Консультация для родителей
консультация на тему

Гуркова Татьяна Николаевна

1. Адаптация ребенка к ДОУ

2. О кризисе 3 лет.

3. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению

4. Роль семьи

5. Полезные советы родителям в период адаптации ребенка к ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы психологаC:\Users\Татьяна\Desktop\Работа с родителями\Vozrastnie osobennosti\adaptacia 1.jpg

Адаптация ребенка к ДОУ

 

 

Адаптация – это приспособление к изменяющимся условиям. Чтобы ваш малыш мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского учреждения, необходимо заранее готовить его.

Во-первых, необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.

 Во-вторых, сформировать такие привычки, которые помогут ребёнку в периоде адаптации. Очень важно сформировать у ребёнка элементарные навыки самостоятельности. Ребёнок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, проситься на горшок, не будет чувствовать себя совсем беспомощным, что положительно скажется на его самочувствии.

Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

     Очень важно придерживаться распорядка дня, максимального приближенного к режиму в детском саду.

     Желательно ещё до поступления в детское учреждение расширить круг общения с другими детьми, взрослыми, можно заранее выучить имя воспитателей.

     Накануне первого посещения напомнить малышу, что он идёт в группу к другим детям, где интересно и много игрушек, и ответить на его вопросы.

     В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребёнок сосёт палец, не засыпает без игрушки и т. п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад обязательно предупреждать воспитателя об «особых» привычках ребёнка, если таковые имеются. C:\Users\Татьяна\Desktop\Работа с родителями\Vozrastnie osobennosti\adaptacia 1.jpg

             Продолжительность адаптационного периода для детей будет зависеть от психологического настроя малыша, от вашего эмоционального состояния и других факторов.

Факторы, влияющие на адаптацию:

· возраст ребёнка;

· состояние здоровья;

· уровень развития;

· характеристика нервной системы (тип темперамента);

· умение общаться с взрослыми и детьми;

· сформированность предметной и игровой деятельности;

· приближённость домашнего режима к режиму детского сада.

             Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада, удивляйтесь, хвалите ребёнка, заостряйте внимание на положительных моментах.

Установите доброжелательные отношения с воспитателями и обслуживающим персоналом, демонстрируйте это своему малышу. Вежливое и приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребёнка к общению с ними.

Во время привыкание малыша к детскому саду необходимо соблюдать принцип постепенности, начиная с 2-х часов (с 10.00 до 12.00 часов), постепенно увеличивая время пребывания. Если позволяют погодные условия, эти 2 часа можно провести на прогулке. Оставляя малыша в группе, постарайтесь быть спокойными и уверенными сами. В противном случае ребёнок может уловить ваше беспокойство, и будет расстраиваться ещё больше. https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=185b1cb08b147553f61302bf293fe357&n=33&h=170

Если ваш ребёнок плачет при расставании, дайте ему любимую игрушку, разработайте свой ритуал прощания (воздушный поцелуй, особые слова и пр.). Объясните, что обязательно заберёте его «после еды», «после сна» и т. д. И, естественно, никогда не обманывайте своего ребёнка! 

Все изменения вводятся со вторника (например, со вторника второй недели, если ребёнок достаточно спокоен, время пребывания в ДОУ увеличивается на 2 часа, с 8.00 до 12.00). И в течение месяца доводится до полного дня. Предложенная схема, безусловно, может изменяться в зависимости от течения адаптации ребёнка.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации:

эмоциональная удовлетворённость ребёнка и внешняя адекватность поведения (когда ребёнок спокойно выполняет все требования взрослых в детском саду).

Если адаптация протекает тяжело, необходимо проанализировать причины.

Наиболее вероятные причины затруднений:

- отсутствие в семье режима детского сада,

- наличие у ребёнка вредных привычек;

- неумение занять себя игрушками;

- отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;

- отсутствие навыков общения с незнакомыми людьми или страх перед ними.C:\Users\Татьяна\Desktop\Работа с родителями\Vozrastnie osobennosti\adaptacia 1.jpg

Адаптационный период считается законченным, если:

-  не плачет при расставании с родителями или быстро успокаивается,

- ребёнок ест с аппетитом,

- быстро засыпает, вовремя просыпается,

- эмоционально общается с окружающими,

- спокойно играет.

Терпения Вам! И пусть детский сад станет для ребёнка вторым домом!

Педагог-психолог ДОУ

Гуркова Т.Н.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о кризисе 3 лет.

Наиболее простое и очевидное проявление любого психологического кризиса заключается в том, что ранее спокойный и покладистый ребенок без видимых причин становится непослушным.

