова, отмечайте особенности героев, рассматривайте иллюстрации. С этой целью читайте детям следующие сказки: «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», « Снегурочка», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» и другие.С раннего возраста дети откликаются на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с ребёнком. Это забавляет, развлекает, и в тоже самое время, знакомит с народным творчеством. Поэтому не упускайте возможность при случае использовать их:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Одним из эффективных средств формирования начал патриотизма является игра. Большую часть времени ребёнок играет. В игре он отображает окружающую жизнь, труд взрослых, в игре развивается первое элементарное чувство дома. Создавайте условия для игры в «Дочки- матери», «Детский сад», «Больницу» и другие. Играйте вместе с детьми, обогащайте их жизненный опыт.

В развитие патриотических, нравственных представлений большую роль играет формирование у ребёнка любви к природе. Во время прогулок с ребёнком обращайте внимание на интересные растения, животных, отмечайте состояние погоды. Можно создать дома коллекцию необычных камешков, гербарий. Знакомя с правилами поведения в природе, формируйте их в позитивной форме (как помогать, как заботиться, а не в негативной («не рвать», «не топтать»)

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию "Россия - страна в которой мы живём"
Россия – это страна, в которой мы живём. Она занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают русские, буряты, татары и другие народы. Все они имеют свои традиции и обычаи, но всех объединяет одно – любовь к Родине и забота об её процветании. Столица нашей Родины – город Москва. Глава Российского государства – президент.
   У каждого человека есть своя Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, посёлок, его страна.
  Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, означающие независимость государства.  
   Дети легко запоминают внешний вид государственной символики, особенно флаг, узнают её в повседневной жизни.
Задача близких людей – поддержать маленького человечка, пополнить его знания.
ФЛАГ – отличительный знак, символ государства. Флаг России состоит из трёх полос одинаковой ширины: белой, синей, красной.
***
Три цвета на флаге России:
Красный, белый, синий.
С красной полоской флаг –
В ней кровь отцов и дедов,
С красным цветом Россией
 Добыты честь и победа!
Синяя полоса – цвет неба ясного,
Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!
Белый цвет – в нём добро, любовь, чистота,
Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!
                                                          Г. Лапшина.
Наряду с «триколором» во время торжественных военных праздников на параде в Москве выносят красное Знамя Победы, гордый символ боевой славы русского народа и его великого подвига в войне 1941 – 1945гг.
Расположение полос на флаге отражает древнерусское  понимание мира: внизу – мир физический (природный), красный; выше – небесный – голубой; ещё выше – мир Божественный, белый.
  На Руси три цвета имели следующее символическое значение:
​ Белый – благородство, откровенность;
​ Синий – верность, честность, безупречность, целомудрие;
​ Красный – мужество, смелость, великодушие, любовь.
Бело-сине-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии Пётр I. В его эпоху на кораблях были именно такие флаги. Утверждённый Петром российский флаг сохранялся несколько веков. Является  он государственным символом и в наши дни.
Помочь детям запомнить последовательность цвета полос флага России поможет стихотворение В.Степанова «Флаг России»
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.

 Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».


Предлагаемая консультация включает в себя представление о семье и ее роли в процессе патриотического воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.
Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.
Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.
Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности) .
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Родительское собрание.

«Гражданин воспитывается с детства»

Цель:

  • привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников,
  • раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.

2. Изготовление памяток на тему собрания.

3. Фотовыставка "Мой родной город Кропоткин".

4. Консультации для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников, исторические справки о городе Кропоткине.

Ход собрания.

1. Вступление.

Воспитатель знакомит родителей с фотовыставкой, благодарит за полные искренние ответы на анкету, кратко резюмирует полученные сведения.

2. Концерт детей для родителей (песня, стихи о Кропоткине, танец – игра с родителями).

Есть у каждого местечко,

То, что родиной зовут.

Может Вам Москва родная?

Ну, а мне родной – Кропоткин!


3. Круглый стол. Дискуссия "Какого человека мы называем гражданином?"

Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям.

Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.

Такая работа позволяет помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя ребенка, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста воспитатели   знакомят детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом... Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

4. Прослушивание диктофонной записи с рассказами детей «Я люблю свой город Кропоткин». Игра для родителей «Узнай по голосу»

5. Викторина для родителей на тему "Знаете ли Вы свой город?" (игра «Ромашка», вопросы написаны с изнаночной стороны лепестков).

  • Назовите дату образования Кропоткина .
  • Кто основал наш город и по чьему приказу?

История основания Что в переводе обозначает название нашего города?

  • Что изображено на гербе города и что этот символ означает?

6. Музыкальная пауза.    Гимн города песня . Слушание..

  • В каком году Кропоткин получил статус города? 
  • Какие улицы города названы в честь писателей? 
  • Назовите достопримечательности города .

7. Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:

  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • Человек без Родины - соловей без песни.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Посеянное вовремя жемчугом взойдет.
  • Дома стены помогают.
  • Без корня и полынь не растет.
  • Всякая сосна своему бору шумит.

8. Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)

"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен)

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

9. Подведение итогов. Разное.

Памятка для родителей

  • Известные люди о воспитании любви к Родине"

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко).

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский).

"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей).

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен).

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?

2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

3. Беседуете ли Вы о родном городе?

4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?

5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны;

6. Совершаете выезды на природу;

7. Совместно читаете книги;

8. Смотрите телевизор;

9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников...

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Данный буклет был разработан для родителей в год празднования 70-ой годовщины ВОВ....

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников

представлена рекомендация для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников...

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников

"Я не напрасно беспокоюсь,Чтоб не забылась та война:Ведь это память -наша совесть.Она, как сила, нам нужна".                       ...

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников

Конультация для родителей по воспитанию у детей любви к родине...

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию детей. Беседуя с детьми о Великой Отечественной войне, окунитесь в историю своей семьи, расскажите о родственниках – участниках тех событий, покажит...

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников...