Неговорящий ребенок: когда родителям бить тревогу?
статья на тему

Кравчук Анастасия Геннадиевна

Выступление на благотворительной конференции "Семья: кризисы и шансы" 30.09.2017 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kravchuk.docx22.04 КБ
Файл 30.09_kravchuk.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

«Неговорящий ребенок: когда родителям бить тревогу?»

Настоящая забота о будущем состоит в том,

чтобы отдать всё настоящему!

Робин Шарма

Работа с неговорящими детьми начинается с консультации их родителей, так как последние по-разному относятся к данной ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит. Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Причин, почему ребенок в два-три года не говорит «мама» и «папа», может быть множество. Одно дело, когда он знает эти слова и просто не хочет их произносить по своим причинам (например, из вредности), и совсем другое, когда малыш понимает значение этих слов, но произнести их не может. В последнем случае речь может идти о задержке речевого развития (ЗРР) ребенка, которая требует коррекции, а иногда и вмешательства узкопрофильных специалистов.

В основном, родители не всегда знают, как проявляются у детей речевые расстройства, поэтому замечают их слишком поздно, когда самое благоприятное время для их исправления уже упущено. У всех детей разный характер, темперамент, процесс рождения, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается, поэтому и заговорить они могут в разное время. К тому же есть наблюдение, что мальчики в речевом развитии отстают от девочек на 4-5 месяцев. Однако есть общепринятые показатели речевого развития детей:

Возраст

Особенности речевого развития в норме

2-ой месяц

Ребенок начинает смеяться

3-ий месяц

Появляется гуление (повторение звуков и их сочетаний: а-а, а-гу)

7-10 месяцев

Как минимум должен лепетать (повторение слогов: да-да, ба-ба, ма-ма, па-па)

12 месяцев (1 год)

Словарный запас около 10 слов (учитываются не только полноценные слова, но и такие как «мяу», «бибика», «кака»)

15 месяцев (1 год 3 месяца)

Словарный запас 15 слов (+усеченные формы более сложных слов)

18 месяцев (1,5 года)

Словарный запас до 30 слов (легко повторяет часто слышимые слова)

20 месяцев (к концу 1-ого года)

Появление фраз, двухсловных предложений (Куда? Что это? Дай мяч)

2 года

Словарный запас 200-300 слов. Понимает инструкцию, предложение из 2-3 слов, сопровождая жестами.

3 года

Запас слов 800-1000. Словарь включает почти все части речи, предложения сложные.

4-ый год

Период вопросов «Почему?», «Когда», умеют группирировать предметы по классам: одежда, посуда, животные. Словарный запас 2000.

5 лет

Запас слов – 2500, умеет составить рассказ из нескольких предложений по картинке, правильно отвечает на вопросы по сюжету картинки.

6 лет

Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов, умеют пересказать сказку с развитием сюжета, отразив в нём события прошлого, настоящего, будущего.

Именно так картина речевого развития должна складываться в норме. Однако всё чаще современные родители сталкиваются с речевыми нарушениями, которые, в свою очередь, имеют широкий диапазон различных патологий, определить которые сможет специалист. 

Для того чтобы повысить компетентность родителей в данном вопросе, предлагаем сравнить психологические портреты и речевое развитие, в том числе, детей при различных нарушениях развития:

Нарушение развития

Психологический портрет ребенка

Задержка речевого развития

В 3 года недостаточная фразовая речь, неполнота знаний об окружающем мире, нарушение произношения звуков. Нарушение развития наглядно-образного мышления (трудно выделить из картинок, что лишнее), с трудом может пересказать сказку.

Алалия (длительное отсутствие речи)

Ребенок самостоятельно не может заговорить или делает это слишком поздно – к 6-12 годам. С трудом складывает пирамидку к 3-м годам, не может группировать предметы по классам к 5-и годам, низкий уровень концентрации внимания. Различают сенсорную алалию (когда ребенок не понимает обращенную к нему речь) и моторную алалию (когда ребенок понимает словесные инструкции, но ответить не может из-за повреждений в головном мозге или нарушения речевого аппарата). В данный период времени всё чаще стали говорить о сенсомоторной алалии.

Аутизм

Отсутствие речи или частичная эхолалия (повторение слов за собеседником), не идёт на контакт с другими взрослыми и детьми, плохо концентрируется на собеседнике и предметах, быстро теряет интерес. Очень чувствителен к некоторым звукам. Присутствуют стереотипные действия, вокализация (издаёт отдельные звуки, например, имитируя животных)

Нарушения слуха.

