Речевое развитие. Готовность к школе. Практические советы.
консультация на тему

Голубева Ирина Викторовна

Консультация для родителей поможет определиться родителям с уровнем готовности ребенка к школе, помочь своим детям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 Василеостровского района города Санкт-Петербург

Консультация для родителей: «Речевое развитие и готовность ребенка к школе. Практические советы».

Воспитатель Голубева И.В.

Речевое развитие и готовность ребенка к школе. Практические советы.

      Сегодня мы говорим о готовности ребенка к школе, о том, как мы можем ему помочь преодолеть этот непростой рубеж, сделать обучение в школе максимально успешным и комфортным. Существуют критерии, определяющие готовность ребенка к школе. Нужно понимать, что быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе –  быть готовым всему этому научиться. Ведущей деятельностью школьника становится учебная, соответственно, должны быть сформированы определенные навыки и умения.

  • Умение слушать, слышать, воспринимать информацию
  • Умение планировать свою деятельность, готовить и убирать свое рабочее место.
  •  Знания, широкий кругозор, эрудиция, умение ориентироваться в окружающем мире
  •  Высокий уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).
  •  Уровень мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнения, обобщения, смекалка).
  •  Уровень специальных навыков (грамота, математика, развитие речи и тд.)

На формирование и закрепление всех этих навыков, знаний, умений имеет огромное влияние именно речевое развитие, без должного уровня которого будут трудности практически во всех областях и направлениях, ведь ребенок должен общаться легко и свободно

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

уметь чётко произносить все звуки речи;

уметь интонационно выделять звук в словах;

уметь выделять заданный звук в потоке речи;

уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

уметь произносить слова по слогам;

уметь составлять предложения из 3-5 слов;

уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;

уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)

уметь составлять несколько предложений о предмете;

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

уметь наизусть читать любимые стихотворения;

уметь последовательно передавать содержание сказки.

      В детском саду мы очень много времени уделяем речевому развитию, но, этого безусловно будет недостаточно, если и родители не будут прикладывать должные усилия. В современном мире у большинства, практически нет свободного времени, а уж выделить его на занятия с ребенком бывает совсем сложно. Мы вам предлагаем развивать речь с помощью простых игр и бесед. Совсем не обязательно сидеть за столом. Играть можно по дороге домой или в детский сад, в транспорте, готовясь ко сну или в любой другой режимный момент. Предлагаем вам примеры очень простых, доступных, легко адаптируемых под любой возраст игр.

Речевые игры по дороге домой для детей 6 – 7 лет

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

1. «Отгадай предмет по названию его частей»

  • Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
  • Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
  • Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
  • Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
  • Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
  • Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
  • Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
  • Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
  • Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
  • Пол, стены, потолок (комната).
  • Подоконник, рама, стекло (окно).

2. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

  • Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
  • Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
  • Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

  • кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
  • стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
  • пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
  • слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
  • волк, собака, рысь, лиса, заяц;
  • лошадь, корова, олень, баран, свинья;
  • роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
  • зима, апрель, весна, осень, лето;
  • мама, подруга, папа, сын, бабушка.

 «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

  • грустный, печальный, унылый, глубокий;
  • храбрый, звонкий, смелый, отважный;
  • желтый, красный, сильный, зеленый;
  • слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
  • крепкий, далекий, прочный, надежный;
  • смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
  • глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

- «Лишнее» слово среди глаголов:

  • думать, ехать, размышлять, соображать;
  • бросился, слушал, ринулся, помчался;
  • приехал, прибыл, убежал, прискакал;
  • пришел, явился, смотрел;
  • выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Не забывайте меняться ролями, пускай ребенок будет давать вам задания похожего характера, в этом будет ничуть не меньше пользы. А еще посоревнуйтесь сосвоим ребенком, таких игр тоже масса, все они несут развивающих характер.

 Например поиграйте в рифмы, кто больше придумает рифм к слову.

Дом –лом, ком, том. Итд.

Кто больше придумает слов на определенный звук.

Кто больше придумает определений к существительному. Например «Осень» какая она? (разноцветная, поздняя, золотая, поразительная, очаровательная и т.д.)

Классическая игра в слова. Называем слово на последний звук предыдущего слова.

Кто больше назовет предметов желтого цвета.

 Все это не сложно и не займет много времени, но будет иметь колоссальную пользу. Главное не забывать, что эти игры должны быть ежедневны, мало будет толку если они будут носить редкий, не регулярный характер.

      А самый главный тренажер для развития речи, это ваши беседы с ребенком. С ним обязательно нужно общаться, разговаривать. Следить за своей речью, ведь малыш вам подражает, учите и ребенка отвечать на ваши вопросы полно, развернуто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей 4 - 5 лет. Советы родителям.

Нормативное речевое развитие детей 4 - 5 лет. Развитие словаря, грамматического строя, связной речи, фонематического слуха и звукопроизношения у детей в этом возрасте....

Развитие речи через игру: практические советы родителям

Развитие речи через игру: практические советы родителям Для того чтобы развитие речи через игры осуществлялось правильно и было эффективным, родителям будет полезно ознакомится со следующими прак...

Речевое развитие детей 4-5 лет.Советы родителям.

Речевое развитие детей 4-5 лет. Советы родителям....

Развитие речи младших дошкольников — практические советы для родителей

владение речью имеет огромное значение для общения с окружающими. Речь постепенно становится важным средством передачи опыта от взрослого ребенку. Малыша в этом возрасте интересует окружающий его мир,...

Подготовка дошкольников к обучению в школе. Практические советы родителям.

Вы с нетерпением ждёте, когда Ваш ребёнок переступит порог школы. Это важный этап в жизни каждого ребёнка и его родителей. Новые обязанности, которые появятся и у Вас, и у Вашего ребёнка; новые требов...

Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень развития готовности к школе.

Развитие памяти. Различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминания материала: моторную, зрительную, вербальную и логическую. Однако выделить...