Как развить познавательную активность дошкольника.
консультация на тему

Шокаева Джамиля Крымхановна

Рекомендации ,которые помогут вам уже сейчас заложить фундамент будущей успешности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как развить познавательную активность дошкольника.

  Хочу остановиться на конкретных рекомендациях, которые помогут вам уже сейчас заложить фундамент будущей успешности ребенка.

Как родителям успешно формировать учебную мотивацию ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте?

Часто воспитатели и родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок может, но не хочет включаться в образовательную деятельность. В таких случаях говорят о недостатке  мотивации. Причин тому может быть множество, но наиболее распространенные связаны с низкой познавательной активностью и страхом ребенка сделать ошибку, попасть в ситуацию неуспеха.

 Родители могут значительно облегчить жизнь себе и ребенку, выполняя ряд нехитрых рекомендаций:

  • стимулируйте познавательную активность ребенка с рождения, удовлетворяйте его потребность в притоке новой информации и впечатлений.
  • старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, но не пичкайте готовыми знаниями, а дайте возможность приобрести их самостоятельно.
  • создайте условия для исследовательской и изобретательской деятельности, в этом вам помогут энциклопедии, справочники, мини лаборатории, микроскоп, телескоп, просто лупа.
  • проводите вместе с ребенком наблюдения и эксперименты.

Так, например, посадите в ящик семена различных растений и, день за днем, наблюдайте, как они растут, как появляются листочки, как на них действуют полив и подкормка. В ходе таких наблюдений уместно вместе с ребенком поразмышлять на тему, зачем растению нужны листочки и т. д. Все зависит от вашей фантазии.

 Пронаблюдайте цикл развития бабочки из куколки.

Ведите астрономические наблюдения, следите за фазами изменения луны.

Ведите наблюдения за развитием и повадками домашних и диких животных (дома, на прогулке, на даче, в зоопарке, цирке).

Одно из главных условий, которое следует соблюдать, состоит в том, что бы выбранная деятельность была интересна и вам, и вашему ребенку.

Кроме того, наблюдение должно быть целенаправленным, с составлением плана, выдвижением и проверкой гипотез, ведением дневника, анализом результатов и формированием выводов. Все это развивает исследовательское мышление.

Знакомьте детей с различными областями изобретательской и исследовательской деятельности.

Вместе смотрите и обсуждайте научно-популярные фильмы и программы. Посещайте выставки, научные и технические музеи (например, Тимирязевский музей, комната открытий).

Читайте научную фантастику, обсуждайте нерешенные научные проблемы, спрашивая мнение ребенка, развивая его фантазию.

Играйте с ребенком в познавательные игры, игры на сообразительность, игры типа "Что? Где? Когда?", разгадывайте кроссворды и ребусы.

Создавайте проблемные ситуации, способствующие формированию навыков. Например, для ускорения процесса чтения можно завести переписку с феей или Карлсоном; для развития внимания - зашифровать письмо как Шерлок Холмс; можно нарисовать и написать комиксы для младшей сестренки.

Вот еще несколько идей, которые оказываются достаточно интересными для детей дошкольного возраста:

найти клад по плану,

усовершенствовать поилку для канарейки,

приготовить угощение для гостей, если есть только хлеб и овощи и др.

Вместе с ребенком занимайтесь конструкторской деятельностью:

Конструирование ракеты, корабля, одежды, дома.

Создавайте механические модели.

Предоставьте ребенку возможность участия в ремонте бытовой техники.

Экскурсии на завод, фабрику, стройку, работу родителей, с наблюдением за технологическими процессами и профессиональной деятельностью, тоже будут ребенку не только интересны, но и полезны.

Создайте атмосферу доброжелательности и принятия ребенка независимо от его успехов в детском саду, оценок в школе.

Поощряйте любые достижения, помогайте в решении проблем, с которыми ребенок не справляется самостоятельно.

Следите за тем, чтобы ребенок был принят в группе одноклассников и сверстников.

Будьте внимательны к эмоциональному состоянию ребенка и его физической и психической активности.

Если возникли проблемы, с которыми вы не справляетесь самостоятельно, вовремя обращайтесь к специалистам: педагогам, врачам, психологам.

Главное, чтобы всё то, что вы делаете вместе с ребёнком, было ему интересно, доставляло удовольствие и радость познания.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям  по организации познавательной деятельности детей.

Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста предполагает:

 Становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;

Формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;

Формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);

 Развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления;

Развитие восприятия.

В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем его предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени; развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования:

  • Живые объекты, природа:различение живого и неживого,бережное и уважительное отношение к живому,готовность заботиться о ком-то или о чём-то;
  • Представления о правилах безопасности поведения;
  • Неживые объекты, предметы:орудия труда, инструменты – взрослые показывают ребёнку, как ими пользоваться;
  • Технические средства, включая средства передвижения, - знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;
  • Игрушки – ребёнок использует их по своему усмотрению;
  • Материалы (конструкторы, изоматериалы и т. п. – ребёнок исследует и использует их самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
  • Эстетические объекты – рассматривание объектов, бережное к ним отношение.
  • Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).
  • Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они могут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

1.  Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

2.  Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

3.  Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».

4.  Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5.  Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «навырост».

6.  По возможности больше путешествуйте с ребёнком.

7.  Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

8.  Ходите с ребёнком в музеи.

9.  Проводите совместные наблюдения и опыты.

10.  Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

11.  Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развить познавательную активность у ребенка

Развивать познавательную активность важно уже в дошкольном возрасте. Важная роль в этом отводится родителям ребенка....

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Советы родителям "Как развить познавательную активность у детей дошкольного возраста"

Рекомендации родителям, как развить познавательные способности дошкольников....

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Образовательная область "Познавательное развитие". Доклад «Развитие познавательной активности дошкольников в играх-путешествиях»

Вы познакомитесь,  из опыта работы, какие игры-путешествия помогают развивать познаввтельную активность  дошкольников....

Консультация для родителей" Как помочь ребенку полюбить математику или как развить познавательную активность дома?"

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию некоторые задания и упражнения для игр с детьми в домашних условиях, которые не займут много времени, но зато займут вас и ребёнка....

Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...