Игровые приёмы для развития речи на кухне... и не только!
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Урасимова Фарида Таклифовна

Эти рекомендации помогут родителям лучше настроиться на занятия с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_priey_dlya_razvitiya_rechi_doma.doc60.5 КБ
Файл po_doroge_v_det_sad.docx140.84 КБ

Предварительный просмотр:

    Игровые приемы для развития речи ребенка в домашних условиях

Привычные домашние дела пройдут с удвоенной пользой, если родитель во время уборки, приготовления еды, шитья, вязания, чистки будет общаться, что-то обсуждать со своим малышом.  Любой предмет, ситуация, впечатление в доме могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Не секрет, что значительную часть времени мы проводим на кухне. Это время и нужно использовать для общения с ребёнком. Например, мама занята приготовлением ужина, а малыш крутится возле неё. Предложить ему перебрать горох или рис, ребёнок окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует пальчики! В домашней обстановке могут использоваться следующие материалы: на кухне - крупы (гречневая, манная), фасоль, макароны; крупные и мелкие предметы кухонной утвари - ложки, сито, пластиковая бутылка с отверстиями, тарелки с водой, губки, различные закручивающиеся бутылочки, баночки, контейнеры и т.д.; во дворе дома или на даче - бассейн с песком; формочки, совок, ведерко, веточки, камушки. 

Развитие речи детей будет эффективным, если родители перейдут от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве.  Домашняя обстановка, такая родная и близкая для вашего ребёнка, с самого раннего возраста и до школьного периода может стать площадкой для познавательно - речевого развития.  

Вот несколько простейших игр - упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно проводить дома родителям, практически не отрываясь от домашних дел.

 «Волшебное сито»

В чашке перемешаны гречка и манка (покажите отдельно крупицы гречки и манки). Как выбрать отсюда все гречневые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито! " Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - гречку. Просеянную гречку надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

 «Поймай из воды»

Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.

 «Волшебная губка»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

 «Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать (манкой, пшеном) дорожку на столе.Поиграйте: дорожка может идти от любой игрушки или предмета к другому. Дорожку надо сыпать тремя пальцами (сложив их "щепоткой») можно делать дорожку ограничив ширину и длину палочками т. п.

 «Подбери окошко»

Маленькие дети очень любят "запихивать" разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько, соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить: коробочки от "киндер-сюрпризов"; крупные и средние бусины, пуговицы, монетки; карандаши, крышки от старых фломастеров; Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем - лучше .

 «Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.

 «Нарисуй пальчиком картинку»

Насыпьте на поднос крупу, покажите, как можно рисовать пальчиком, а затем дайте ребенку самостоятельно проявить свое творчество. Слой крупы должен быть такой, чтобы, проведя пальцем по нему, образовывались линии. На таком подносе можно будет рисовать простые рисунки.

 «Волшебные макарошки»

Интересный способ развития мелкой моторики рук – рисование на подносе макаронами. Для того чтоб его осуществить нужно на подносы выложить несколько видов разной формы макарон. Дать потрогать, пощупать, а затем предложить выложить простые формы постепенно усложняя, выкладывая картинку.

 «Разложи по тарелочкам»

Соединить 2-3 вида макарон в одну посуду. При помощи ложки разложить каждый вид по отдельным тарелочкам. Следить чтобы ребенок правильно держал ложку.

Упражнение "Отвечай быстро"

Я задаю вопрос поочерёдно каждому, вы быстро отвечаете.

1. Сколько лап у зайца?

2. Где живёт белка?

3. Кто в лесу самый хитрый?

4. Как зовут детей ежихи?

5. Кто спит в берлоге зимой?

6. Как называется дом лисы?

7. У кого в лесу большие рога?

8. Что строят бобры?

9. Володю ждёт Катя. Кто задержался?

10. Собаку укусила оса. Кто кусался?

11. Мама зовёт домой дочку. Кто на улице? Кто дома?

12. Кошка больше собаки. Кто меньше?

13. Дедушка старше бабушки. Кто моложе?

14. Дуб выше берёзы. Что ниже?

15. Волк злой. А медведь?

16. Великан высокий. А Дюймовочка?

Для чего нужны нам и детям сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку.

Может быть вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас дружить,

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

«Назови все предмет в доме на звук …»

Предлагаем ребёнку назвать все предметы в доме на определённый звук – это стимулирует у ребёнка активное употребление словаря, развивает фонематический слух, звуковой анализ слов.

Игра «Запоминалки» 

А теперь посмотрим, кто у нас сегодня самый внимательный. На столе лежат предметы, нужно запомнить, как и в каком порядке они лежат. Затем закрыть глаза. А когда глаза откроете, сказать, что изменилось, что стало не так. (1 предмет убирается или два местами меняют. Играем по одному разу. Предметы, которые легко найти в быту (ложка, кубик, книжка-малышка).

Скоро лето, у многих запланирован отпуск. Звуки природы напоминают нам об этом. Всплывают картины горячего солнца, теплого моря, летнего пикника, беззаботного отдыха на даче.

Как вы думаете, в какие речевые игры можно поиграть с ребенком в дальней дороге, на даче? (Ответы родителей.) Далее родителям предлагается проиграть следующие игры:

Одна из самых распространенных игр, в которую можно играть в поезде и машине, в аэропорту во время ожидания рейса «Орлиный глаз». Сначала выбираем свойство предметов, которое будем искать, например, зеленый цвет. И начинаем игру: мой орлиный глаз видит зеленую … траву. Мой орлиный глаз видит зеленое яблоко. Мой орлиный глаз видит зеленую шляпу.

