Сборник консультаций для родителей по руководству детским чтением
консультация по теме

1. Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?

2. Чтение вслух детям

3.Советы родителям по организации семейного чтения

4. Учимся дружить

5. Воспитание мальчиков и девочек

6. Как помочь ребенку подружиться

7. Советы родителелям по руководству детским чтением

8. «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!»

9. Книга в жизни ребенка

10. «ЧТО ЧИТАТЬ ДОШКОЛЬНИКАМ»

11. «КНИГА – ЛУЧШИЙ ДРУГ»

12. «О пользе чтения книг или что и как читать детям 5 7 лет»

13. ПОЧИТАЙ МНЕ, МАМА!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«КНИГА – ЛУЧШИЙ ДРУГ»

Вчера и сегодня

Наши дети – это наше продолжение. Воспитывая детей, мы пытаемся не просто научить их говорить, читать, писать и ориентироваться в повседневных ситуациях. Мы хотим привить им свое мировоззрение, передать им свои жизненные ценности.

Родители, которые сквозь пальцы смотрят на то, что ребенок отказывается читать, рискуют через несколько лет «не узнать» свое чадо, и тогда будет уже поздно удивляться, «в кого же он такой?»

Что же делать?

Но если читать столь необходимо, как же повысить читаемость хотя бы в пределах собственной семьи? «Как заставить ребенка читать?»

Заставить читать с интересом не возможно, как невозможно заставить ребенка играть в скучную игру. Да и информация, которую человек постигает «через силу», не оставляет следа в его душе. Поэтому необходимо научить ребенка любви к чтению, а это практически полностью в руках мам и пап.

Огромную роль здесь играет совместное чтение. Читать ребенку сказки необходимо с самого раннего возраста. Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.                                                                                                        

Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

  • Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
  • Читайте сами. Если ребёнок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родиться любовь к чтению?
  • Читайте вместе с ребёнком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов.
  • Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  • Используйте такой приём. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребёнок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.
  • Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
  • Поощряйте желание ребёнка посещать библиотеку, ходите вместе с ним.
  • Чтение должно быть систематическим – по 10-15 минут в день. Это сформирует у ребёнка привычку ежедневного общения с книгой.
  • Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

ДЕТСКИЕ СТИХИ О КНИГЕ И ЧТЕНИИ

  • Как хорошо уметь читать! 

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти: "Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу: "Ну, прочитай еще страницу".
Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать!
(В. Берестов)

  • Первая книжка.  

Книгу первую мою Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам, Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки, В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни. С книгой жить мне интересней!
 

ЗАГАДКИ ПРО КНИГИ

  • Я всё знаю, всех учу, а сама всегда молчу.
    Чтоб со мною подружиться, нужно грамоте учиться.
    (Книга.) 
  • Открыть свои тайны любому готова.
    Но ты от неё не услышишь и слова.
    (Книга.)
  • Снаружи смотришь - дом, как дом,
    Но нет жильцов обычных в нём.
    В нём книги интересные
    Стоят рядами тесными.
    (Библиотека.)
  • Вам выражения знакомы: про первый блин, что вечно комом,
    Про сор, что из избы несут. Как выражения зовут?

ПОСЛОВИЦЫ О КНИГЕ

● Пословицы кратки, а ума в них целые книги.

● Хлеб питает тело, а книга питает разум.

● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

● Книга для ума - что тёплый дождь для всходов.

● Ум без книги, как птица без крыльев.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!»

 

Приходит книга в дом любой.

Коснись её страниц,

Заговорит она с тобой:

Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,

Услышишь конский топот

Придут к тебе и Чук, и Гек,

Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна

И не страшна распутица

С тобой беседует она,

Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший верный друг,

Развеет скуку книжка.

А. Марков.

Родители многих школьников сетуют на то, что их дети не читают книги, но не надо забывать о том, что интерес к чтению начинает формироваться еще в дошкольном возрасте.

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель, и для того, чтобы дети дошкольного возраста желали общаться с книгой, черпать из нее знания, необходимо, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети должны иметь возможность каждодневного общения с книгой.

Возникает вопрос, когда же начинать прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы? Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности)

Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Однако, стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации, растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации.

Дети с удовольствием слушают, и не один раз, сказки, по которым сняты мультфильмы. Даже если ребёнок уже видел мультфильм, прочитайте сказку. В отличие от мультипликации, которая воспринимается набором отдельных кадров, и ребёнок не улавливает смысла, книги заставляют мыслить и переживать.

