Консультация для родителей "Сюжетно - ролевая игра"
консультация на тему
В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в них формируется одна из замечательных способностей человеческого ума — способность к оперированию знаками и символами.Надеюсь, мои рекомендации подтолкнут родителей на самостоятельные поиски интересных для малышей игр, развивающих их мышление, знакомящих с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_syuzhetno-rolevaya_igra.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в них формируется одна из замечательных способностей человеческого ума — способность к оперированию знаками и символами.
Дети играют в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и вы должны помочь ребенку играть содержательно.
Включаться взрослому в игру нужно исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему, уже «войдя в образ». Вот так, например...
— Здравствуйте, я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешала. Я шла мимо и решила узнать о здоровье вашей девочки. Ведь вчера у нее болела голова...
Включаясь в игры ребенка, вы будете содействовать тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Организовывать такие совместные игры, находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно. Особенно если он не посещает детский сад.
Но не следует думать, что двое-трое трехлетних детей самостоятельно сумеют затеять коллективную игру. Оставив, скажем, Сережу наедине с соседским. Владом и через 10—15 минут войдя в комнату, вы, скорее всего, застанете такую картину. В одном углу Сережа катает по полу свою любимую машину, в другом Влад стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще, если дело не дошло до конфликта из-за игрушек.
Научить детей объединяться для совместной игры — задача родителей, и решить ее можно уже известным способом — приняв участие в происходящем.
- Я хочу купить холодильник и ищу шофера, который помог бы его перевезти. Может быть, ты, Петя, согласишься быть шофером? Товарищ шофер, давайте найдем продавца и спросим, есть ли в магазине холодильник. Где у нас продавец? Это, наверное, ты, Миша? Товарищ продавец, у вас в магазине есть холодильники? Покажите нам, пожалуйста...
Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с ним игры-занятия на темы: «Что я делаю?» и «Покажи, как...». В первом случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или с условными предметами, а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»). Во втором случае показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика.
Детям, конечно, нужны игрушки и, главным образом, такие, с которыми можно выполнять разнообразные игровые действия. Но с точки зрения умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал. Умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной папочке термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход — важный этап в развитии детского мышления. Совершенствовать такое умение помогут специальные упражнения.
- Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть?
- Пусть он будет машиной. А еще?
- Самолетом...
- Хорошо. А ты летчик и управляешь самолетом. А еще?
Конечно, на первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный гриб, а в свернутом виде — лошадка, ружье и многое-многое другое.
Сюжетно-ролевые игры учат ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. Но ребенку необходимо овладеть и умением воспринимать цвет тех или иных предметов, их форму, величину, положение в пространстве. Этому помогут дидактические, то есть обучающие, игры.
Вот, к примеру, одна из дидактических игр, способствующих развитию восприятия цвета.
Возьмите шесть листков белой бумаги и сложите их пополам. Получится шесть «книжечек». На лицевой стороне каждой книжечки вырежьте круглое отверстие. Окрасьте эту сторону в один из семи цветов спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Подготовьте еще семь листков бумаги половинного размера, окрашенных в те же семь, цветов. Это вкладыши. Теперь, если книжечки положить лицевой стороной кверху, на цветном фоне выступают белые круги. Нарисуйте в каждом из них мышку. Материал готов!
Все книжечки лежат перед ребенком. Объясните ему, что мышки сидят в своих норках. Но вот появляется кошка. Нужно помочь мышкам спрятаться так, чтобы кошка их не нашла. А для этого нужно закрыть норки (вложить в каждую книжечку вкладыш соответствующего цвета). Если цвет выбран неверно, сразу видно, где норка. Кошка сможет найти и съесть мышку.
Вначале помогайте ребенку сами, называя цвета:
- Вот видишь, здесь красная стенка, и норку мы закрыли тоже красной дверцей. Теперь ее совсем не видно. А тут стенка оранжевая. Ну-ка, где у нас оранжевая дверца?
Потом начинайте добиваться самостоятельного выполнения задания и исправления допущенных ошибок. Если увидите, что ребенку трудно справляться сразу с шестью цветами, возьмите сначала три или четыре книжечки.
Обучайте малыша группировать предметы по цвету, помогите усвоить названия цветов. Когда, скажем, шесть из них достаточно освоены, можно вводить седьмой — голубой, а затем показать ребенку различные оттенки того или иного цвета.
Объясните малышу, как можно группировать предметы по форме, познакомьте его с разновидностями форм; выкладывайте вместе с ним фигуры из палочек, из мягкой проволоки.
Что касается умения определять положение вещей в пространстве, то дети успешно приобретают его в разнообразных играх с планом. Не удивляйтесь, уже трехлетний малыш способен, конечно, вначале с помощью взрослого, выложить на листе бумаги план показанной ему кукольной комнаты, обозначая круглый стол картонным кружком, стул — квадратиком, а диван — прямоугольником. В четыре года ребенка можно научить ориентироваться по плану в квартире, например, искать в местах, отмеченных на плане, спрятанные предметы.
Надеюсь, мои рекомендации подтолкнут родителей на самостоятельные поиски интересных для малышей игр, развивающих их мышление, знакомящих с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация по сюжетно-ролевой игре
Методика проведения сюжетно-ролевой игры...
консультация по сюжетно-ролевой игре
консультация по сюжетно-ролевой игре...
консультация по сюжетно-ролевой игре
консультация по сюжетно-ролевой игре...
Консультация на тему: Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника
Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника...
Консультация "Руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников. Воспитание положительных форм общения между детьми"
консультация...
консультация по сюжетно ролевой игре
ддя родителей и детей...
консультация по сюжетно ролевой игре
для детей и родителей...