Главные вкладки

    Консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни"
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Часто учителя, психологи сталкиваются с трудностями адаптации ребенка в школе. К школьным неврозам могут приводить, на первый взгляд, безобидные стереотипы родительского поведения. В статье предугадан внушающий эффект таких фраз для ребенка...

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Семья на пороге школьной жизни»

    Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе и говорят о психогенной школьной дезадаптации. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка и др. Предлагаю вам послушать небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика. «Может быть, мы виноваты сами - чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый - он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу - вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, а мальчики ее раздражали своей беспокойностью... К пятеркам сын уже и не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят - всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя... Заговори с ним о школе  - тускнеет...»

    К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка - будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?

    • «Вот пойдешь в школу, там тебе...», «Ты, наверное, будешь двоечником!..» (Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
    • «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!..» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
    • «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.)
    • «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
    • «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др.)

    А теперь предлагаю вам игровое упражнение .

    1. Предлагаю Вам закончить предложение: «Для меня выражение «хорошо учиться» означает...»

    2. Закончите фразу:

    - С поступлением моего ребенка в школу я мечтаю, чтобы...

    - С началом школьной жизни ребенок все больше становится...

    - Когда ребенок говорит, что боится идти в школу, для меня это значит...

    - Готовность своего ребенка к школе я оцениваю по тому, как...

    А теперь давайте обратимся к поэзии. Определите, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе, говорится в следующих примерах из произведений детских поэтов 

                 Корзина малины

    Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной -

    Дорога становится длинной-предлинной!

    А если в корзине пылает малина -

    Еще тяжелее бывает корзина.

    Бежит, извиваясь, лесная дорожка.

    С корзиной малины шагает Сережка.

    «Приду я - и маме отдам всю малину.

    И скажет мне мама: «Бери половину!»

    Зачем же мне всю-то корзину нести?

    Свою половину я съем по пути

    И правильно! Вмиг полегчала корзина!

    Малины осталось - как раз половина!

    «Вот, - скажет мне мама, - какой молодчина!

    Принес полкорзины! Тебе - половина».

    Дорожка петляет. Сережка шагает.

    Малина в корзине опять убывает.

    «Ну, тут на двоих еще хватит вполне!

    Полполполкорзины достанется мне.

    Полполполкорзины делю пополам,

    А все остальное я маме отдам».

    Дорожка петляет уже вдоль села.

    Полполполполполполовина пошла!

    Еще пополам бы! Да жалко: в корзине

    Полполполовинки-последней малинки...

     Как вы считаете, нужно ли ребенку учиться удерживать цель деятельности? Удается ли вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания социально значимому мотиву? Как вы помогаете ребенку в этом? (Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, т. е. ребенок должен ответить себе на вопрос: «Ради чего я буду это делать?» Он решает, как ему поступить - как хочется или как можно. Если ребенок понимает, какую пользу принесут его действия другому человеку, ему легче преодолеть ситуативность поведения.)

    Таня-неумелочка

    Есть такая девочка -

    Таня-неумелочка.

    И чулочки и сапожки

    Надевают ей на ножки.

    Все могла бы делать Таня,

    Только нет у нас старанья.

    Вот какая девочка –

    Таня-неумелочка.

     Не замечали ли вы за собой склонности занимать аналогичную позицию по отношению к своему ребенку, какая занимается взрослыми по отношению к Тане в данном литературном примере? Если да, какие вы предпринимали шаги в связи с этим? (Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставить ему возможность делать самому все, что он может сделать сам. Позиция гиперопеки - делать за ребенка его школьные дела, идти у него на поводу, снисходя к его усталости и пр.  может принести впоследствии массу неприятностей и родителю и самому ребенку.)

            Ссора

    Ты меня заобижала.

    А скажи - зачем?

    Леденец в руке зажала.

    Я же весь не съем!

    Я просил совсем чуточек.

    Крошечку просил,

    Осторожно уголочек

    Я бы откусил.

    Ну и что ж,

    Что он английский -

    Этот леденец.

    Был тебе я другом близким.

    Все. Теперь конец.

    Ты меня заобижала.

    Уходи. Пора.

    Лучше б кошка забежала

    Просто со двора.

    Молока бы ей из кружки

    В блюдце б я налил.

    О тебе, плохой подружке,

    Сразу бы забыл.

    И. Токмакова

    Как вашему ребенку удается справляться с эмоциональными переживаниями? Испытывает ли он в этом трудности? Как вы ему помогаете в этом? (Несправедливость со стороны друга, сверстника больно ранит ребенка. Его не столько огорчает то, что он не получил игрушку или не был принят в игру, сколько сам факт нарушения доброжелательных дружеских отношений.)

       Один дома

    Я один остаюсь,

    Я совсем не боюсь.

    За окошком темно.

    Это мне все равно.

    Свет повсюду включу,

    Посижу, помолчу.

    Занавешу окно.

    Папа с мамой в кино.

    Я один остаюсь.

    Я совсем не боюсь,

    Может в кухню схожу.

    За столом посижу.

    К чаю пряники есть.

    Но не хочется есть...

    Кто-то в стенку стучит.

    Телевизор молчит.

    Я в ответ постучу.

    Телевизор включу.

    Время быстро пройдет.

    К нам чужой не зайдет.

    Холодильник урчит.

    Кто-то в стенку стучит.

    Папа с мамой в кино

    Очень-очень давно...

    И. Токмакова

    Назовите, какими средствами пользуется ребенок, чтобы преодолеть страх? Ваш сын или дочь поступили бы так же в аналогичной ситуации или как-то иначе? Считаете ли вы целесообразным говорить с ребенком о тех чувствах, которые он испытывает в разных жизненных ситуациях? (Чувство страха может подавлять ребенка, приводить его к необдуманным поступкам, вызывать бурную эмоциональную реакцию или молчаливое страдание. Важно об этом всегда помнить.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Ребёнок на пороге школьной жизни".

    Скоро в школу. О чём следует подумать?  Поступление в школу- не только важная ступенька в жизни ребёнка, но и событие для всей семьи. К которому, как правило, заранее готовятся, думают. Обсу...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

    Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...

    Консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

    Как подготовить ребенка к школе?(для родителей будущих первоклассников)Уважаемые родители! В этом году ваши дети пойдут в первый класс. Для того, чтобы вашему ребенку было легко учиться и он испытывал...

    Консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни"

    Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения  ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолж...