Главные вкладки

    План-конспект занятия (старшая группа) на тему:
    Практический материал для проведения занятий с родителями

    Чипышева Ирина Викторовна

    Занятие "Мебель"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл logoritmika_dlya_roditeley.docx25.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие 1. Мебель

    (по мотивам русской народной сказки «Три медведя»)

    Цель: ознакомление родителей с методикой проведения логопедической ритмики и ее значимостью для детей с речевой патологией.

    Оборудование: три медведя разного размера, большая и маленькая мебель, обруч, мяч, музыкальные молоточки, пила, шнур, макет светофора, листы бумаги, восковые мелки.

    Логопед. Уважаемые родители! Мы пригласили вас на очередной родительский клуб. Сегодня мы поговорим на тему «Синтез музыки, речи и движения». Речь пойдет о логопедической ритмике.

    Мы решили посвятить заседание родительского клуба этой теме, потому что в нашей группе один раз в неделю проводятся комплексные занятия по логопедической ритмике, на которых с вашими детьми занимаются специалисты: логопед, музыкальный руководитель, воспитатель, психолог.

    После обследования детей в начале года был сделан вывод, что в коррекционной работе с детьми, имеющими дефекты речи, большую положительную роль может сыграть логопедическая ритмика. Она органично сочетает движение, речь и музыкальное сопровождение.

    Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют двигательную сферу ребенка. Благодаря этому быстрее идет преодоление речевой патологии за счет развития неречевых и речевых психических функций.

    К неречевым функциям относится:

    — развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления;

    — пространственной ориентировки, координации движений;

    — чувства темпа и ритма в движении;    

    —общей и тонкой моторики.                          

    К речевым функциям относится:                        

    воспитание темпа и ритма дыхания и речи;

    просодических компонентов речи (темп, ритм, интонация);

    — развитие мимической мускулатуры, артикуляторного аппарата;

    — фонематического восприятия;

    — грамматического строя, связной речи;

    — обогащение пассивного и активного словаря 

    Логопедическая ритмика позволяет решать комплекс задач.

    Во-первых, коррекционные задачи. На занятиях по логопедической ритмике у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, мелкая моторика пальцев рук, формируется правильная осанка.

    У детей формируются двигательные умения и навыки, развиваются координация движений, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость.

    Во-вторых, решается ряд образовательных задач.

    В-третьих, воспитательные задачи. Воспитывается чувство ритма в музыке, движении, речи. Дети учатся перевоплощаться, проявлять свои художественные, творческие способности. Идет коррекция эмоционально-личностной сферы, воспитываются личностные качества.

    Коррекционная работа по логопедической ритмике делится на три этапа:

    — подготовительный;

    — формирования произносительных умений и навыков;

    — формирования коммуникативных умений и навыков.

    Только после того как дети усвоят полученные умения и навыки, знания на подготовительном этапе, осуществляется постепенный переход к следующему этапу. Требуется время, чтобы в двигательной сфере ребенка произошли приспособительные перестройки, которые помогут ему регулировать и речевую деятельность.

    Занятия по логопедической ритмике проводятся в игровой форме по единой лексической теме. После занятия дети рисуют для передачи впечатлений, полученных на занятии, и для закрепления пройденного материала.

    Уважаемые родители! Чтобы лучше понять, что же такое логопедическая ритмика, увидеть, как с помощью нее развиваются неречевые и речевые функции, мы приглашаем вас стать активными участниками на занятии по логопедической ритмике. На данном занятии мы ставим следующие цели.

    Коррекционные: формирование координации, переключаемости, плавности движений, оптико-пространственной ориентации; перераспределение мышечного тонуса; развитие ритма, речевого дыхания, мимической мускулатуры и артикуляторного аппарата, координации речи, движения и музыки, звуковысотного слуха, развитие певческого диапазона голоса, плавного и длительного выдоха; воспитание просодических компонентов речи; уточнение знаний о мебели; развитие грамматического строя речи, диалогической.

    Образовательные: развитие музыкального слуха, грамматического строя речи; расширение знаний о предметах мебели.

    Воспитательные: формирование чувства коллективизма, доброжелательности, самостоятельности; развитие творческой активности, воображения.

    Воспитатель. Сначала небольшое волшебное превращение. Слово предоставляется психологу нашей группы.

    Психолог. Уважаемые родители! Чтобы попасть на занятие, вам нужно превратиться в детей. А поможет нам в этом волшебный обруч.