В наше время место книг в жизни детей занимают компьютер, планшет и другие гаджеты. Это интересно, захватывающе. Почему же чтение книг не вызывает интереса у подрастающего поколения? Ребенок должен видеть родителей, которые читают, и читают с интересом, пример взрослого очень важен. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, не сравнимое ни с чем. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым. Покупайте книги с хорошими иллюстрациями, развивающие книги и энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией, подарочные издания с красивыми фотографиями: космос, кошки, динозавры, страны. Не забывайте так же учитывать интересы ребенка при подборе книг. Сходите с ребёнком в библиотеку. Рассмотрите разные издания: художественные книги, справочники, альбомы. В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра, так поиграйте в библиотеку с ребенком дома, во время игры расскажите о правилах обращения с книгой: нельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д., ребенок должен осознавать, что необходимо беречь книги. Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет, и совсем нелишне завести традицию семейного чтения по вечерам, при этом выключить телевизор и компьютер и все члены семьи, без исключений уделяют час своего времени прочтению книг. Обсуждайте прочитанное, пусть ребенок не только расскажет вам, о чем он прочитал, но и выберет понравившегося героя, оценит его действия, выскажет предположения о том, как дальше развернутся события, и обязательно поделитесь своими впечатлениями, выскажите свое мнение по поводу прочитанного.

Не забывайте, что книга на печатной основе останется актуальной уже просто потому, что в ней «между строк» скрыто то духовное содержание, которое способны почувствовать и осознать лишь грамотные читатели. Такие люди во все времена были и будут носителями этой способности, а также просто образованными и интересными собеседниками.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«О пользе чтения книг или что и как читать детям 5 – 7 лет»

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.

Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.

Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие).

Как читать?

- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.

- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.

- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.

- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

- Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Если ребенок не хочет слушать

Это довольно распространенная проблема современных детей. Слишком много других развлечений и источников информации. Мультфильмы можно смотреть в любом количестве и какие захочешь. Зачем еще и читать скучные бумажные книжки с неподвижными картинками, когда на экране все динамично, ярко, красиво и при этом сюжет тот же самый. Именно такова позиция детей, которых не ограничивают в просмотре телевизора. Когда же родители спохватываются и начинают пытаться читать детям сказки, в ответ они получают бурный протест. Действительно, зачем книги, когда есть телевизор? Другое дело, когда телевизор есть лишь на 15-20 минут в день. Естественная потребность в новой информации неизбежно привлечет внимание ребенка к книге, и он сам попросит вас почитать.

   Не нужно ограничивать репертуар детских книг для вашего ребенка перечисленными ниже произведениями.

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет

Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел.

Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.

Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты:

1. Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т.д.

2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка.

Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

4. Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут),

7. Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5 - 10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание.

Читайте с удовольствием!



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОЧИТАЙ МНЕ, МАМА!»

(о домашнем чтении вслух)

Одна из самых больших проблем современных родителей — нелюбовь к чтению их детей.

Обычно родители начинают бить тревогу, когда ребёнок идёт в начальную школу (7-9 лет), или когда мамы и папы вдруг осознают, что через несколько лет ребёнок должен поступать в институт и пора бы ему «браться за ум» - больше заниматься и читать. А задуматься над этой проблемой стоит, пока ребёнок совсем маленький.

Наверное, вы немного удивлены: книги для малюток! Не рано ли? Нет, не рано! Психологи, педагоги единодушно утверждают: первое знакомство с книгой должно состояться как можно раньше и именно в семье.http://detsadmickeymouse.ru/_ld/60/58761372.jpg

Пожалуй, нет такого ребёнка, который не любил бы чтение вслух. Конечно, ежедневно читать малышу – огромный труд (нужно подбирать литературу, находить время, силы, эмоции). Но затраты, будьте уверены, окупятся.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ?

КОГДА ВЫ ЧИТАЕТЕ, вы делите с ребёнком время (что само по себе бесценно) и интерес. Не только сказка важна малышу, но и то, что её читают мама или папа. Сочетание родного голоса, книги и личного общения создаёт неповторимую ауру тепла и общности. Дарит маленькому человеку уверенность в том, что его любят, ему отдают своё внимание. И никакими мультфильмами и совместной покупкой очередной порции «Лего» этого не заменишь.

КОГДА ВЫ ЧИТАЕТЕ, ваше чадо фантазирует, создаёт зримый красочный мир, в котором живут герои звучащей книги. Этот процесс визуализации развивает воображение, ассоциативную память – основу нестандартного творческого мышления в будущем.

КОГДА ВЫ ЧИТАЕТЕ, вы учите ребёнка слушать. Слушать долго и не прерывать. Слушать внимательно и вдумчиво. Слышать разные смысловые акценты, разную интонацию. В процессе слушания у ребёнка формируется слуховая память. Для этого важно по многу раз читать одну и туже книгу – столько, сколько малыш просит.

КОГДА И КАК ЧИТАТЬ РЕБЁНКУ, ЧТОБЫ ЭТО ПРИНЕСЛО НАИБОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ, СТАЛО ЯРКИМ И СЧАСТЛИВЫМ ВОСПОМИНАНИЕМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ? Во многих семьях есть прекрасная традиция УСПОКАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ на ночь. Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели, эти минуты приносят крохе не меньше пользы, чем сам сон. Детям очень нравится чтение на ночь с «продолжением»: сказочные повести на несколько вечеров.

В это время хорошо читать спокойные, нестрашные сказки, лучше уже знакомые.

ЧТЕНИЕ НОВЫХ КНИГ (литературное чтение) стоит отложить на то время, когда малыш активен и бодр, к примеру, сразу после дневного сна. Выбирая книгу для чтения, ориентируйтесь на характер вашего ребёнка. Есть ранимые, впечатлительные дети, которые категорически не хотят читать никаких приключений и авантюрных историй из-за того, что им страшно. Зато они обожают «просто истории про детей, с которыми ничего не случается», типа «Денискиных рассказов» или «Мэри Поппинс». А фантазёрам и искателям приключений подавай книги с захватывающим сюжетом, и их вряд ли заинтересуют рассказы из детской жизни.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ словарей, энциклопедий, научно-популярной литературы ни в коем случае не должно заменять или вытеснять литературное чтение. Это может затормозить эмоциональное развитие малыша.

Замечательно, если в литературном репертуаре вашего ребёнка особое место занимает ПОЭТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. Читать можно и нужно не только Чуковского – Маршака – Михалкова — Барто, но и Пушкина, Фета, Тютчева… Прекрасную русскую на темы природы или стихи поэтов 19 в., написанные специально для детей. Стихи- музыка речи. Их необязательно сразу понимать, вначале можно просто слушать.

Пусть одной из ваших семейных традиций станет домашнее чтение вслух! Любовь к одним героям и ненависть к другим, общая взволнованность за судьбу своих «любимчиков», разговоры о прочитанной книге очень помогают воспитанию малыша как будущего читателя. А как оценить те минуты, когда вы, прижавшись друг к другу, погружаетесь в мир, принадлежащий только вам одним, полный картинок и слов, где всё так хорошо начинается и также хорошо заканчивается? Поверьте, стоит только раз попробовать такое домашнее чтение, и ребёнок будет ждать его как праздника! Только для этого нужны непременно хорошие книги, способные заставить волноваться, сопереживать, думать, удивляться.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЧТО ЧИТАТЬ ДОШКОЛЬНИКАМ?»

Существует огромное множество книг. Кругдетского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать

молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако существует так

называемый «Золотой фонд», который содержит самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться.

Имея опыт знакомства с лучшими произведениями, легче сориентироваться в современных книгах.

Выбирая книги для чтения дошкольнику,

следует обратить внимание на следующее моменты.

1 Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д.

2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка.

Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку.

Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

4 Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут),

7 Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и Фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание.

Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет)

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными.

У нас есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям, В чтение для детей 4-б-летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века.

Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными ребенку.

Что из литературы Xl X века можно почитать ребенку?

- А, С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка

о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.

- С. Т, Аксаков, сказка «Аленький цветочек».

- В. Ф. Одоевский; сказки «Городок е табакерке», «Мороз Иванович».

- И. А. Крылов; басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.

- В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница».

- П. П. Ершов; сказка «Конек-горбунок»

- В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница».

- Д, Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка».

- Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок»,

«Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли»,. «Три калача и одна Баранка».

- К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания».

- Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н, А. Некрасова, И 3 Сурикова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам,

Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать дошкольникам. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика — золотой фонд детской литературы — литература XX веча, которая создавалась

профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей.

Что читать дошкольникам из литературы XX столетия

Стихи классиков детской литературы С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, 3. Александровой, Н. Саконской, Е. Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима, В. Д. Берестова.

Особое место в поэзии для дошкольников занимает игровая поэзия - поэзия, где играют словом.

Поэты играют словами, как дети кубиками.

Игровая поэзия — это стихи Д. Хармса (« Врун», «Миллион»), Ю. Д Владимирова («Ниночкины покупки»), А И. Введенского («Лошадка»), Б Заходера («Кит и кот»), Э. Успенского («Пластилиновая ворона». «Память»), Г. Сапгира («Принцесса и людоед»), А. Усачева («Звукарик»),

Тима Собакина и др.

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

Ехал Ваня на коне.

Вел собачку на ремне.

Ну а кактус в это время

Мыл старушку на окне.. (Э. Успенский «Память»);

В настоящее время стихотворения поэтов XX века и современников можно найти достаточно легко как в сборниках (например, «Лучшие стихи для чтения в детском саду»), так и в книгах отдельных авторов. Для знакомства лучше взять сборник, а потом, если автор понравится, можно найти: книгу его стихотворений. Прозаических произведений XX века для дошкольников огромное количество. Вот только некоторые из них:

- М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар»

- Л. Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква –Ты».

