Практический материал для проведения занятий с родителями
план-конспект занятия (старшая группа)

Чипышева Ирина Викторовна

Занятие с родителями :"Каша из топора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kasha_iz_topora.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  с родителями:  Каша из топора

Цель: повышение родительской компетенции в коррекционной работе с детьми, создании благоприятных условий для общения детей со взрослыми.

Оборудование: кубики, костюмы солдата, бабушки, камин, горшок, мяч, шнурочки, деревянные ложки, дорожки с мочалками, большая деревянная ложка.

Логопед. В начале нашего занятия нам хотелось узнать, как часто вы использовали логоритмические игры и упражнения, предложенные нами на прошлых семинарах?

Родители высказывают свое мнение. Логопед выслушивает ответы родителей.

Для повышения результативности логопедической работы можно использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий, показать, как с помощью единого сюжета осуществляется систематизация знаний и умений, полученных детьми на занятиях у воспитателей, логопеда, дефектолога, психолога, музыкального руководителя. Специалисты, взаимодействуя с воспитателями и с вами, родителями, проводят коррекционно-развивающую работу средствами логопедической ритмики и театральной деятельности для подготовки детей к массовой школе. Для продолжения этой работы любому члену семьи достаточно превратиться в любимого сказочного героя, например, в фею из сказки «Золушка», надев на плечи старый тюль, взяв в руки светящуюся палочку и поиграв с ребенком в логоритмические обучающие игры и упражнения. Это поможет взрослому сблизиться с ребенком, адекватно оценить его, найти оптимальные пути взаимодействия, играть и правильно общаться. Вступая в мир игры, вы можете многому научить ребенка, находить способ обучения через подражание образцам, через эмоции. Стимулируя познавательную активность ребенка, вы сможете создавать для него творческие игровые ситуации, которые будут побуждать применять знания и умения сначала в детском саду, а затем в школе. Занятие по логопедической ритмике проводят совместно логопед, музыкальный руководитель и воспитатель.

Музыкальный руководитель включает музыкально-двигательные, музыкально-дидактические игры в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей.

Логопед подбирает упражнения и игры для развития неречевых и речевых процессов, необходимых для обучения в школе.

Воспитатель на занятиях по логопедической ритмике следит за дисциплиной детей, качеством движения, соблюдением правил игры, выступает в качестве сказочного персонажа. После занятия проводит рисование или лепку для закрепления пройденного материала, а также продолжает отрабатывать различные упражнения, тексты песен, словесный материал, которые вызвали у детей затруднения. Совместное участие на занятии по логопедической ритмике логопеда, музыкального руководителя, воспитателя демонстрирует преемственность в коррекционной работе всех специалистов с целью подготовки детей к школе.

Занятие по логопедической ритмике для детей подготовительной к школе группы длится 30 минут. Оно состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. Во вводную часть входит приветствие, объявление педагогом темы занятия, ритмическая разминка, которая помогает подготовить ребенка к нагрузке. Разминка включает в себя спокойную или энергичную ходьбу, маршировку, бег с изменением направления, перестроения (по кругу, змейкой, парами, шеренгой и т.д.). В основной части проводятся разные виды музыкальных, двигательных, речевых упражнений. Заключительная часть состоит из упражнений на восстановление дыхания, релаксацию, разные виды ходьбы и легкого бега, подведения итога занятия, оценки работы детей на занятии.

Приглашаем вас дорогие родители, принять активное участие на занятии по логопедической ритмике по мотивам народной сказки «Каша из топора».

На сегодняшнем занятии перед нами стоят следующие цели.

Коррекционные: развитие тормозных установок, координации, переключаемости, плавности движения, внимания; зрительно-пространственных ориентировок, речевого дыхания; слитности и плавности речи, просодических ее компонентов, движения и музыки, развитие звуковысотного, ритмичного, тембрового, динамического слуха, певческого диапазона голоса, координации речи, движения и музыки, общей и тонкой моторики, мимики, артикуляторного аппарата; перераспределение мышечного тонуса; закрепление умений детей различать разный характер музыки и передавать его в движении и песне; развитие чувства ритма.

Образовательные: развитие музыкального слуха, грамматического строя речи; расширение знаний о продуктах питания.

Воспитательные: развитие воображения, творческой активности и инициативы, чувства коллективизма, взаимопомощи.

Логопед. Здравствуйте, уважаемые родители! Я — Неля (хлопает в ладоши), а ласково Нелечка. (Хлопает по коленкам.) А как вас зовут?

Родители по очереди говорят и прохлопывают свое имя по слогам.

Вы любите сказку?

Родители. Да, очень любим.

Упражнение «Разминка»

Логопед. Хотите отправиться в сказку на волшебном поезде?  

Родители. Да! Хотим!  

Музыкальный руководитель. Поехали!

Музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники»

(муз. М. Старокадомского)

Исполняют музыкальный руководитель и родители.

Логопед. Один, два, три — в сказку приехали мы.