Он все делаем наоборот, будто специально провоцируя на конфликт. Его невозможно без скандала ни накормить, ни уложить спать, ни собрать на прогулку. Все чаще случаются «концерты» в магазине или на улице.http://detsad83.gorodku.ru/wp-content/uploads/2017/08/4072_html_4dbd46fe.png

Это маленькое, но очень сообразительное существо понимает, что нам проще уступить, чем опозориться. Уровень эмоционального и интеллектуального развития позволяет уже даже шантажировать.

Что происходит? Мы воспитываем малыша как всегда: в меру строги, в меру демократичны. Почему же ребенок вдруг перестает считаться с нами? Отчего непоколебимые авторитеты в одночасье рушатся? А все дело в том, что вы столкнулись с кризисом 3 лет.

Следует отметить, что этот кризис может наступить и в 2 года, и в 3, и 3,5, и даже в 4. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.

В чем суть этого возрастного кризиса?

Необходимо проанализировать развитие ребенка до 3 лет. Первые  три года ребенок физически и психически зависим от матери и от взрослых, его окружающих: через них взаимодействует с миром, познает его, удовлетворяет свои потребности. Но по мере развития роль взрослых отходит на второй план. Все большее число действий может быть выполнено ребенком самим. Он уже планирует свои действия и может предвидеть результат, начинает замечать связь между успешным и неуспешным действием и реакцией на это взрослого. Через оценку родителей, родственников, окружающих у ребенка формируется самосознание и самооценка. Возникает феномен «Я». Ребенок уже не говорит «Вася хороший», он сообщает: «Я хороший».

Его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я сам это умею! Я сам это могу! Я большой, как мама и папа!» Ребенок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью.

Но… в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и «мстит» слезами, возражениями, капризами.

Малыш как бы находится между двух огней:

  1. он слишком уверен в себе и своих силах, хочет всего добиться сам;
  2. он знает: без взрослого ему не обойтись.

И вот эта двойственность буквально разрывает его на части.

Он начинает нервничать, переживать.

 Ведь для нас, взрослых, ребенок по-прежнему маленький, а для него самого он уже большой, И вопиющее несправедливое обращение с ним как с малышом заставляет его сопротивляться и бунтовать!

Свой кризис ребенок не может утаить: тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен только против взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам.

Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. http://dou39.eduusolie.ru/images/66666_1.jpg

Что характерно для ребенка в период кризиса 3 лет?

В психологии существует перечень признаков «кризиса 3 лет»,  так называемое семизвездие – своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание, деспотизм.

Но это все следствия одной причины, кратко и емко описывающей поведение ребенка в данный период: ребенок стремится не только делать что-то самостоятельно, но и самостоятельно решать, делать это или нет.

 Своеволие.  Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.

Понятно, бывает удобнее сделать что-то за него, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его

радости  от процесса деятельности.

        Посмотрите в его счастливые глаза, и вы увидите в них гордость от осознания факта своей самостоятельности!

        Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.

        https://tveritinova-dou8-raduga.edumsko.ru/uploads/7000/25081/persona/articles/.thumbs/krizis-treh-let.png?1480098393

Упрямство. Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!»

        Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.

        Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет и примет решение – попросит книжку. Удивительно, но факт!

        Негативизм и строптивость. Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.

        Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!» Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!

        Что делать? Попробуйте вместо утвердительной формы «Идем гулять!» просто спросить малыша о его желании: «Солнышко, мы гулять пойдем?»

        В некоторых ситуациях можно применить маленькую хитрость. Например, вместо вопроса «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»

        Ну и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, то малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите: «Гулять сегодня не пойдем!», тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не советую, так как это обман.

        Протест – бунт. Это ответ на давление со стороны родителей и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», «Надень тапочки!»).

        Бурная энергия ребенка должна найти выход в деятельности. А если ее сдерживать, она выливается в виде эмоций (гнева, истерик)  или ребенок будет искать другие пути освобождения от накопившегося напряжения, например, в виде агрессии.

        

Что делать? Если  малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему.

        Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят (это принцип доминанты – очаг возбуждения в головном мозге подавляет все остальные).

        Симптом обесценивания. Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму  грубыми словами).

        Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией).

        Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока… Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…).

        Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.

        Деспотизм. Это стремление ребенка  подавлять окружающих. Взрослые должны удовлетворять желания маленького тирана, в противном случае их ждут истерики.

        Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь он сейчас учится исключительно на собственном опыте.

Придерживайтесь следующих правил:

  1. Единство требований.
  2. Культура общения.
  3. Поощрение самостоятельности и активности.
  4. Границы активности – четко определить, что можно делать, а что нельзя.

Материал подготовлен педагогом-психологом Гурковой Т.Н.