- М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» {из цикла «Лёля и Минька»)

- К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга».

Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил нехорошо, а эта девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения

моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик. Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Валентина Александрова Осеева. Многие родители, оценив педагогическую направленность произведений, сделали ее произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми.

- В. А.. Осеееа: рассказы и сказки «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др.

В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему - рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым - воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека.

- Е, Д. Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.

- С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае».

Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось.

- В В. Голявкин: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др

- В, Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»).

- Н, Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса».

Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются, конечно жe, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов.

Вспомним некоторые имена.

- В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок».

- Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим,

- Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили».

- Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др.

- Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».

- С. Сахарнов. сказки «Почему щука в море не живет», «Как ласкирь учился хвостом вперед плавать» и др.

- Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки».

- Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.

В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке.

И познавательной, и художественной. Многие из этих произведений вам так или иначе знакомы, чаще всего благодаря

мультфильмам. Чтение книги, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны.

- А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

- А. Волков: «Волшебник Изумрудного города».

- Т. Александрова: "Кузька, а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).

- Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари».

- В. Катаев: «Цветик – семицветик». «Дудочка и кувшинчик».

- Г, Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».

- Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».

- М, Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки».

- С. Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика». «Пока бьют часы», «Лоскутик, и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой».

- С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане».

- Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».

Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? В детскую библиотеку взрослых тоже записывают, так что не пугайтесь. Опросите своих знакомых, что из книг есть у них.

Ваши усилия не пропадут даром — вашему ребенку обязательно что то понравится.

Читайте с удовольствием!



Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей на тему

«Книга в жизни ребенка»

Подготовила воспитатель: Локшина  Н.В.

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.

С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Ребенок, приученный к книге, обладает бесценным даром легко входить в содержание услышанного или прочитанного и проживать его.

Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств: радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, почитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор, пока он сам не научится читать.

Процессом восприятия литературного произведения является познавательная деятельность, в результате которой ребенок осознает воспринятое, проникает в его смысл. Ребенку необходимо «увидеть» главный персонаж, понять его действия, поступки, переживания, разгадать мотивы этих поступков, причины переживаний. Важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение. Ребенок-читатель активно содействует героям и переживает с ним все происходящие события. Он как бы переживает жизнь героев, относится к ним личностно – любит одних, презирает других.

Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в день. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.

С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.

Можно собирать с ребенком его детскую библиотеку, где будут произведения разного содержания, разных жанров (проза, повести, сказки, стихи, фольклорные жанры). Настоящая детская книга должна быть с четкими, яркими, доступными пониманию ребенка, иллюстрациями.

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной,

У меня картинок двести

А у папы ни одной.

У меня слоны, жирафы,

Звери, все до одного-

А у папы – никого.

У меня в пустыне дикой

Нарисован львиный след

Папу жаль! Ну что за книга

Если в ней картинок нет!

Чтобы познакомить ребенка с книгой, то её можно не только читать, но и рассказывать, в лицах представляя то, о чем говорится. Приобщая маленького человека к книге, воспитывайте в нем уважение к ней, как к делу рук человеческих!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Фольклор в детском чтении и литературе»

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», пришло к нам из английского языка folk – народ, lore – мудрость. Как и литература, фольклорные произведения делятся на ...

Консультация для родителей по вопросам детского чтения «Как превратить чтение в удовольствие?».

В консультации даны 11 советов детского писателя В. Левина, как превратить чтение в удовольствие. Материал может быть полезен родителям и воспитателям ДОУ....

Буклет "Советы родителям по руководству детским чтением"

Этот буклет поможет родителям приучить ребенка к чтению книг.Важно начинать приучать к литературе ребёнка ещё на первом году жизни: через короткие стишки, которые мама читает между делом, через колыбе...

Сборник консультаций для родителей для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме​няется кардинальным образом. В привыч​ный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются с...

"Консультация для родителей дошкольника «Организация детского чтения. Чтение вслух"

Материал предназначен для педагогов в работе с родителями...

Сборник консультаций для родителей по руководству детским чтением

1. Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?2. Чтение вслух детям3.Советы родителям по организации семейного чтения4. Учимся дружить5. Воспитание мальчиков и девочек6. Как помочь ре...

Памятка для родителей: « Как руководствоваться детской игрой для детей раннего дошкольного возраста»

Игра воспитывает ребенка тогда, когда взрослые сумеют дать ей нужное направление .Как руководить детской игрой, чтобы она не рассыпалась?Прежде всего требуется такт, умение определить меру вмешательст...