    Звучит фонограмма музыки П.И. Чайковского «Фея драже». Родители проходят под обручем и встают на «волшебную» линейку.

    Музыкальный руководитель (поет с повышением и понижением тона). Здравствуйте.

    Родители (поют). Здравствуйте.

    Музыкальный руководитель (поет). Как вас зовут? (Касается своими ладонями ладоней кого-либо из родителей.)

    Родители поочередно отвечают.

    Логопед. К нам в гости пришли сказочные герои. Угадайте, кто они?

    Чашки три и три постели,

    Стульев тоже три, смотри.

    И жильцов здесь в самом деле,

    Проживает ровно три.

    Как увидишь, сразу ясно,

    В гости к ним ходить опасно.

    Убегай скорей, сестричка,

    Из окна лети, как птичка.

    Убежала? Молодец!

    Значит сказке всей конец.

    По губам читает Федя:

    Это сказка...

    Родители. Три медведя.

    Логопед убирает ширму. За столом сидят три медведя и Маша.    

    Логопед. Молодцы, ребята. Угадали. К нам в гости пришли Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка и Маша из русской народной сказки «Три медведя».

    Они подружились и хотят, чтобы вы им помогли купить стульчик для Мишутки в мебельном магазине. Дети, а кто помнит, что случилось со стульчиком Мишутки?

    Родители. Маша сломала стульчик Мишутки.

    Логопед. Хотите помочь трем медведям и Маше отправиться в мебельный магазин?

    Родители. Хотим.

    Логопед. Встали парами. Пошли шагом к автобусной остановке.

    Родители идут парами спокойным шагом под музыку Н.М. Старокадомского «Любитель-рыболов».

    Бегом.

    Родители бегут под быструю музыку.

    Устали. Пошли пешком. Родители идут под спокойную музыку.

    Чтобы скорее дойти до автобусной остановки, пойдем по этому мостику приставным шагом.

    Мы по мостику шагаем,

    Ножку к ножке приставляем.

    На полу лежит широкий шнур. Логопед идет приставным шагом по шнуру. Родители повторяют за логопедом.

    Вот и автобус. Занимайте места. Родители садятся на стульчики, имитирующие сиденья в автобусе.

    Музыкальный руководитель и родители поют песню «Автобус» (муз. Г. Ершовой).

    Мы в автобус дружно сели             Качаются вперед и назад в такт

    И в окошко посмотрели,                музыки.

    Вправо, влево.                                 Смотрят в правую и левую стороны.

    Наш шофер педаль нажал,            Стучат ножкой по полу в такт   музыки.

    И автобус побежал.                         Делают руками «моталочку»

    Воспитатель

                             Стоп! Машинам красный свет! -                    

    Дальше нам дороги нет,

    Посмотрите-ка в окошко,                          

    И подумайте немножко:  

    Что за зданье перед вами?

                           Отвечайте дружно сами.    

    Родители видят муляж магазин.

    Логопед. Приехали. Вышли из автобуса. Пошли в магазин.

    Логопед и дети

    Мы приходим в магазин,                 Маршируют на месте

     В магазине нет корзин,                  Удивляются.              

    В магазине разные предметы,  

    Столы, шкафы и та-бу-ре-ты.      Отхлопывают слова.            

    Логопед. Смотрят три медведя и Маша, удивляются. Как много разной мебели в магазине.

    (С удивлением.) Ух! Какая большая мебель! Родители, повторите за мной: ух!

    Родители повторяют.

    Светочка, повтори, Андрюшенька, Юрочка.

    Родители по одному повторяют.

    (С восхищением.) Ах! Какая маленькая мебель! Родители, повторите за мной: ах!

    Родители повторяют.

    Наденька, повтори. Ирочка.

    Родители повторяют.

    Воспитатель. Родители, Мишутка не знает, как можно ласково назвать мебель. Объясним ему, поиграв в игру «Назови ласково».

    Игра «Назови ласково»

    Воспитатель встает в середину круга, кидает мяч и спрашивает: как назвать ласково стул? Один из родителей ловит мяч, называет и кидает мяч обратно воспитателю.

    Слова: диван, полка, стол, шкаф, кровать, тумба и т.д.

    Логопед. Три медведя и Маша решили рассмотреть мебель. Смотрят, у шкафчика двери то открываются, то закрываются:

    [ап], [оп], [уп], [ип], [ып], [эп].