Причины похожи на сенсорную алалию, однако, ребёнок не просто не понимает обращенную речь, он её также плохо слышит и не разбирает парные звуки «б-п», «в-ф», «з-с». В итоге, для ребенка бочка-почка и коза-коса это совсем не разные слова. Такие же проявления могут быть и при нарушение фонематического слуха, но чтобы исключить данное нарушение можно проверить откликается ли ребенок на своё имя, когда говорящий стоит сзади него или оборачивается ли он стук, звук прозвеневший рядом с ним. Ребенок также при обращении смотрит на лицо и рот собеседника, использует множество жестов и мимики.

Родители должны понимать, чем раньше начата коррекция речевых нарушений, тем меньше сил и времени придется потратить на овладение ребенком речевой системы родного языка.

Что делать, если пазлы в неприятной картине «нарушения развития» сложились? В первую очередь следует обратиться к детскому неврологу, который проведет комплексное обследование психофизиологического развития ребенка и подтвердит или опровергнет ваши подозрения. Далее следовать инструкции невролога, то ли это будет обращение к логопеду в случае задержки речевого развития, то ли это будет помощь дефектолога при алалии, психологическая поддержка при аутизме или консультация отоларинголога при нарушении слуха.

В случае если родители заметили отклонения в речевом развитии малыша, не рекомендуется:

  1. Пускать разрешение проблемы на самотек. Дополнительная консультация со специалистами ни к чему не обязывает и точно не будет лишней, особенно при наличии подозрений. В случае подтвержденного диагноза своевременное коррекционное вмешательство (до трехлетнего возраста) позволит достичь максимально возможных результатов, что самым прямым образом скажется на общем развитии малыша.
  2. Зацикливаться на проблеме. Постоянные «накручивания» и негативные эмоции в связи с имеющейся проблемой справиться с ней не помогут. Правильной тактикой в данном случае будет спокойное принятие проблемы и целенаправленное ее разрешение. Задержка речевого развития требует комплексного подхода, а также ежедневной кропотливой работы и бесконечного терпения. Спокойные и уверенные в своих силах родители смогут оказать ребенку большую и лучшую помощь, нежели издерганные и нервные.
  3. Сравнивать ребенка с другими детьми. Практика сравнивания своего ребенка с другими детьми всегда и при любых обстоятельствах не самая лучшая идея. Каждый ребенок уникален и развивается по собственному сценарию, не сверяясь с существующими стандартами и нормами. А успехи чужих детей-ровесников – не повод для огорчений, ведь большинство родителей склонны преувеличивать достижения своих отпрысков.

Под конец хочется сказать пару слов о том, что как родители могут самостоятельно начать помогать своему ребенку закреплять результат работы специалиста:

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  4. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  5. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  6. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  7. Не говорите при ребенке о его отставании.
  8. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  9. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  10. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока".

И нужно обязательно помнить, что ребенок, вообще должен хотеть говорить, или, по крайней мере, подражать речи взрослого, лепетом, бормотанием, жестами, как угодно. А вот если он совсем не хочет – это должно настораживать, тут нужно обязательно обращаться к специалистам (врачам, дефектологам, психологам). Удачи Вам и Вашему ребенку!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Неговорящий ребенок: когда родителям бить тревогу?» Кравчук Анастасия Геннадиевна Педагог-психолог, дефектолог ГБОУ школы-интернат №1 ст. Елизаветинской

Слайд 2

ЗАДЕРЖКА РЕЧИ ДОЛЖНА НАСТОРОЖИТЬ: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии УЖЕ есть

Слайд 3

общепринятые показатели речевого развития детей Возраст Особенности речевого развития в норме 2-ой месяц Ребенок начинает смеяться. 3-ий месяц Появляется гуление (повторение звуков и их сочетаний: а-а, а-гу ). 7-10 месяцев Как минимум должен лепетать (повторение слогов: да-да, ба-ба , ма-ма , па-па ). 12 месяцев (1 год) Словарный запас около 10 слов (учитываются не только полноценные слова, но и такие как «мяу», « бибика », « кака ») 15 месяцев (1 год 3 месяца) Словарный запас 15 слов (+усеченные формы более сложных слов) 18 месяцев (1,5 года) Словарный запас до 30 слов (легко повторяет часто слышимые слова) 20 месяцев (к концу 1-ого года) Появление фраз, двухсловных предложений (Куда? Что это? Дай мяч) 2 года Словарный запас 200-300 слов. Понимает инструкцию, предложение из 2-3 слов, сопровождая жестами. 3 года Запас слов 800-1000. Словарь включает почти все части речи, предложения сложные. 4-ый год Период вопросов «Почему?», «Когда», умеют группирировать предметы по классам: одежда, посуда, животные. Словарный запас 2000. 5 лет Запас слов – 2500, умеет составить рассказ из нескольких предложений по картинке, правильно отвечает на вопросы по сюжету картинки. 6 лет Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов, умеют пересказать сказку с развитием сюжета, отразив в нём события прошлого, настоящего, будущего.