Под музыку марша появляется солдат (переодетый воспитатель), приветствует родителей и приглашает всех в сказку «Каша из топора».

Солдат. Здравия желаю, дорогие родители! Пришел я к вам, чтобы пригласить вас вместе со мной отправиться в сказку «Каша из топора». Все за мной! Ать-два, левой, ать-два, правой.

Логопед. Сказка начинается...

Шел солдат с войны домой дальней дорогой. Пойдем и мы за солдатом.

Родители идут за солдатом маршем друг за другом. Звучит «Марш»

(муз. Т. Ломовой)

Видите, впереди широкая дорога, встали парами, пошли!      

Родители идут парами под музыку «Марш» Н. Леви

Узкая дорожка на пути,

Нужно змейкой нам идти.

Логопед и родители идут змейкой по залу. Звучит «Змейка» (муз.Щербачева)

Куст, пенечек впереди,

Их придется обойти.

Родители обходят кубики. Звучит музыка Т. Ломовой «Этюд»

Небольшой ручеек

Нам дорожку пересек,

Выше ножки поднимайте    

И по камушкам шагайте.              Е. Соколова

Родители идут по «дорожке», высоко поднимая ноги. Звучит полька «Ручеек»

Впереди видна река,        

Глубока и широка,        

Изготовить нужно плот,

По воде он поплывет.     Е. Соколова

Взял солдат пилу и начал пилить бревна для плота.

Исполняется песня «Пила»

Музыкальный руководитель и родители

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала,

Начинай сначала.

Не начнем сначала!

Родители стоят парами, двигают руками вперед-назад и поют песню.  

Стал солдат с бревен сучья срубать топором.

Упражнение «Топор»

Родители с напряжением поднимают руки в «замочке» над головой, а потом опускают вниз, проговаривая «Ух!», и расслабленно качают ими внизу.

Логопед. Решил солдат шнурком бревна связать.

Родители обматывают шнурком два пальца на левой руке и одновременно проговаривают стихотворение.

Родители

Вверх шнурок,

Вниз шнурок,

И еще, еще разок!  

Логопед.  Решил связать другие бревна.

Родители шнурком обвязывают два пальца на правой руке, повторяя стихотворение.

Готов плот! Взял солдат шест!

Деревянный этот плот

Прямо к берегу плывет!                                

Родители проговаривают и одновременно отталкиваются,  плывут.

Приплыл плот!

Стоп! А вот и берег! Устал солдат, видит, стоит дом. Решил он постучать в дверь.

Пальчиковая гимнастика «Два солдата»

Стук в дверь:                   Родители складывают ладони вместе стучат

Тук-тук…                        Стучат указательными пальцами.

«Кто там?»                       Говорят высоким голосом, стучат мизинцами.

«Два солдата пришли переночевать».   Стучат указательными пальцами,

                                                                  говорят низким голосом.

Спросим у мамы: «Мама!»             Стучат мизинцами, говорят высоким голосом.

«Что, дети?»                     Стучат безымянными пальцами, говорят средним голосом.

«Два солдата пришли переночевать».   Стучат мизинцами, говорят высоким                                

                                                                    голосом.

Спросите у папы:  Стучат безымянными пальцами, говорят средним голосом.

Папа!                                                 Стучат мизинцами, говорят высоким голосом.

«Что дети?»                            Стучат средними пальцами, говорят низким голосом.

«Два солдата пришли переночевать».   Стучат мизинцами, говорят высоким                    

                                                                  голосом.

«Пустите!»                          Стучат средними пальцами, говорят низким голосом.

«Входите!»                          Стучат мизинцами, говорят высоким голосом.

«Ах, какая благодать,         Стучат указательными  пальцами.

Что пустили ночевать!»     Говорят низким голосом.

Один, два, три — входи.

Выходит бабушка-хозяйка (воспитатель).

Солдат. Здравствуй, хозяюшка!

Кланяется.

Родители повторяют.

Xозяйка. Здравствуй, служивый!

Солдат. Хозяюшка, пусти переночевать.

Xозяйка. Заходи, солдатик.

Солдат. А нет ли у тебя чего-нибудь поесть?

Xозяйка. Нет, солдатик, самим есть нечего.  

Солдат и дети садятся на коврик.

Логопед.  Понял солдат, что жадная хозяйка. Вдруг увидел топор, горшок и говорит.

Солдат. А хочешь, хозяйка, солдатскую кашу из топора попробовать.

Логопед. Удивилась хозяйка.

Родители изображают удивление мимикой: раскрыли рот, брови приподняли.

Хозяйка. А разве можно кашу из топора сварить?

Солдат. Еще как можно. Принеси ты нам водицы. Нам водица пригодится.

Логопед. Мы тоже водицу возьмем и в котел ее нальем: с-с-с сначала медленно, а затем быстро. Повторяйте за мной.

Родители повторяют вместе и индивидуально: с-с-с.

