Консультации для родителей
консультация на тему

Герасимова Светлана Евгеньевна

Ребенок будущий первоклашка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_rebenok.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

МОЙ РЕБЕНОК - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

ИЛИ КАК ПОДГОТОВИТЬ К ШКОЛЕ

       Семья - первая ступень в жизни человека. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

       Школа – это совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущем опытом, но требующих максимальной мобилизации его физических и интеллектуальных сил.

Одна из основных задач, которые ставит школа перед ребенком – необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Готовность к обучению у всех детей различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, могут быть большие трудности в процессе организации учебной деятельности. Многие родители считают, что именно  интеллектуальную готовность является главной составляющей психологической готовности ребенка к школе. Однако не менее важными являются мотивационная и волевая готовность.

Мотивационная готовность – это наличие у ребенка желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его друзья туда идут; в школе он получит красивый портфель, пенал; кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все (классы, учительница, занятия)  является новым. Интерес к школьным принадлежностям и правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно такой интерес не долог и он быстро исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний. Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в шкалу, какие обязанности он будет там выполнять. Можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это бесполезная трата времени и сил. Естественно исключайте угрозы: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!».

Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, предлагая детям разные (вначале не сложные) задания. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники. Можно попросить ребенка вычеркивать определенную букву в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредотачиваться на задании, их работоспособность. Если ребенок быстро устает, то можно облегчить ему задачу и сказать, что осталось вычеркнуть 5 букв. Если деятельность нормализуется, то можно говорить о наличии волевой готовности, хотя пока не очень хорошо развитой. Если же ребенок не может сосредоточиться, то волевая регуляция поведения у него отсутствует.

        

Правила создания позитивной обстановки в обучении:

  • Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
  • Обучение требует систематичности: 10 – 15 минут в день принесут больше пользы, чем час – два в выходные.
  • Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше.
  • Старайтесь не создавать у ребенка впечатление, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова – города» и др.).
  • Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть, или он плохо себя чувствует, то лучше отложить игру.  Не играйте через силу, с плохим настроением  – это не принесет пользы.

       

В первом классе детей учат не только читать, писать и считать, но и умению учиться и основам теоретического мышления. Что же такое умение учиться?

Ребенок, который умеет учиться:

  • понимает, что он чего – то не умеет, не может, приучен говорить об этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл в какую сторону пишется буква Ю»;
  • умеет отличить новую задачу от старой и задуматься над тем как ее решить, а не спешить с первым попавшимся ответом;
  • может не просто сказать взрослому о своем незнании, неумении, непонимании в негативной манере (я не знаю, я не понял, у меня не получается), но сформулировать причины своих трудностей, рассматривая предмет с разных точек зрения (Я не знаю марки этой машины: впереди она похожа на «Москвич», а сзади на «Жигули», а не объявивший с видам знатока, что это «Жигули» новой модели).

Если у ребенка есть эти качества, то, будьте уверенны, что, не смотря на кривоватые палочки в прописях и далеко не беглое чтение, он прекрасно справится со всеми школьными трудностями.

   

Школьное обучение  - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.

У детей надо сформировать следующие навыки общения:

  • Умение слушать собеседника не перебивая его;
  • Говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
  • Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.

Часто родители жалуются на то, что дети, разговаривая между собой, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону. Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые.    

Например: «Мама звонит дочке», «Внучка поздравляет деда», «Узнать, какой фильм идет в кинотеатре», «Вызвать врача к заболевшему брату» - эти и другие ситуации, разыгранные вместе с ребенком, формируют у него умение вести диалог, разговаривать со взрослыми, сверстниками.

Родители должны не только научить ребенка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка и подчиняться формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться.

Создание у ребенка положительного отношения к школе

и формирование направленности на обучение:

Экскурсии с ребенком в школу.

Встреча и знакомство с учителями.

 Рассказы о своих любимых учителях.

Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.

Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.

Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

Семейное чтение художественной литературы.

Организация книжного уголка для ребенка.

Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.

Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.

Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе:

  • формирование адекватного поведения;
  • установление контакта с учащимися и учителем;
  • овладение навыками учебной деятельности.

               Удачи Вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...