Слайд 4

4 года 5 лет 6 лет

Слайд 5

Рекомендации родителям! обращаться к педиатру в следующих случаях: В возрасте 6 месяцев ребенок не улыбается, никак не выражает радости и удовольствия; В возрасте 9 месяцев ребенок не реагирует в ответ на мимику, звуки аналогичным образом; В возрасте 12 месяцев не отзывается на свое имя и не лепечет; К 16 месяцам не говорит ни слова. К двум годам не произносит фраз из 2-х слов.

Слайд 6

Нарушение развития Психологический портрет ребенка Задержка речевого развития В 3 года недостаточная фразовая речь, неполнота знаний об окружающем мире, нарушение произношения звуков. Нарушение развития наглядно-образного мышления (трудно выделить из картинок, что лишнее), с трудом может пересказать сказку. Алалия ( длительное отсутствие речи) Ребенок самостоятельно не может заговорить или делает это слишком поздно – к 6-12 годам. С трудом складывает пирамидку к 3-м годам, не может группировать предметы по классам к 5-и годам, низкий уровень концентрации внимания. Различают сенсорную алалию (когда ребенок не понимает обращенную к нему речь) и моторную алалию (когда ребенок понимает словесные инструкции, но ответить не может из-за локальных повреждений в головном мозге). В данный период времени всё чаще стали говорить о сенсомоторной алалии. Аутизм Отсутствие речи или частичная эхолалия (повторение слов за собеседником), не идёт на контакт с другими взрослыми и детьми, плохо концентрируется на собеседнике и предметах, быстро теряет интерес. Очень чувствителен к некоторым звукам. Присутствуют стереотипные действия, вокализация (издаёт отдельные звуки, например, имитируя животных ). Нарушения слуха. Причины похожи на сенсорную алалию, однако, ребёнок не просто не понимает обращенную речь, он её также плохо слышит и не разбирает парные звуки « б-п », « в-ф », « з-с ». В итоге, для ребенка бочка-почка и коза-коса это совсем не разные слова. Такие же проявления могут быть и при нарушение фонематического слуха, но чтобы исключить данное нарушение можно проверить откликается ли ребенок на своё имя, когда говорящий стоит сзади него или оборачивается ли он на стук, звук прозвеневший рядом с ним. Ребенок также при обращении смотрит на лицо и рот собеседника, использует множество жестов и мимики.

Слайд 7

Электроэнцефалография (ЭЭГ) мозга Магнитно-резонансная томография (МРТ) мозга МРТ и ЭЭГ необходимы для полноценной диагностики состояния головного мозга. Дополняя друг друга, они позволяют представить полную клиническую картину заболевания, изучить психическое состояние ребенка.

Слайд 8

если родители заметили отклонения в речевом развитии ребенка Нельзя пускать разрешение проблемы на самотек. Не стоит зацикливаться на проблеме. Не сравнивайте ребенка с другими детьми .

Слайд 9

Ребенок должен хотеть говорить или подражать речи взрослого!

Слайд 10

Удачи Вам и Вашему ребенку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда стоит бить тревогу.

Консультация для родителей....

Презентация "Задержка речевого развития - когда нужно бить тревогу, как превратить «молчуна» в «болтуна»."

Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей. Одни - паникеры, начинают бить тревогу, когда двухлетний ребенок не общается развернутыми фразами, болезненно воспринимают расска...

Задержка речевого развития - когда нужно бить тревогу, как превратить «молчуна» в «болтуна».

Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей. Одни - паникеры, начинают бить тревогу, когда двухлетний ребенок не общается развернутыми фразами, болезненно воспринимают расска...

"Когда нужно бить тревогу: 10 признаков компьютерной зависимости"

Компьютерная зависимость у детей – это, прежде всего, уход от реальности, поэтому главной причиной желания с головой уйти в виртуальный мир – недостаток чего-то в реальности....