Родительское собрание во 2 группе раннего возраста «Возрастные особенности детей 3 года жизни»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Приходько Елена Владимировна

  

 

      «Возрастные особенности детей  3 года жизни»  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osob_roditelskoe_sobranie_v_1_ml.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

           «Детский сад №5 г. Пугачева Саратовской области»

   Родительское собрание

      Во 2 группе раннего возраста

 «Возрастные особенности детей  3 года жизни»  

Возрастные особенности детей 3-го года жизни

В развитии ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый, ибо дети во многом еще зависят от него.

Маленькие дети не могут познавать мир, если взрослые не объясняют им постоянно смысл того, что они видят, слышат и т.д. Называйте предметы, описывайте и объясняйте ребенку происходящие события.

Без помощи взрослого ребенок еще не может справиться и со многими бытовыми проблемами. Например, он может самостоятельно раздеться, но одевание удается не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета. Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создаете у него чувство уверенности и защищенности - основу психологического комфорта.

В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно коленку ушиб, то мяч закатился - не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу, во всех случаях ребенок ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослого.

Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого.  Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить. Всегда выражайте эмоциональное сопереживание, сочувствие детям. Одобряйте каждое их самостоятельное начинание, стремление сделать что-то без посторонней помощи, по собственному замыслу.

Ключ к самоуважению ребенка этого возраста - продолжительные контакты с любящими взрослыми. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Сделайте уважение к ребенку нормой жизни. Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

Несмотря на то, что ребенок внутренне рассчитывает на поддержку и помощь со стороны взрослых, он в то же время отстаивает себя как субъекта, независимого от других. Внутренний мир детей этого возраста наполнен противоречивыми чувствами зависимости и независимости, уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Малыши борются за независимость и уважение к себе и все же нуждаются в направлении и поддержке.

Дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность осуществить выбор, но в то же время они должны чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства. Устанавливайте простые и понятные каждому ребенку нормы жизни, которые обеспечивают безопасность и защиту каждого.

Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим их предметам. Первое направление освоения мира предметов связано у них с формированием начальной орудийной деятельности. Малыш учится правильно пользоваться ложкой и вилкой, а к трем годам ему можно дать и ножик, предлагая для начала разрезать отварную картофелину, сырник, котлетку. Он самостоятельно пьет из чашечки.

В ходе формирования навыков самообслуживания ребенок осваивает расческу и зубную щетку, учится правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем.

В играх с песком малыш учится копать лопаткой, использовать по назначению грабельки, насыпать песок совочком в ведерко или формочку.

Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами: пробуют стучать молоточком, закручивать шурупы отверткой, пользоваться гаечным ключом.

Аналогично маленький помощник в этом возрасте тянется к велосипеду или метле, хочет, как взрослый, мыть посуду, участвовать в изготовлении  печенья  с  помощью формочек  или лепке  сырником Во всех случаях объектом, за который  «цепляется»  внимание ребенка, становится какое-то орудие труда.

Важно помнить, что собственно цели деятельности взрослых ребенок понимает еще  не  вполне  отчетливо.  Он  стремится  в игре всего имитировать само действие с предметами. Для развития орудийной деятельности необходимо иметь разнообразные  игрушки,  имитирующие взрослые орудии труда. На глазах детей следует как можно чаще выполнять разнообразные, но несложные и понятные детям трудовые действия, предлагая в них поучаствовать  и снабжая малышей необходимым инвентарем. Начальная орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации, столь необходимых в этом возрасте. Каждое орудие требует выполнения определенных движений и в этом смысле создает поле требований к ребенку. Учась действовать в нем, малыш подготавливается к произвольному контролированию  своих движений  и действий, которое пока ему не доступно. Овладевая навыками самообслуживания, застегивая пуговицы, развязывая шнурки, ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения,  которые должны привести  к  совершение определенному результату. Кроме того, дети чувствуют все большую уверенность в своих силах,  поскольку получают опыт воздействия на окружающий мир посредством различных орудий.

Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Появляется способность представить себе отсутствующие в данный момент, но знакомые по прошлому опыту вещи и события. Благодаря таким мысленным представлениям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим.