    Родители повторяют за логопедом.

    Теперь Светочка повторит [ап], Ирочка [оп], Наденька [ип], Андрюшенька [ып], Юрочка [эп], Наташенька [уп].

    Родители повторяют. У шкафчика полочки наверху и внизу.

    Логопед тянет язык к носу, а потом к подбородку. Родители повторяют. 

    Логопед просит только Наденьку выполнить упражнение.

    Ах, какой удобный и широкий диван!

    Логопед выполняет упражнение «Чашечка». Родители повторяют вместе и индивидуально.

    Посмотрите, кресло широкое, а стул узкий

    Логопед делает упражнение «Лопатка-иголочка» Родители повторяют

    Ух, какая длинная ножка у стола!

    Логопед делает упражнение «Грибок». Родители выполняют упражнение по образцу.

    Трем медведям и Маше так понравилось в мебельном магазине, что они купили. Угадайте, что?

    Воспитатель

    Под крышкой четыре ножки 

    На крышке суп да ложки.     

    Родители. Это стол.

    Логопед. Один, два, три, вы — столы!

    Логопед и родители идут маленькими шагами, вытянув руки в стороны под народную музыку «Как у наших у ворот».

    Воспитатель. Широкий, мягкий. На нем можно полежать и отдохнуть.

    Родители. Диван.

    Логопед. Один, два, три — диванами стали вы!

    Логопед и родители идут вперевалочку, как медведи, широко расставив ноги, под музыку Ю. Виноградова «Танец медвежат»

    Воспитатель

    Хоть у нас четыре ножки,

    Мы не мышки и не кошки,  

    Мы не пони, хоть на нас

    Вы садитесь много раз.

    Родители. Это стулья.

    Логопед. Один, два, три — стульями стали вы!

    Логопед и родители идут по кругу, слегка приседая под музыку Дж. Гершвина «Пусть грянет оркестр».

    Воспитатель.            Четыре ноги, да не зверь,

               Есть перья, да не птица.  

    Родители. Это кровать.

    Логопед. Один, два, три — кроватями стали вы!  

    Логопед и родители ложатся на ковер, вытянув руки и ноги под музыку «Спят усталые игрушки».

    Логопед. Много мебели купили три медведя и Маша, но они не знают, кто делает мебель. Родители, а вы знаете?

    Родители. Мебель делает столяр.

    Логопед. А какие инструменты нужны столяру для работы?

    Родители. Молоток, пила, клещи.

    Логопед. Покажем трем медведям и Маше, как столяр пилит доски для стульчика. Исполняется композиция «Пила» О. Боромыковой.

    Родители, стоя парами, поют песню.

    Родители

    Запилила пила,

    Зажужжала, как пчела,

    Отпилила кусок,

    Наскочила на сучок,

    Лопнула и встала,

    Начинай сначала.

    Логопед. Возьмем музыкальные молоточки и покажем, как столяр забивает гвозди.

    Родители с музыкальными молоточками стоят в кругу. В такт музыки стучат ими по ладошке и поют:

    Гвозди, гвозди, стук, стук, стук. (Зраза) 

    Гвозди, гвозди, стул.                                              

    Затем кладут молоточки на коврик, бегут на носочках под музыку. Останавливаются, берут любой молоточек и снова поют ту же песенку.

    Молодцы! Маша и три медведя очень рады, что купили в мебельном магазине стульчики для Мишутки и Машеньки.

    Посмотрите, какие они легкие.

    Логопед поднимает легко руки вперед и опускает вниз, родители повторяют упражнение 4 раза под пьесу «Желание» Ф. Шопена.

    Медведям так понравились стулья, что они купили и для Михайло Ивановича и Настасьи Петровны. Посмотрите, какие они тяжелые.

    Логопед сжимает руки в кулаки и с напряжением поднимает их вперед, а потом опускает, родители повторяют упражнение 4 раза под танец «Экосез»

    Л. Бетховена.

    Ох! Как же устали ручки. Покачаем ручками свободно, как тряпичные куклы.

    Под английскую народную песню «Колокольный звон» родители свободно машут руками, слегка согнувшись.

    Три медведя и Маша приглашают вас отдохнуть на стульчиках и послушать красивую мелодию.

    Психолог (говорит под тихую плавную музыку «Колыбельная»)

    Наши глазки отдыхают,        

    Наши ручки отдыхают,                 

    Наши ножки отдыхают,

    Отдыхают... Засыпают...                