Предварительный просмотр:

Страничка психолога

 «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ»

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.http://3.bp.blogspot.com/-hrgOSfMeCHU/VW_jp0nLZRI/AAAAAAAARyY/gpaNo51kkN4/s1600/1242875_html_m6f044f48.jpg

• Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.

• Установите четкие требования к ребенку, будьте
последовательны в их предъявлении.

• Будьте терпеливы.

• Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.

• Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.

• Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его
внимательно.

• Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

• Говорите с малышом короткими фразами, не быстро; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, понятные объяснения.

• Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос:
«Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.

• Каждый день читайте малышу.

• Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые
впечатления.

• Занимайтесь с малышом совместно творческой
деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...

• Поощряйте любопытство.

• Не скупитесь на похвалу.

Радуйтесь своему малышу!



Предварительный просмотр:

15 мая – международный день семьиhttps://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=2c053704fe68784397acfcfecfd2c9eb&n=33&h=215&w=344

Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить.

Для маленького ребенка семья – это целый мир.

Мир,  в котором он живет,  действует,  делает открытия, учится любить, ненавидеть,  радоваться,  сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учиться познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения…

         «Воспитание дошкольника в семье» - почти единственный социальный институт, формирующий его личность. Дошкольник отличается такими психофизиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие». Прежде всего,  потому, что каждая отдельно взятая семья, не похожа ни на какую другую. Сколько семей – столько и особенностей ее уклада, свойственных только данной семье, среди которых: различный состав по возрасту и родственным связям, образ жизни и стиль внутрисемейных отношений, установки на труд и на воспитание детей, на потребление материальных благ и духовных ценностей, социальная зрелость взрослых членов семьи и многое другое. Все это не может не определять и условия жизни ребенка и особенности его воспитания. 

      Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. И здесь важно разумное равенство всех членов семьи. Это непременное условие в усвоении ребенком очень важного понятия: я не один на свете (именно с этого начинается ощущение своей равнозначности с другими членами семьи!), рядом со мною отец, мать бабушка, брат, сестра – у них так же есть свои желания, с которыми приходится считаться. У брата и сестры – одинаковые права на любовь и внимание родителей, на лакомство и удовольствие. Ребенок как участник всех внутрисемейных событий проникается всем, чем живут взрослые, впитывает их идеологию, судит их оценками.

      Вся жизнь взрослых – пример для маленьких. Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. И здесь первостепенную роль играет пример родителей, их отношение к людям, труду, общественным обязанностям. Если им присуща активная нравственная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношении  ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, приобщаясь к делам и заботам взрослых, усваивает их убеждения. И это понятно. Ведь малыш видит мир глазами взрослых, которые помогают ему постигать окружающую действительность.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4c1cadc973c8e4636ea654401856deb5&n=33&h=215&w=289

      Становление личности находиться в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально – нравственной атмосферой, существующими семейными традициями… Вот почему воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания нравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. А от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

     

"Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца"                               (В.А. Сухомлинский).

"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной"              (А.С. Макаренко).

Материал подготовила педагог-психолог Гуркова Т.Н.



Предварительный просмотр:

Психолог  советуетhttps://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=3eb3a7721152ae3a31987371c95485c1&n=33&h=170

Полезные советы родителям в период адаптации ребенка к ДОУ

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение. 

Советы родителям в период адаптации ребенка к ДОУ

*Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам. Организм ребенка раннего возраста достаточно пластичен, поэтому перестройка ритмов сна и бодрствования происходит в течение недели. Чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включите бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой.

*Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить данную привычку и предоставить ему возможность уснуть самостоятельно. Ломка сложившихся стереотипов при укладывании спать приводит адаптирующегося ребенка к негативным реакциям. Поэтому лучше это сделать в домашних условиях, не торопясь, постепенно, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

*Пребывание ребенка в дошкольном учреждении предполагает четыхрехразовое питание, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и работоспособность детского организма. Однако не все дети хорошо едят в детском саду. Это связано, прежде всего, с изменением рациона детского питания. Поэтому следует пересмотреть меню, приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употребляя супы, каши.

*Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.

*Готовьте ребенка к временной разлуке с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад, — все дети ходят, что в детском саду очень хорошо, интересно. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, что они делают, чему учатся.

*Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне  и вовремя приода ребенка  в ДОУ.

*В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

*Постоянно обращайте внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша.

*Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период.

*Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

*На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему.

*Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

*Выполняйте предписания врача, советы и рекомендации педагога.

*Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.

*Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез - это может быть вызвано просто плохим настроением  .

. https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=4d7847f50f23d58b7176c7214c008327&n=33&h=170

Педагог-психолог ДОУ

Гуркова Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...