Главные вкладки

    Рисуем по клеточкам
    материал на тему

    Мишарина Оксана Михайловна

    Рисование предмета или животного по клеточкам не только разовьет мелкую моторику, внимание и память, зрительно-пространственную координацию, воображение ребенка, но и закрепит образ звука и буквы (каждый рисунок обозначает в сказке предмет, со звучанием которого связаны изучаемый звук и буква)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uchimsya_risovat_po_kletochkam_statya.doc435.5 КБ

    Предварительный просмотр:

           Рисование предмета или животного по клеточкам не только разовьет мелкую моторику, внимание и память, зрительно-пространственную координацию, воображение ребенка, но и закрепит образ звука и буквы (каждый рисунок обозначает в сказке предмет, со звучанием которого связаны изучаемый звук и буква). Для выполнения рисунков вам понадобятся:

    • хорошо освещенный, удобный стол, соответствующий росту ребенка (свет должен падать с левой стороны);
    • простые мягкие карандаши;
    • тетрадь в крупную и мелкую клетку.

    При выполнении рисунка нельзя поворачивать тетрадь, проводить линии несколько раз. Взрослому необходимо следить за тем, как ребенок держит карандаш.

          Словесные рекомендации взрослого должны быть четкими, ясными и краткими. Нельзя ругать ребенка, повышать на него голос. Необходимо часто хвалить ребенка, даже когда его успехи невелики.

    Для того чтобы ребенок мог выполнить рисунок по клеточкам, он должен хорошо различать правую и левую руку, ориентироваться на листе бумаге, выделять на листе в клеточку границы клеточки.

         Прежде чем приступать к занятиям, возьмите альбомный лист, нарисуйте 5 предметов (или наклейте 5 картинок): в правом верхнем углу, правом нижнем углу, левом верхнем углу, левом нижнем углу, посередине листа. Попросите ребенка сказать, что находится в правом верхнем углу, посередине, в левом нижнем углу и т.д. Убедитесь в том, что ребенок ориентируется на листе бумаги.

    Для работы в тетради необходимо научить ребенка выделять клеточку на фоне страницы, ее углы, стороны. Данная работа хорошо описана в книге Т.С. Голубиной «Чему научит клеточка...» После того как ребенок научится видеть клеточку, определять ее центр, проводить горизонтальные и вертикальные палочки, палочки с наклоном, можно переходить к выполнению рисунков.

          Рисунки можно выполнять:

    • по словесной инструкции, с опорой на зрительный образ;
    • по словесной инструкции, без опоры на зрительный образ (слуховой диктант);
    • с опорой на зрительный образ, без словесной инструкции (срисовывание).

    Сначала выполняйте рисунки в тетради с большими клеточками. Затем выполняйте рисунки в тетради с обычными клеточками. Перед началом работы предложите ребенку найти верхний левый угол страницы, отступить на 2 клеточки сверху, на 2 клеточки слева, поставить точку. Эта точка будет началом рисунка.

    Предложите ребенку рассмотреть рисунок, элементы, из которых он состоит. Слыша словесную инструкцию и видя образец, ребенок учится распределять внимание, а выполняя задание — управлять своими действиями. Начинайте диктовать: клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка наискосок и т.д. Ребенок слышит словесную инструкцию и видит образ рисунка перед собой.

    Слуховой диктант проводится так же, только рисунок после рассматривания убирается. В конце диктанта ребенок сравнивает свой рисунок с образцом.

           При копировании предлагаемых рисунков необходимо объяснить ребенку правила и последовательность работы.

    • Внимательно рассмотреть образец и определить, из каких линий (палочек), геометрических фигур и дуг он состоит.
    • Определить (сосчитать) количество этих элементов.
    • Решить, с чего (с какого элемента) лучше начать.
    • Считать количество элементов, перенося их в тетрадь.

    Практический материал.

    Игра «Нарисуй узор по клеточкам». Попросите малыша дорисовать узоры (простой и сложный), которые начала рисовать Буковка по клеточкам (см. рис. 1). Если у ребенка сразу не получается перерисовать узор, поставьте точки — ориентиры, которые помогут сохранить рисунок.

    А теперь попробуйте выполнять более сложные рисунки. Возьмите тетрадь в крупную клеточку. Предложите ребенку рассмотреть «Ванильное мороженое» (см. рис. 2).

    Задание «Рисунок по клеточкам «Карандаш Буковки» Предложите ребенку отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края (см. рис. 3)

    листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку в соответствии с правилами, которые описаны в разделе «Как работать с рисунками».

    Задание «Рисунок по клеточкам "Волчонок"». Предложите ребенку тоже нарисовать волчонка, который выл в лесу. Возьмите тетрадь в крупную клеточку. Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку в соответствии с правилами, которые описаны в разделе «Как работать с рисунками» (см. рис. 4).

    Задание - «Рисунок по клеточкам "Лес"», Предложите ребенку нарисовать густой лес (см. рис. 5). Возьмите тетрадь в крупную

    клеточку. Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в

    правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку.

    Задание «Рисунок по клеточкам "Зайчонок"». Предложите ребенку вместе с Буковкой нарисовать зайчонка. Возьмите тетрадь в крупную клеточку. Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку в соответствии с правилами (см. рис. 6).

    Задание «Рисунок по клеточкам "Машина"». Предложите ребенку нарисовать машину, которая не хотела заводиться. Возьмите тетрадь в крупную клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку в соответствии с правилами, которые описаны в разделе «Как работать с рисунками? (см. рис. 7).

    Задание - «Рисунок по клеточкам "Карусель Паук"».

    Предложите ребенку нарисовать карусель в виде паука. Для этого возьмите тетрадь в крупную клеточку. Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 8).

    Задание «Рисунок по клеточкам "Ослик"». Предложите ребенку тоже нарисовать ослика. Возьмите тетрадь в крупную клеточку. Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 9).

    Задание «Рисунок по клеточкам "Медвежонок"». Предложите ребенку вместе с нашими друзьями нарисовать медвежонка. Для этого возьмите тетрадь в крупную клеточку. Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 10).

    Задание «Рисунок по клеточкам "Дядюшка Э"», Предложите ребенку тоже нарисовать сказочного лесного жителя. Возьмите тетрадь в крупную клеточку. Попросите его отступить 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточке вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 11).

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

    2. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

    3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у

      младших школьников. М.: «Владеем, 1997.

              4. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме:

                 Методическое пособие. –  СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Рисуем по клеточкам"

    Наглядная информация для родителей. Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста...

    Презентация "Рисуем по клеточкам"

    Дидактический материал по математике для детей старшего дошкльного возраста. Содержит варианты выполнения графических заданий....

    План работы кружка "Рисую по клеточкам" за 2016 - 2017г.

    Нетрадиционное рисование по клеточкам....

    Отчет кружка "Рисую по клеточкам" за 2016-2017г.

    Отчет кружковой работы "Рисую по клеточкам" за 2016-2017г....

    Учимся рисовать по клеточкам

    В статье рассказывается о том, что такое графический диктант, какую роль он играет в развитии ребенка. Описываются виды диктантов, а также примерная методика обучения рисованию по клеточкам....

    Рисуем по клеточкам и точкам

    Рисуем по клеточкам и точкам...