    Напряженье улетело  

    И расслаблено все тело...     (Через 2мин громче.)                  

    Хорошо нам отдыхать,

    Но уже пора вставать.

    Открыли глазки.

    Улыбнулись друг другу.    

    Подняли ручки вверх.

    Потянулись. Опустили ручки и встали. 

    Хорошо отдохнули?                                        

    Родители. Хорошо.

    Логопед. Родители, три медведя и Маша очень рады, что вы помогли им купить мебель. Теперь у них будет много мебели в доме. А.у вас много мебели в квартире? Расскажите.

    Пальчиковая гимнастика  «Много мебели в квартире» (Н.В. Нищева)

    Раз, два, три, четыре,               Загибают пальцы, начиная с большого на обеих руках.

    Много мебели в квартире.           Сжимают и разжимают кулачки.

    В шкаф повесим мы рубашку,    Загибают пальцы, начиная

     А в буфет поставим чашку,         с большого.

    Чтобы ножки отдохнули,

    Посидим чуть-чуть на стуле.  

     А когда мы крепко спали,          

     На кровати мы лежали.                              

     А потом мы с котом                                                            

    Посидели за столом,                                                          

     Чай с вареньем дружно пили.                                            

    Много мебели в квартире.       Попеременно хлопают в ладоши ц стучат кулачками.

    Логопед. Трем медведям и Машеньке пора возвращаться в свой сказочный лес. Нам тоже пора. Вспомните, где мы были? Что мы помогли купить трем медведям и Машеньке в мебельном магазине?

    Родители отвечают на вопросы логопеда.

    Три медведя и Маша просят вас нарисовать мебель, которую они купили. Ваши рисунки они просят прислать по адресу:

    Сказочный лес.

    Трем медведям и Маше.

    Родители, попрощайтесь с медведями и Машей.

    Родители. До свидания.

    Логопед уносит игрушки.

    Воспитатель. Родители, посмотрите, три медведя и Маша вам оставили листы бумаги и восковые мелки. Начинайте рисовать мебель, которую Маша и медведи купили в магазине.

    Под музыку И. Крутого «Контрасты» родители рисуют. Воспитатель вывешивает на стенде рисунки и проводит короткую беседу.

    Логопед положительно оценивает деятельность каждого родителя на занятии.

    Музыкальный руководитель (построив детей на «волшебной» линейке, поет). До сви-да-нья, де-ти!

    Родители (поют). До сви-да-ни-я!

    Музыкальный руководитель (поет). Я вас буду ждать.

    Родители (поют). Мы придем опять.

    Психолог под плавную музыку П.И. Чайковского «Фея драже» снова просит родителей пройти под обручем, чтобы превратиться из детей во взрослых.

    Логопед. Уважаемые родители! Вот вы и сами, побывав в образе детей, окунулись в мир логопедической ритмики. Вы увидели, как с помощью синтеза музыки, речи и движения идет коррекция неречевых и речевых функций (развитие внимания, памяти, мышления, общей, тонкой, речевой моторики, грамматического строя, фонематического восприятия, связной речи, исправление дефектного звукопроизношения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка).

    Нам очень хотелось бы узнать ваше мнение о логопедической ритмике и о проведенном занятии. Мы подготовили анкеты по данной теме. Просим вас с ней ознакомиться и ответить на поставленные вопросы.

    Родители отвечают на вопросы анкеты.

    Мы надеемся, что проведенное сегодня заседание родительского клуба поможет вам лучше понять проблемы детей и активно помогать им в исправлении речевого дефекта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий мастер-класса «Практическое занятие с родителями детей с ОВЗ в рамках «Школы для родителей»»

    Я хочу представить фрагмент практического занятия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках «Школы для родителей»....

    Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО

    Практические советы проведения занятия по ФГОС ДОМатериал помогает нацелить воспитателей на новое видение организации и проведения занятий в соответствие с требованиями ФГОС....

    Организация и проведение занятия с родителями на тему: "Знакомство с профессией повар".

    Я расскажу вам о том, как появилась профессия повар. Древний человек не готовил себе еду. Всё что он находил и собирал, он ел сырым, даже мясо. Так происходило потому, что человек не знал, как п...

    Практические советы проведения занятия по ФГОС в ДОУ

    Совет как проводить современное занятие...

    Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО

    Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)  Качественная подготовка наглядных материал...