Солдат. Чтобы кашу сварить, кашу надо посолить. Хозяюшка, принеси-ка соли.

Хозяйка (приносит банку с солью). Вот, возьми, служивый!

Логопед. Мы тоже соль берем, в котел кладем, остатки соли с ладошек стряхнем, а теперь сдуем.

Родители повторяют все движения за логопедом.

Упражнение «Соль на ладошках»

Родители стоят в кругу. Делают вдох, и дуют на правую ладошку, на левую, затем — на обе ладошки.

По просьбе логопеда некоторые родители выполняют упражнение индивидуально.

Солдат.                 Без крупы не выйдет каша,

                               Даст крупу хозяйка наша?

Хозяйка. А какая тебе нужна крупа, солдат?

Солдат. Нам сейчас родители подскажут: какая нужна крупа для каши?

Игра: «Какая?»

Родители стоят в кругу. Солдат бросает им мяч и спрашивает: какая нужна крупа для каши?

Родители ловят мяч и отвечают: гречневая; рисовая; пшеничная; пшенная; овсяная; перловая; манная.

Xозяйка. Вот тебе, солдат, манка.

Логопед. Манку, сахарок и маслице у хозяюшки берем. Все в котел кладем, да песенку поем.

Воспитатель раздает родителям бутылки с разной крупой.

Игра «Манка»

Родители поют и одновременно в такт трясут бутылочками с крупой.

Родители

Манка, манка, молоко,

Манка, манка, сахарок,

Манка, манка, маслице,

Манка, манка, соль.   Е. Соколова

Затем родители кладут бутылочки на пол, бегут по кругу на носочках под музыку.

Логоп ед. Пока каша подойдет, кот нам песенку споет!      

На ширме сидит игрушка-кот, раскрывает рот.

Звучит «Русская вечерняя колыбельная»        

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки.      

Летят гули вон, вон,        

Несут Ване сон, сон.        

Будут гули ворковать,    

Будет Ваня крепко спать.

Будут гули говорить,        

Будут Ванечку любить.

Полетят они в лесок

И найдут там колосок,

Станут кашку варить,

Станут Ваню кормить

Белой кашкой с молочком    

И румяным пирожком.

Родители в удобной позе сидят на стульях и слушают песню кота.

Логопед (делает глубокий вдох и говорит). Вкусно пахнет каша.

Родители повторяют

Логопед. Каша готова. А где же ложка? 

Xозяйка. Вот самая большая и красивая ложка.

Логопед. Хозяйка, такую красивую ложку всем хочется рассмотреть.

Под музыку Т. Ломовой «Мелодия» родители передают друг другу ложку и говорят: «Возьми, Даня», «Возьми, Лиза», «Возьми, Даша».  

Это ложка для солдата, а эти ложки вам, дорогие родители!

Исполняется композиция «Как у наших у ребят». В такт родители стучат деревянными ложками.

Композиция «Как у наших ребят»

Как у наших у ребят

Застучали ложки в лад.

Туки-тук            (стучат ложками).

Ай-люли            (стучат по коленкам).

Всем нам нравятся они.

Щи да каша —

Пища наша            (2раза).

После щей и после каши

Дети ели простоквашу.

Ели, ели, ели, ели,

Не худели, не толстели,

Ели, ели, ели, пили,

Две недели сыты были.

Все!

Солдат. Вот и сказке конец. Пора нам с вами из сказки домой возвращаться.

Попрошу я вас, друзья, сказку, в которой мы с вами побывали, нарисовать. До свидания! Буду ждать ваших рисунков.

Уходит под музыку Н. Леви «Марш». За ним следом уходит хозяйка.

Логопед. Уважаемые родители, вы запомнили название сказки, в которой мы побывали?

Родители. Каша из топора.

Логопед. Какая была хозяйка?    

Родители. Жадная, скупая, алчная.

Логопед. А солдат?

Родители. Сметливый, находчивый, смышленый, догадливый, сообразительный, понятливый.

Логопед. Из чего солдат кашу сварил?

Родители. Из манки, воды, молока, сахара, соли.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого родителя и просит нарисовать сказку.

Родители под народную музыку за столами рисуют сказку «Каша из топора». Логопед с воспитателем вывешивают рисунки на стенде.

Логопед. В заключение хотелось бы узнать, уважаемые родители, ваше мнение о проведенном занятии по логопедической ритмике, выслушать ваши пожелания и предложения.

Выслушиваются ответы родителей. Далее логопед предлагает ответить на вопросы анкеты в письменном виде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО

Практические советы проведения занятия по ФГОС ДОМатериал помогает нацелить воспитателей на новое видение организации и проведения занятий в соответствие с требованиями ФГОС....

Практические советы проведения занятия по ФГОС в ДОУ

Совет как проводить современное занятие...

Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО

Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)  Качественная подготовка наглядных материал...

Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО

Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО...

Практические советы проведения занятия по ФГОС

Практические советы проведения занятия по ФГОС...