Статья "Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в младшей разновозрастной группе в МКОУ Нижнекарачанская СОШ"
статья на тему

Гринчук Мария Анатольевна

 Развивающая предметно-пространственная среда включает все окружающие ребенка предметы, влияющие на его, как эмоциональное, так и психическое и эмоциональное развитие, которое он применяет в различных видах деятельности. Правильно и грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогическую деятельность, избежать обыденности, помогая ребенку быть постоянно занятым важным и интересным для него делом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_pred-_raz_sredy_v_dou.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в младшей разновозрастной группе в МКОУ Нижнекарачанская СОШ.

На современном этапе развития дошкольного образования вопрос организации предметно – пространственной среды в детском саду становится особо актуальным. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

 Развивающая предметно – пространственная среда  в соответствии с п. 3.3 ФГОС  в ДОУ должна быть:                                                            

 1.Содержательно–насыщенной – среда должна включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые способствовали развитию    игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей;

2. Трансформируемой и гибкой – среда должна обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;                                                                

 3. Полифункциональной – возможность разнообразного использования составляющих развивающей  предметно-пространственной среды  в разных видах детской активности;

4. Вариативной – наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

5. Доступной – свободный доступ воспитанников  во все помещения, где осуществляется образовательная деятельность, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.         

 6. Безопасной – все элементы среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, таким как санитарно–эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности

Развивающая предметно – пространственная  среда в  младшей разновозрастной группе  предусматривает создание  условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомства с окружающим миром, природой и основами естественных наук. Пространство групповой комнаты мы разделили на отдельные подпространства. Подпространства, структурированные в определённом порядке, разграниченные мебелью и отличаются  индивидуальным оформлением и набором материалов и представляют собой многообразие различных развивающих средств  в одном и том же помещении группы.

Центры, уголки «подсказывают» ребёнку, чем можно в них заняться. Планировка и оборудование в нашей группе часто меняется в течение года вслед за изменениями индивидуальных интересов детей и уровня развития каждого ребёнка. Организацию помещения рассматриваем как весьма важное средство обучения и воспитания, которое эффективно только тогда, когда оно точно соответствует особенностям детей, их интересам в данный момент.

Все имеющиеся в группе материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Он сам подбирает себе материалы и использует их так, как необходимо для реализации им собственных идей и планов.

Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование, и хранение: дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования; убирать на место и бережно к ним относиться.

Все зоны у нас  трансформируются в пространстве группы. Детские столы и стульчики, скамейки  и ширмы используются детьми для  создания сюжетно-ролевых игр. Возможность свободного использования   детской мебели и мягких модулей детьми способствует развитию незаменимого опыта самостоятельного творческого преобразования действительности и активного освоения пространства жизни.

Дети и родители принимают активное участие в планировке и оформлении группы. Мы в свою очередь, учитываем изменяющиеся интересы детей, появляющиеся у них конструктивные идеи и предложения для того, чтобы соответствующим образом изменить материалы и оборудование, а в некоторых случаях изменить и планировку помещения.

В группе имеются предметы, сделанные руками детей или изготовленные ими совместно с взрослыми (в том числе и с родителями). Это создаёт атмосферу уюта и подлинной окружающей обстановки. Многие поделки используем  для последующей работы с детьми. Регулярно  устраиваем выставку продуктов творческой деятельности всех детей, это способствует развитию у ребенка чувств собственной значимости.

Предметно-развивающая среда в  разновозрастной группе представляет интеграцию пяти направлений развития и образования детей (образовательные области).

Для социально-коммуникативного развития в группе созданы уголки театрализации и сюжетно-ролевых игр.

 Уголок театрализации включает в себя такие театры, как:  настольный театр «Курочка Ряба», пальчиковый театр «Волк и семеро козлят», кукла  «Би-ба-бо», театр масок: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка» и т.д. Изготовление масок, настольных и пальчикового театра происходило совместно  с родителями.

