Консультация для родителей "О правах детей"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Терских Наталия Александровна

Консультация для родителей о правах детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_doshkolnikov_o_pravah_detey.doc489.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников о правах детей.

Опасность физических наказаний, унижающих человеческое достоинство ребёнка и нарушающих детские права.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Поэтому, ударить ребенка – означает нарушить его права. Метод физического наказания иногда  родители называют самым «эффективным». На самом деле он лишь является наиболее простым и даже удобным для них, ведь проявления гнева естественны для любого человека, а вот умение сдержать себя в нужный момент, спокойно объяснить ребенку, в чем он неправ, переключить его внимание, проявить понимание и уважение к нему — требуют серьезных усилий со стороны родителей. Главным мотивом для выбора этого более сложного метода должно стать осознание родителями всех пагубных последствий физического наказания. Нужно ли наказывать детей, если они это заслужили? Безусловно, да. Но какие методы наказания выбирают родители и чем при этом руководствуются? Прежде чем хвататься за ремень или указующим перстом отправлять чадо в угол, давайте подумаем вместе, что же побуждает нас к выбору того или иного наказания и к каким последствиям может привести такое нарушение прав ребёнка как физическое наказание.
Кто виноват?
Очень часто случается, что родители по-разному реагируют на поведение ребёнка из-за различных внешних раздражителей. Родительская реакция на баловство ребёнка (правда, не всегда безобидное) напрямую зависит от того, в хорошем или плохом настроении пребывает родитель. Нередко детские шумные игры вызывают у родителей чувство умиления, когда они находятся в хорошем расположении духа. А иногда и раздражение, озлобленность, когда усталость валит вас с ног.
Долой стереотипы.
Дело в том, что стереотипы поведения, которыми мы руководствуемся, став взрослыми, укореняются в нашем сознании ещё с детства. А жаль. Просто потом взрослому человеку, привыкшему налаживать взаимоотношения по вышеуказанному принципу, нужно объяснять (а иногда и доказывать), что бить ребёнка нельзя. Если вы начнёте бить ребёнка уже в годовалом возрасте, то ничего, кроме физической боли и полного непонимания, почему любимые мама или папа делают ему больно, ваш малыш не испытает. Чаще всего у нас, родителей, не хватает времени на то, чтобы разобраться, что же происходит с нашим ребёнком. Именно в таких ситуациях нужны родительская поддержка и понимание.
Поговорим о последствиях.
Если желание ударить ребёнка так велико, что вы уже схватили ремень, представьте себя на месте сына или дочери. Чувствуете ли вы любовь к человеку, который вас бьёт? Конечно же, нет. Испытывая унижение и физическую боль, ребёнок не может ответить вам тем же. Чаще всего он думает: «Ну, подожди. Вот я вырасту и обязательно отомщу тебе». Хотите ли вы иметь ребёнка, который, став взрослым человеком, будет вам мстить за обиды и оскорбления, нанесённые ему в детстве? На протяжении всей жизни эта агрессия будет искать выход и рано или поздно, в той или иной ситуации, она его найдёт. Физические наказания по-разному влияют на детей с различными индивидуально-психологическими особенностями. Очень быстро простит и забудет обиду ребёнок-сангвиник. Но, став взрослым, он может проявить все вышеперечисленные качества. Маленький холерик с его врождённой склонностью к недовольству, агрессивности, вырастет жестоким, озлобленным, недовольным всем миром. Флегматик, будучи от природы медлительным и замкнутым, может сформироваться подобно холерику, но с небольшой разницей. Детям-меланхоликам присущ слабый вид нервной системы. Являясь очень чувствительными и ранимыми, они в будущем склонны к проявлению трусости. Неуверенности в собственных силах. Они не будут стремиться к достижению поставленной перед собой цели. А теперь подумайте о последствиях нарушения вами прав ребёнка.
Что делать?
Если у вас с ребёнком возник конфликт, постарайтесь выяснить, что является истинной причиной его возникновения. Когда в основе его лежит ваше плохое настроение или недовольство жизнью, то не бойтесь сознаться в этом не только себе, но и ребёнку. Если же вы считаете, что всегда правы, и никогда не просите прощения у своего ребёнка, то и он, как правило, не будет просить прощения у вас никогда. Ведь все дети являются большими «подражателями». Только личный пример родителей будет значим для ребёнка. Запрещая ребёнку делать что-либо, обязательно объясните, почему он не должен так поступать. Не бойтесь часто хвалить ребёнка, говорите ему, какой он хороший, добрый, умный. Таким образом вы формируете его самооценку, и он будет стремиться к ней. И самое главное: общаясь с детьми, чаще вспоминайте себя в детстве.
Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?» 
Постарайтесь увидеть в вашем ребёнке взрослого человека, считайтесь с его мнением и настроением, соблюдайте его права!

Конвенция о правах ребёнка (краткое содержание) 

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими полномочиями. Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения. Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в наше законодательство, но прежде всего в наше сознание. Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. ЕЁ положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов. Согласно Конвекции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвекция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища. Кроме того, данные права должны предоставляться детям в первую очередь, всегда в приоритетном порядке. Поскольку 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на территории нашего государства, положения данной Конвенции должны соблюдаться.

Статья 1 Определение ребенка. Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвенции.

Статья 2 Недопущение и предотвращение дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3 Соблюдение интересов ребёнка. При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.

Статья 4 Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные данной Конвенцией.

Статья 5 Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребёнка.

Статья 6 Право на жизнь и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.

 Статья 7 Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.

Статья 8 Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на сохранение индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения.

Статья 9 Разлучение с родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах. В случаях государственного решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).

Статья 10 Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.

Статья 11 Незаконное перемещение. Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12 Взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.

Статья 13 Свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14 Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15 Свобода Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16 Защита права на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.

Статья 17 Доступ к необходимой информации. Каждый ребёнок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку.

Статья 18 Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений.

 Статья 19 Защита от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

 Статья 20 Защита ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.

 Статья 21 Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав.

Статья 22 Дети-беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям- беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.

Статья 23 Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь.

Статья 24 Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Статья 25 Оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.

Статья 26 Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе социальным страхованием.

Статья 27 Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

 Статья 28 Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29 Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.

Статья 30 Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению. Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию.

Статья 31 Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32 Детский труд. Государство должно защищать ребёнка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка.

Статья 33 Незаконное употребление наркотических средств. Государство должно сделать всё возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.

 Статья 34 Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35 Торговля, контрабанда и похищение. Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36 Иные формы эксплуатации. Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37 Пытки и лишение свободы. Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38 Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.

Статья 39 Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.

Статья 40 Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.

 Статья 41 Применение наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42 Соблюдение и вступление в силу. Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43-54 включает нормы того, что взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права детей.

Консультацию подготовила воспитатель: Терских Наталия Александровна

Список используемой литературы:

 Конвенция о правах ребенка

  Интернет-ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Права детей через сказку"

Сказки могут помочь родителю в формировании у детей элементарных представлений о правах. Через скаку можно познакомить детей  показать: как дружба помогает победить зло ,...

Консультация для родителей "Права детей"

Важная и актуальная проблема, связанная с защитой прав и достоинств маленького ребенка.Права и обязанности родителей по отношению к ребенку....

Консультация для родителей "Права детей сирот"

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке....

Консультация для родителей "Права детей в семье"

Консультация для родителей "Права детей в семье"...

Консультация для родителей "Права детей"

Консультация для родителей «О правах ребёнка дошкольника»Уважаемые родители!Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка,...

Консультация для родителей «Права детей»

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка.Документы, регламентирующие Права ребенка:— Декларация прав ребенка;— Конвенци...