Консультации для родителей
консультация на тему

Наумова Марина Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Артикуляционной гимнастикой называются – специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.

Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими, такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.

         Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению нужных звуков.           Детям 2 – 4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движения языка, в этом возрасте мы помогаем малышу достичь правильного произношения.

         Детям 5 – 7 лет артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

         Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3 – 5 минут,         2 – 3 раза в день:

-         в детском саду с логопедом и воспитателем;

-         с родителями – дома.

Лучше её проводить перед общей утренней гимнастикой, во время занятий на физ.минутке – чередуя с пальчиковой гимнастикой, а также после сна, когда дети спокойны и ничто их не отвлекает. В начальный период, артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними или за нижними зубами). У нас автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

         Выполняется артикуляционная гимнастика со всей группой или небольшими подгруппами, а также индивидуально. Проводится она сидя, так как в током положении у ребёнка прямая спина, тело ненапряженно, руки, ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей нужно так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено. Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений (точность, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому) в противном случаи артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Нельзя проводить артикуляционную гимнастику не видя как выполняет упражнения каждый ребёнок. Поэтому воспитатель организует работу следующим образом:

-         рассказывает о предстоящем упражнением используя игровые приёмы;

-         показывает его выполнение;

-         упражнение выполняют все дети;

-         воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам.

         Сначала, при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход.

         Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение  неверно, - это может привести к отказу выполнять движения.

         Надо показать ребёнку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок уже научился подниматься к верху»).

         Если воспитатель видит , что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удаётся не совсем, он проводит с ним дополнительную индивидуальную работу или даёт задание родителям отрабатывать эти упражнения дома (по 2 – 5 мин. 2 раза в день, утром и вечером).

         Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отрабатывать с ребёнком движения перед зеркалом. Если они не будут получаться – надо направить его к логопеду.    При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений. Из выполняемых 2 – 3 упражнений новым может быть только одно, второе, третье даётся для повторения, закрепления. Если же дети выполняют какое- то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не вводит новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления педагог придумывает новые игровые приёмы. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Возможно и желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками и т.д.

         Артикуляционную гимнастику можно проводить в виде сказки 5 – 7 минут.



Предварительный просмотр:

Не пора ли к логопеду?

         Пожалуй, в жизни практически каждого родителя рано или поздно наступает такой момент, когда возникает вопрос: «А все ли в порядке с речью моего ребенка?». Как правило, из этого вопроса вытекает масса сопутствующих, в зависимости оттого, что именно беспокоит родителей, каков возраст ребенка, готовится ли он к школе или же речь идет о раннем дошкольном возрасте. Как понять, что ребенок нуждается в логопедической помощи? К кому следует обратиться? До какого возраста нужно ждать? На что следует обратить внимание? Попробуем ответить на эти вопросы по порядку.

К сожалению, нередко приходится слышать от родителей детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи о том, что когда-то логопед в поликлинике им сказал: «До пяти лет не заговорит, приходите». И обнадеженные родители ждут, не предпринимая нужных мер, тем самым теряя драгоценное время. Чтобы не допустить подобных ситуаций, родителям необходимо учитывать определенные закономерности речевого развития, с которыми стоит ознакомиться. Следует помнить, что залог правильной речи ребенка – это далеко не только звукопроизношение. Ведь это всего лишь один из компонентов речевой системы наряду со слоговой структурой, лексико-грамматическим строем, фонематическим восприятием, связной речью.

Важно знать, что для каждой возрастной категории детей существуют свои закономерности развития речи. Так, например, к концу первого года жизни малыш начинает употреблять первые простые слова, чаще состоящие из двух одинаковых открытых слогов («ма-ма»). К полутора годам ребенок продолжает накапливать свой активный словарь предметов, появляются первые навыки словоизменения («маме», «маму» и т.д.). К двум годам у ребенка появляется фраза, что является предпосылкой к развитию связной речи. Фраза, как правило, состоит из двух простых слов («мама, дай»). Появляются звуки раннего генеза.

Младший дошкольный возраст – период детского словотворчества, когда ребенок начинает активно употреблять суффиксы и приставки, зачастую неверно («дом» — «домы»), что является в этом возрасте абсолютной нормой в этом возрасте. Добавляются твердые свистящие звуки, мягкий звук «ль». Появляются первые простые предлоги.

 К среднему дошкольному возрасту появляются шипящие звуки. В этот период становления речевой системы, ребенок говорит предложениями из 3-4 слов. Предложения становятся более полными, ребенок разучивает первые небольшие стихотворения. К старшему дошкольному возрасту в норме звуковая культура речи полностью усвоена.