Уголок  сюжетно-ролевых игр оснащен такими играми, как:                                                                       «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Ателье», «Строители», «Почта», «Школа» и т.д. Содержание  уголка сюжетно-ролевых игр постоянно обновляется, создавая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр. В игровой деятельности  воспитанники разновозрастной  группы наряду с приобретённым игрушками активно используют предметы – заместители (например, кубик – это строительный материал, который может быть «стаканчиком», «мылом» ,кольцо от пирамидки- «рулем»и т. п. в зависимости от сюжета игры).

Уголок  ряженья оснащен наборами детской одежды, костюмов, обуви и головных уборов.  Они используются как для театрализованных игр, так и сюжетно-ролевых.                                                                                                        

Для познавательного и речевого развития в группах созданы уголки : Уголок  экспериментирования, оснащен: столом  для экспериментов с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, щеточка и совок для подметания; поднос для рисования  песком; природный материал (камушки, ракушки шишки) ; лупы, зеркальца, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, предметы из разных материалов;  картотека с описанием опытов.  

Наблюдение и самостоятельное экспериментирование способствует познавательному развитию ребенка.                                                                                                                                                                                                                                    

Уголок природы оснащен: комнатными растения с указателями;

предметами  по уходу  за комнатами растениями: фартуки, лейки, пульверизаторы;   материалы по сезону, календари, макеты и дидактические игры по экологии.

Уголок «Веселая математика» оснащен таким материалом, как
игры – головоломки, наборы геометрических фигур, цифр (демонстрационный и раздаточный материал); наборы дидактических игр: «Собери геометрическую фигуру»,  «Соотнеси предмет» «Ассоциация геометрических фигур» и разные виды конструктора Палочки Кюзнера, плоскостной конструктор. Игры, занятия, и упражнения с сенсорным материалом способствуют развитию у детей зрительно – различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию и развитию речи.

Уголок  «Веселые книжки» оснащен: художественной литературой  по темам; книжки-малышки, книжки-игрушки, книжки-театры; иллюстрации к художественным произведениям.

Для художественно-эстетическое развития в группе были  созданы:

Уголок  творчества оснащен : канцелярскими принадлежностями для изобразительной деятельности (гуашевыми  и акварельными  красками, карандашами); пластилином, досками для лепки; и раскраски и альбомы.

Музыкальный уголок оснащен: шумовыми инструментами (металлофон, барабан, маракасы, бубны); музыкальными дидактическими играми и картотекой: частушек и песенок.

Для физического развития ребенка в группе был создан физкультурный уголок. Уголок оснащен спортивным инвентарем: мячами разного размера, обручами, набором кеглей и флажков, массажными ковриками, изготовленных из бросового и природного материала и т.д.

Дошкольник долгое время находится в группе  и это достаточно мощная нагрузка на зрительное и слуховое восприятие ребенка, а также на его эмоциональную сферу. Малыши особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной нагрузке. Мы в группе  создали уголок уединения, в виде «домика для гномиков», где ребенок может почувствовать себя в покое, безопасности, восстановить необходимые ресурсы.

Таким образом, реализация проектирования предметно – развивающей среды в группе  в соответствии с ФГОС ДО, помогла сделать  нашу группу привлекательной  и интересной для детей. Воспитанники стали более инициативны, самостоятельны, коммуникабельны. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.     На мой взгляд, такая среда будет способствовать формированию не только социально – нравственного и психического здоровья детей, но и более спокойной и быстрой адаптации ребенка в детском саду.   

Литература:

1.Типичные трудности организации предметно игровой среды в ДОУ//Дошкольное воспитание 2013. №2   

2.  «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от  17 октября № 1155 )

3.Организация предметной игровой среды в детском саду. Учебное пособие.: М.АРКТИ,2012.                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, воспитатель Степанова О.В. Характеристика группы

В группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 2 лет 6  мес. до 3 лет 4 мес. В группе 13 девочек и 12 мальчиков. Группа общеразвивающая. Есть дети с задержкой реч...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13988767","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13988781","...

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Вопрос обновления и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды старшей группы и детского сада в целом, как условия формирования личности ребенка, на сегодняшний день стоит особенно...

Организация развивающей предметно- пространственной среды в соотоветствии с федеральным государственными образовательным стандартом дошкольного образования театральной студии.

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования....