Консультация на тему: "Декоративно-прикладное искусство в саду и дома".
консультация (старшая группа) на тему

Мочалова Светлана Анатольевна

В помощь педагогу и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativno_prikladnoe_tvorchestvo.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное искусство в саду и дома.

Эстетическое воспитание детей – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Начиная приобщать детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка. Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Именно она предоставляет уникальную возможность проследить, как развивалось это народное искусство на протяжении огромного времени, сменяя многие поколения и династии мастеров.

Дымковская роспись: история.

Основоположником этого народного промысла стала небольшая слобода Дымково (отсюда и такое название), находящаяся неподалеку от города Кирова. Изначально в процессе раскрашивания дымковской игрушки применялись исключительно анилиновые краски, которые требовалось разводить. Для этой цели применялся перекисший квас или уксус. Кисточка изготавливалась самостоятельно и представляла собой холщовый лоскут, намотанный на деревянную палочку. Такой самодельный художественный инструмент использовался, когда требовалось провести линию. Для того чтобы нарисовать пятнышко мастера применяли торец ровно срезанного прутика.

Техника создания.

Начнем с того, что изначально фигурки дымковской игрушки лепились из смеси ярко-красной глины с коричневым песком, который добывали на реке, а затем обжигались в печи до полного высыхания. Затем игрушку покрывали мелом, разведенным на молоке, создавая белоснежный фон для последующей росписи.

Как и в других старинных русских ремеслах, для раскраски использовали темперные краски – сухие пигменты  на яичном желтке с квасом. Разрисовывали перьями или палочками. Цветовая гамма игрушек пестрит яркими красками в основном красных, желтых, синих, зеленых цветов. В игрушки добавляются ромбики из потали или сусального золота, как видно на картинках. Создание дымковской игрушки дошло до наших времен, как вид лепки для детей с родителями. Дымковскую игрушку можно пробовать изготовить самому по образцу, изучив принципы лепки фигур и элементы узоров и разрисовки на игрушках. В наши дни на рынке достаточное количество материала и выборов красок. Дымковские фигурки лепят из теста, полимерной глины, а разрисовывают яркими красками, не содержащими лак.

Чтобы сделать лошадку или барышню, берем специальную глину для лепки, гипс. Белый фон делаем белилами в два слоя. Хорошо просушиваем. Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами.

Что же отличает дымку от др. расписных игрушек? Различные сочетания одинаковых мотивов создаю впечатление богатого разнообразия узоров игрушки. Нарядную пестроту дымковских фигурок дополняют ромбики из потали (тончайшие листочки из сплава и цинка, имитирующие золото). Такое украшение, сверкающее позолотой, увидишь только на дымковских игрушках. При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, а круг со звездой в серединке олицетворяет солнце. Дымковская роспись, картинки которой вы можете видеть немного ниже, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки. Народный талант импровизации не иссекаем. Мир образов дымки бесконечно светел, радостен, весел, в миру реальный и сказочный, наивный и необыкновенно искренний. Сюжеты игрушек необыкновенны разнообразны - от жанровых сценок современности до откровенной фантастики в виде индюков с хвостами жар-птицы и деревьев с красивыми розами-цветами…

Дидактическая игра: «Тайна  волшебных колпачков»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей об известных им видах декоративно – прикладного искусства. Учить рассказывать о предмете, который обнаружен. Развивать речь, мышление, внимание. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.

Руководство: Узнать, что под колпачком ( «раскрыть тайну» ), и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задач.

Дидактическая игра: « Составь матрешку».

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русской матрешке. Учить сравнивать предметы один с другим. Различать цветовые элементы росписи

Руководство: Найти соответственную половинку матрешки.

Ход игры: На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки, сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее восставил, тот и выиграл.

Дидактическая игра: «Составь картинку».

( В игре участвует подгруппа из двух-четырех детей)

Дидактическая задача: Уметь составлять целое изображение из частей. Уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.

Материал: Конверты с разрезными картинками.

Руководство: Взрослый раздает подгруппе детей конверты с разрезными картинками и дает задание собрать целое изображение. Проигрывают ребята, не сумевшие выполнить задание. При выигрыше ребенку предлагается (по его желанию) другой конверт с новыми разрезными картинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриватьс...

Консультация для родителей. Декоративно-прикладное искусство в саду и дома.

Эстетическое воспитание детей – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствоват...

Консультация на тему: "Декоративно-прикладное искусство, как средство развитие творческих способностей детей".

Тема: «Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине». Консультация на тему: «Декоративно-прикл...

Консультация для родителей: «Декоративно-прикладное искусство в саду и дома»

Эстетическое воспитание детей – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Декоративно-прикладное искусство в саду и дома.

Эстетическое воспитание детей – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности тол...

Консультация на тему: "Декоративно - прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте"

В данной консультации раскрыты задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно - прикладным исскуством, этапы занятий....