Будущий школьник строит развернутые фразы, владеет навыками пересказа, выговаривает слова сложной структуры и правильно употребляет лексико-грамматические категории. Если на каком-либо этапе развития вашего ребенка, вас что-либо тревожит, и вы сомневаетесь, что речь вашего ребенка развивается в соответствии с возрастом, рекомендуется прийти на консультацию к логопеду, где вы получите более подробную информацию о том, соответствует ли речь вашего ребенка возрастным нормам, а также получить своевременную логопедическую помощь. 



Предварительный просмотр:

C:\Users\sa\всё\Desktop\q8DK8teTqhc.jpg

C:\Users\sa\всё\Desktop\cbTgk8_roio.jpg

C:\Users\sa\всё\Desktop\gFPa00LOJA4.jpg



Предварительный просмотр:

www.o-detstve.ru/Портал «О детстве»

 

9. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребёнку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

10. Все согласные буквы называйте, как звуки. Например, не

[пэ] или [эр], а [п] или [р].

11. Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребёнок усвоил материал предыдущего.

12. Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Желаем Вам успехов!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Занимаясь с ребенком, помните…..»

        

                                  Уважаемые родители!

 Успешность логопедической работы в большой степени зависит от участия родителей в процессе преодоления речевого дефекта. Организуя, занятия с ребенком по заданию логопеда в домашних условиях помните:

1.  Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних заданиях.

2. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.

3. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

4. Время занятий (15 – 20 минут)  должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребёнка, помогает усвоению учебного материала.

5. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребёнка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребёнку.

6. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

7. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребёнком.

8. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребёнок огорчён неудачей. Помощь ребёнку должна носить своевременный и разумный характер.

II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»



Предварительный просмотр:

Памятка родителям

от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

  • Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

  • Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

  • Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении.

  • Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.

  • Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

  • Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

                                                                       



Предварительный просмотр:

Последовательность появления звуков у детей

Возраст

1-2

2-3

3-4

4-5

Звуки

А

О

Э

П

Б

М

И Ы У

Ф В

Т Д

Н

К Г

Х

Й

С З Ц

Ш Ж

Ч Щ

Л Р

ВОЗРАСТ

ЗВУКИ



Предварительный просмотр:

Развитие речи детей в норме

        Как правильно оценить состояние речи своего малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких – просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, потребуется ваша помощь или помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, которым не безразлично, каким вырастет их малыш.

        Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. «Нас же никто не учил, - говорят они, - и логопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся». Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заподозрили неладное в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего малыша все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи.

        Для того, чтобы вы смогли правильно оценить уровень речевого развития своего малыша, предлагаем познакомиться с тем, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы в данном случае весьма условно - не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка.

        Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие.

        Известны случаи так называемых «детей Маугли», которые в силу различных обстоятельств выросли вне речевой среды, вне человеческого общения. Когда их нашли, у них не было речи и более того, полноценной речью такие дети так и не смогли овладеть даже после возвращения к людям, несмотря на все усилия специалистов, так как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития именно речи уже прошел.

        Другой пример, у глухонемых родителей, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 5 лет), речь у них развивается с особенностями. Эти примеры доказывают, что для своевременного и правильного развития речи необходимо полноценное речевое общение. Чем больше и чаще ребенок повседневно общается с окружающими, тем раньше и лучше начинает говорить.

        Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, аденоиды, отиты, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте - они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность.

        Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.

        Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС, у которых в последствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее ребенку.

        Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь. У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление - «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью.

        Гуление - представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха. Гуление важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.

        Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Малыш улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот кричит, если взрослый сердится и в его голосе сердитая, раздраженная, недовольная интонация. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.

        Расцвет гуления приходится на 4-6 месяцы жизни. К этому времени малыш осваивает уже национальную специфику эмоционально-выразительного звучания родной речи. Об этом говорит такой интересный факт: взрослые китайцы, датчане и американцы легко узнавали своих соотечественников среди полугодовалых малышей лишь по издаваемым ими звукам гуления.

        Крайне негативно влияет на развитие ребенка недостаточность именно эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно нарушение взаимосвязи матери с ребенком. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых бедна в эмоционально-выразительном плане не вызывают у ребенка периода гуления необходимого для нормального речевого развития познавательного интереса к внешнему миру. С такими взрослыми у ребенка не возникает потребности общения.