Ребенок овладевает речью благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом малыш воспринимает речь взрослого только в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него. Больше разговаривайте с каждым ребенком «глаза в глаза». Побуждайте детей пользоваться языком, дожидайтесь ответа да же от тех детей, чья речь пока ограниченна. Помните, что голос взрослого не должен доминировать.

В то же время, речь ребенка только формируется, и он еще не понимает многое из того, что вы говорите. Используйте более простые речевые конструкции и короткие предложения. Ясно формулируйте, чего вы хотите от ребенка. Не пускайтесь в разъяснения, давайте ясные инструкции по поводу желательного поведения.

„В мир культуры - песен, сказок, рассказов, картин - ребенка также вводят взрослые. Как можно больше читайте и рассказывайте детям, не жалейте на это времени. Дети любят повторения: они с удовольствием  много раз  слушают одну и ту же  сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия.  Это дает им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно. Многократно повторяйте спектакли, сказки, истории.

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций. Детям нужно обеспечить разнообразную предметную среду, которая позволяет активно исследовать внутреннее устройство различных предметов.

Дети этого возраста многократно повторяют так называемые прямые и обратные действия. Они могут по нескольку раз вкладывать и вынимать что-то из коробочки или кошелечка, открывать и закрывать замочек сумочки или сундучка, выдвигать и задвигать ящики, застегивать и расстегивать различные замки, включать и выключать свет. Необходимо внести в среду предметы, которые позволяют совершать такие действия.

Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Поэтому в игровом арсенале необходимы движущиеся игрушки-каталки на палочке, с веревочкой, заводные, с пультом управления, на батарейках, а также механические игрушки типа богородских медвежат-кузнецов или клюющих курочек.

Озвученные игрушки дают представление о разных способах получения звуковых эффектов: ребенок пробует нажимать на клавиши, дергать струны, дуть в свисток, ударять по барабану ладошкой или специальной палочкой.

Желательно, чтобы через игрушки ребенок смог познакомиться с самыми разнообразными материалами: тканями разной фактуры (шелк, плюш, вельвет, шерсть, лен),  деревом, глиной, металлом, пластиком, резиной.

Предоставляйте детям разнообразные материалы для изобразительной деятельности (краски, мелки, фломастеры, пластилин, бумагу различной фактуры, кисти, штампы и т. п.).

К трем годам ребенок осваивает операцию сериации - упорядочения по размеру. Предоставляйте детям достаточно пирамидок на конусной основе, матрешек, формочек-вкладышей.

Формирование представлений о цвете, форме, размере предметов требует использования специальных дидактических игрушек, которые помогут дать детям так называемые эталонные представления. На основе восприятия ребенок к трем годам учится осуществлять простейшие классификации, например, по цвету, по размеру.

После начала кризиса трех лет вспышки негативных эмоций у детей сопровождают также попытки взрослых навязать ребенку свою волю.

Положительные эмоции у ребенка часто связаны с требованиями его организма: вкусная любимая еда, приятные запахи, приятный физический контакт со взрослым, активное движение, пение, легкая и веселая музыка, осязание приятных на ощупь тканей или материалов, из которых сделаны или которыми наполнены внутри мягкие игрушки, для некоторых детей - купание.

Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение четкого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима.

Восстановлению эмоционального равновесия способствуют игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, игры на коленях, пальчиковые игры и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление в группе раннего возраста (1,6-3 года) детей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы и расстройствами аутического спектра.

Данные ВОЗ неутешительны 1 из 88 детей раннего возраста имеет те или иные черты аутического спектра. Коррекция подобных расстройств тем более положительна, чем раньше выявлена проблема. На территории ...

Консультация для родителей в группе раннего возраста: "Возрастные особенности детей 2 лет"

Консультация для родителей в группе раннего возраста:"Возрастные особенности детей 2 лет" ПриветствиеЗдравствуйте, уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время и желание пообщаться, поговорить...

Родительское собрание в группе раннего возраста "Игры и игрушки в жизни детей раннего возраста".

Представлен конспект родительского собрания в группе раннего возраста по теме "Игры и игрушки для детей раннего возраста"....

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...

Родительское собрание во второй группе раннего возраста «Возрастные особенности детей 2-3 лет».

Родительское собрание во второй группе раннего возраста«Возрастные особенности детей 2-3 лет»....