«Слова»

Суть игры: придумывать слова, продолжая цепочку. Первый игрок называет любое слово, например, АРБУЗ, следующий игрок должен придумать свое слово на последнюю букву слова АРБУЗ, то есть на «З». Например, ЗЕБРА. Ход переходит к следующему, который должен придумать слово на «А». В результате, получаются вот такие цепочки: АПЕЛЬСИН – НОСОК – КУРТКА – АНАНАС – СЛОН и т. д.

«Хорошо-плохо»

Вместе с ребенком придумайте, о чем вы хотите поговорить – какое-нибудь событие или явление. Например, идет дождь. Что в этом хорошего? Когда все хорошие варианты исчерпаны, переходим к поиску плохих последствий. Эта игра учит смотреть на события с разных точек зрения, развивает логическое мышление, связную речь.

«Снежный ком»

Вы говорите любое слово, которое пришло вам в голову. Малыш повторяет ваше слово и придумывает свое. Вы повторяете первые два слова, добавляя новое слово. Так слова нарастают как снежный ком. Если часто тренироваться, играя, можно повторить за раз больше 20 слов. Очень полезное занятие для малышей, так как развивает память и внимание. Интересно также играть в «снежный ком» с сюжетом: жил-был на горе великан, однажды он попал в капкан (продолжает ребенок, посадили его в чулан, и попался ему на глаза таракан.

«Я пакую чемодан»

«Я пакую чемодан, – говорите вы, – И кладу зубную щетку, зубную пасту полотенце, расческу». Попросите малыша повторить все, что вы положили в чемодан. Если ребенок вспомнил все, что вы положили, пусть тоже добавит чего-нибудь от себя. Эта игра напоминает «снежный ком», но тематически связана с дорогой.

«Числа»

В детстве мы считали столбы, переезды, ворон. Можно вместе считать все красные машины, всех собак, всех кошек и т. д.

(На столе стоит специальный ящик с песком, лежат формочки, совок, ведерко, камушки, ракушки, пульверизатор).

Песок для детей просто необходим, чтобы полноценно развиваться. Этот материал очень податлив, он легко позволяет менять форму и очертания. Песок, к тому же, психотерапевтический материал. Он пробуждает воображение, вызывает богатые ассоциации, затрагивает все сферы чувств, вдохновляет и успокаивает. Песок для детей отличный материал для выражения своих желаний, выплеска негативных эмоций, страхов, снятия напряжения. Песок – неиссякаемый источник фантазии для вас и вашего ребенка. Вам достаточно дать малышу небольшой «толчок», показав, какие чудеса можно творить из мокрой песчаной массы, и поверьте, восторгу вашего малыша не будет предела. Он с радостью займется изготовлением чего угодно из этого материала. От вас требуется только вовремя подсказывать малышу сюжеты предстоящей работы.

«Соревнование»

Предложите детям выстроить из песка нечто самое-самое. Пусть каждый из них работает в одиночку, соревнуясь с соседом и всеми остальными детьми. Это может быть самое глубокое метро, высокий дом, широкая пирамида, глубокий колодец, большая ракета, длинный канал.

«Ищем клад»

Принимать участие в игре могут одновременно несколько детей. Заранее ограничьте небольшую территорию, и предложите одному или двоим малышам закопать игрушку, ведерко или формочку в песок. Вторая группа должна отыскать «клад» как можно быстрее. Поиск на время – отличный стимул в игре. В следующей игре компании детей меняются местами, и теперь те, кто прятал клад, сам должен его отыскать. Только не перестарайтесь с размерами участка, иначе ваши дети просто перероют весь пляж.

«Рисунки на песке»

Подготовьте песчаный участок, смачивая его водой. Получится отличный "экран" для будущих гениальных творений. Ну а сюжетов для изображений существует огромное множество. В заключение можно украсить результат совместного творчества камешками и ракушками.

«Юный исследователь»

Ваш ребенок стремится познать окружающий мир, свойства предметов. Помогите ему в этом. Набираем ведро воды, и, опуская туда различные предметы, дайте малышу возможность самому исследовать, что из них тонет, а что остается плавать на поверхности. Объясните доступно ребенку почему это происходит



Предварительный просмотр:

http://afisha.mosreg.ru/sites/default/files/events_photo/2607508_detey-gruppa-veselo-cvety-semi-devushki.jpg

Консультация для родителей

 «Игры и упражнения для развития речи ребенка по дороге в детский сад»

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Наибольшей эффективности оно достигнет, если будет происходить в игровой форме.

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие»«кислые»«соленые»«горькие» слова.

«Приготовим сок»: Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п. ;

- Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы, ле-ко-со (колесо).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи с использованием различных игровых приемов...

Конспект ООД с использованием игровых приёмов по развитию речи на тему «Цветик- семицветик» в подготовительной группе

Цель: выявить полученные знания, умения, представления по развитию речи детей.Задачи:развивать лексико-грамматический строй речи путём формирования умений, подбирать антонимы, определения;развивать мы...

Конспект НОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в младшей группе"Волшебный поезд"

НОД направлено на развитие речи детей 3-4 лет. Занятие проводится в игровой форме....

Конспект ООД "Использование игровых приёмов по развитию речи в старшей группе"

Конспект занятия направлен на активизацию знаний дошкольников по развитию речи, используя игровые приёмы....

Конспект НОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в старшей группе

Конспект НОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в старшей группе...

Конспект НОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых приемов....

Конспект НОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в старшей группе

Цель: выявить полученные знания, умения, представления по развитию речи детей....