        Вообще, возраст от 2 до 6-7 месяцев относят к числу критических. Поэтому положительные материнские эмоции в этот период нужны ребенку для его полноценного развития, как пища и воздух. Разлука с матерью в возрасте с 6-7 мес. и до 3 лет может привести к тяжелейшим расстройствам развития, которые выражаются в виде психической и физической отсталости.

        Наиболее тяжелые и стойкие нарушения психики развиваются у детей, лишенных матерей во второй половине первого года жизни. Даже после усыновления, будучи окруженными любовью, заботой и вниманием приемных родителей, они испытывают большие трудности при выстраивании нормальных взаимоотношений с окружающими. Их поведение отличается агрессивностью, жестокостью, импульсивностью, что является признаками проблемного развития личности.

        Подводя итог данным рассуждениям, хочется еще раз повторить, что для младенческого возраста эмоциональное общение ребенка со взрослым НЕ РОСКОШЬ, а условие формирования его психики. Лишение ребенка эмоционально-положительного внимания взрослого в этом возрасте ведет к нарушению развития в целом, и полноценного речевого развития в частности. Молодым мамам следует помнить, что нормальное довербальное (дословесное) развитие на первом году жизни имеет решающее значение для формирования речевой функции в целом и возможно только при адекватном эмоциональном взаимодействии малыша с мамой или другим близким для него человеком, и данного общения не сможет заменить никакая, пусть самая хорошая, няня.

        Следующая стадия развития характеризуется появлением лепета, и длится примерно от 5 до 9 месяцев. На смену гулению постепенно приходит лепет, который представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. Об этом говорит тот факт, что при врожденной глухоте у ребенка имеет место стадия гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и полное отсутствие лепета.

        При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание. Часто в лепете можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть звуков вообще невозможно воспроизвести. Интересный факт, но все дети, независимо от национальности, лепечут одинаково, и только позднее они начинают говорить на том языке, на котором говорят окружающие ребенка люди.

        К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя. Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития речи.

        К концу второго полугодия появляется так называемая предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Этому занятию стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка.

        К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи. Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами.

        Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила бы образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, выражаются четко, внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают высказанную им мысль, уточняя и расширяя ее.

        К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.

        К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р]. Многим родителям почему-то очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности артикуляционного аппарата ребенка. Часто в этом возрасте у ребенка еще недостаточно натренированы мышцы кончика язычка и звук [р] получается при смыкании задней части языка и мягкого неба. Звук при этом получается горловой. Этот звук - неправильный и достаточно трудно поддается исправлению.

        Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натренированный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зубами и достаточной длиная подъязычная связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу.

        К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.

        К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.

        Таким образом, мы видим, что ребенок за период дошкольного детства практически овладевает речью. В это время у ребенка происходит не просто механическое накопление словаря, не простое копирование взрослой речи и усвоение набора определенных речевых штампов, а постижение и усвоение законов, по которым действует такой сложный живой механизм, как язык. Овладение языком – это не процесс имитации готового, «впитывания» образцов, а процесс творческого познания, активного поиска закономерностей взаимоотношений элементов языка, поиск правил, по которым строится собственная речь. Даже очень маленький ребенок может создавать собственные, уникальные высказывания. Остается только удивляться, как такую сложную работу и в такой короткий срок совершает такой еще маленький человечек. Никогда больше в своей жизни он уже не сможет с такой легкостью и столь интенсивно усвоить любой другой язык.

        Вы познакомились с речевым развитием ребенка в норме и теперь сможете сами оценить правильно ли развивается речь вашего малыша. Любое отклонение от нормы нуждается в консультации специалиста. Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его удается исправить.



Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания

Для детей имеющих нарушения речи необходимо формировать длительный ротовой выдох. Для этого нужно проводить следующие дыхательные упражнения:

  1. Сдуть со стола мелко нарезанную цветную бумажку, пушинку, ватку.
  2. Дуть на лежащие, на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины, стараясь отодвинуть их с места.
  3. Дуть на шарики разной тяжести: пластмассовые, деревянные, резиновые.
  4. Задуть на резком и длительном выдохе пламя свечи.
  5. Поддержать в воздухе пушинку или маленький кусочек ватки на длительном выдохе.
  6. Надуть резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, язычки, дуть в дудочку, вертушку.
  7. Надувать мыльные пузыри.    



Предварительный просмотр:

C:\Users\sa\Desktop\n2gEAGgpqDc.jpg

        

C:\Users\sa\Desktop\Y4r5OLykorY.jpg



Предварительный просмотр:

Советы логопеда заботливым родителям

Начнем с вас. Даже если вы молчаливы от природы – все

равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает

обращенную к нему речь, если она объясняет то, что

происходит с ним вокруг него. Поэтому сопровождайте свои

действия словами.

Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию – но

только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не

говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно

важно, если ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно

двигается, если ваш малыш ещё только лепечет или говорит

мало слов. Старайтесь, чтобы он видел вашу

артикуляцию.

Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно

проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень

чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает

логическое ударение, старайтесь произносить как можно

более выразительно.

То же, но по-разному. Повторяйте помногу раз одно и то же

слово, да и фразу, меняя порядок слов. «ПАПА ПРИШЁЛ.

ПРИШЕЛ НАШ ПАПА». «МЯЧИК УПАЛ. ВОТ И УПАЛ». Это

позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы

делятся на слова. Если вы хотите, чтобы малыш усвоил

какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных

контекстах и не единожды.

Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много

длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему

сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь

произносить новое слово в эмоционально благоприятной

ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок

обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в

нейтральных или неблагоприятных. Все чувства – в союзе с речью. Очень важно, чтобы

ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность

не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать,

щупать его, то есть – изучать различными способами. Если

вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу

же называйте этот предмет несколько раз – коротко, четко,

выразительно.

В основе речи – стремление к общению. Как бы

несовершенно ваш ребенок не говорил, принимайте и

поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже

если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в

невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ

(жест, выразительный взгляд).

Поддерживайте его стремление общаться! Дя-дя-дя, ма-

ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-бе-

бы-би. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы

малыш захотел их повторить.

Уважайте его попытки говорить. В те моменты, когда

ребенок говорит, лепечет один или с вами, выключайте

громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать

вас и себя. Речь развивается на основе подражания и

поэтому ему необходимо слышать себя.

Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две

киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте

такие игровые ситуации, где ребенку понадобится

звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова

для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание:

побуждаете не вы, а ситуация.

Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словами на

2 уровнях: понимает его – это пассивный словарь, говорит –

это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но

если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно

приведет к так называемому лексическому взрыву. И в

дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы

его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в активный

словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки,

кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на

картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и

близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где

ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где

часы?» и т.д.

Развивайте фонематический слух, побуждая различать

слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос –

нож).

Читайте, читайте, читайте… Читайте короткие стихи, сказки.

Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест

ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые

они уже много раз слышали. Если это возможно,

постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в

лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку

поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит

стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не

договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя

это делать малышу Пойте простые песенки, помогая ему

воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие

мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка,

рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами –

все это поможет речи, а в будущем и письму.

Только вы! Помните: только вы и ваша вере в его силы и

способности могут помочь ему развиваться гармонично.

Дети, которые поздно начинают говорить. Некоторые дети

отчетливо произносят слова ещё в возрасте до года.

Большинство начинают пользоваться на втором году жизни. К

двум годам проявляются признаки речи. Определенное

беспокойство вызывают дети, которым почти 2,5 года и

которые не пытаются заговорить.

Некоторые причины, затрудняющие речевое развитие.

Физические – частичная или полная потеря слуха, незаращение верхней губы или неба.Особенности

эмоциональной жизни ребенка – это могут быть и

собственные чувства малыша и то, как он относится к своему

окружению, его реакция на события жизни, поведение

взрослых.

Недостаточный опыт общения со взрослыми – будет

влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом

и ребенку не хватает услышанных слов. Взрослые сводят до

минимума свое обращение с ребенком, их речь в основном

состоит из запрещений типа «нельзя» и «замолчи». Кроме

того, играет роль сама речь взрослого – её правильность и

богатство.

Если нормальный ребенок после двух лет не проявляет

потребность заговорить, желательно выяснить, пытается ли

ребенок общаться со взрослыми посредством любых звуков

или жестов. Если у него не получается общение со

взрослыми, он пробует установить контакт с другими детьми.

Если малыш хочет как-то общаться, то в ближайшие месяцы

могут появиться слова. Однако, если ребенок достиг 2,5 лет,

то отсутствие речи должно настораживать, независимо от

того, на сколько он продвинулся в остальном или насколько

выразительно его бессловное общение



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ  ПО ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ

Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.

Затем проводится словарная работа, т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.к. после заучивания текста это будет сделать уже  очень трудно.

Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

Игровые приемы, которые помогут вам при этом:

- Заучивание стихотворения в лицах, драматизации. Этот прием помогает лучшему осмыслению текста, выбору нужной интонации и большей выразительности речи.

- Рассказывание стихотворения по-разному (весело, грустно, скучно, как робот, радостно …)



Предварительный просмотр:

В помощь родителям: что такое фонематический слух и как его развить?

Довольно часто логопеды в своих заключениях пишут о нарушении фонематического слуха, дают рекомендации по его развитию, сами проводят соответствующие занятия. Разберем подробно, что же значат для ребенка такие занятия и почему они так важны.         

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков языка. Навык слышать каждый звук в слове, четко отделять его от звуков рядом, знать из чего состоит слово – это все необходимо не только для овладения правильной устной речью, но и является важнейшими предпосылками к обучению грамоте. Нарушение же фонематического слуха, то есть проблемы с различением звуков, нарушением их восприятия в рамках слова, мешает детям пополнять словарный запас и, соответственно, тормозит развитие связной речи, ведь при несформированности звукоразличения ребенок воспринимает, слышит и повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Пик чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно заметить, что ребенок «не так слышит» слова и повторяет с ошибками. Если вы столкнулись с такой проблемой, то способ ее решения очевиден – нужно играть! Работа по формированию фонематического слуха включает в себя различные игровые упражнения на развитие слухового внимания – у ребенка развивают умение слушать звучащее слово, различать близкие по звучанию звуки, знакомиться с понятием ударения, слога, предложения, текста.

Слуховое внимание можно развивать используя следующие игры:

- «Звуки в тишине» — помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом называть их (скрипнула дверь и пр.). Ставить задачи перед ребенком разные – назвать максимальное количество звуков и др.

- «Звуки леса» — вспоминаем (например, после прогулки по парку) какие звуки слышали.

- «Жмурки с колокольчиком» — с завязанным глазами нужно найти источник звука.

Для развития фонематического слуха предлагаются следующие игры:

- «Эхо» — рассказываем ребенку что такое эхо и где оно бывает. Делаем вывод – эхо всегда повторяет то, что говорят. Играем в эхо следующим образом – сначала называются по очереди несколько простых слогов (ау, ао), а потом переходят к повторению более сложных (па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка). Нужно следить за тем, чтобы ребенок в точности воспроизводил звуковой ряд. Постепенно можно переходить к сложным словам и стихам.

- «Звуковой грузовик» — в игрушечных грузовиках, каждый из которых обозначен одной буквой, можно перевозить только то, что начинается на тот же звук. Пункт назначения тоже должен называться на тот же звук, например: {м} перевозит мыло в магазин.

- «Путаница» — взрослый называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает как их исправить. Например: «Русская красавица своей козою славится», «Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку», «Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку» и пр.

 - «Третий лишний» — ориентируясь на начало слова, нужно найти лишнее (зуб, зонт, суп). - «Цепочка» — называется слово, например, автобус, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука. В заключение хотелось бы добавить, что необязательно превращать эти игры в полноценные занятия – пусть будет весело и интересно. Начинать, конечно же, нужно с простого, постепенно переходя к более сложным заданиям, не перегружать ребенка и вовремя заканчивать игру.

Соблюдая эти простые правила вы поможете не только сформировать фонематический слух у ребенка, но и поспособствуете развитию внимания, памяти и воображения.

Источник: 
http://logoportal.ru/statya-15359/.html



Предварительный просмотр:

Этапы развития детской речи

|

 

 Развитие словаря

3-4 года 

Различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли – ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

4-5 лет

Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом),     время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и   деталей   предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги.

5-6 лет

 Употребляют существительные, обозначающие названия   профессий; прилагательные,   обозначающие   признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы,   характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу.

6-7 лет

 Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий,  признаков. Используют в речи синонимы, антонимы,   существительные с обобщающим значением. Употребляют     разные части речи точно по смыслу.

   

Развитие связной речи

 3-4 года

 Односложно отвечают   на    вопросы взрослого при рассматривании  предметов,  картин, иллюстраций;    повторяют за взрослым рассказ из 3 — 4-х предложений,   составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков  из знакомых сказок.

4-5 лет

 Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые       и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают     беседу: правильно    по форме и содержанию  задают вопросы, отвечают  на поставленные вопросы

5-6 лет

  Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживают    непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на    них. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения    без    помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера.

6-7 лет

 Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребенок самостоятельно,    выразительно, без повторов передает содержание литературных  текстов,  используя различные средства   выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете  по картине, серии сюжетных картинок, умение составлять небольшие рассказы  из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...