Консультация "Речевые игры с ребенком дома"
консультация по логопедии (старшая группа)

Акимова Екатерина Александровна

Консультация ля родителей

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕДЕЛЯ

ЗВУК И БУКВА

ЗВУКО-СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

ЛЕКСИКА

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

СЕНТЯБРЬ

1

Мониторинг

2

3

У

Выделение начального ударного гласного.

 Заучивание правила «Звуки и буквы». Печатание букв, выкладывание из счетн.палочек.

Договаривание предложений по сюжетным картинкам (И.п. и В.п. ед.ч. сущ-х)

«Наш детский сад и школа»

Договаривание предложений по сюжетным картинкам «Детский сад»

4

А,

А,У

Уточнить произношение звуков, их характеристика и дифференциация. Звуковой анализ и синтез звукового ряда УА,  АУ.

Род сущ-х (соотнесение с колич. числит. ОДИН,ОДНА,ОДНО)

«Моя семья»

«Расскажи о себе» составление рассказа о своей семье по опорным картинкам.

ОКТЯБРЬ

1

И

П - Пь

Воспроизведение и анализ звукового ряда из 3 гласных.

 Понятие «согласный звук». Звуковой анализ обратного слога типа АП. Выделение последнего глухого согласного. Печатание букв.

И.п. мн.ч. сущ-х на –И, -А.

Согласование сущ-х с числительн.

Мой край Мордовия.

Гос. символика.

Составление рассказа по опорным картинкам «Мой край родной – Мордовия моя»

2

Т-Ть,

П-Т

Закрепление артикуляции звука, Звуковой анализ обратного слога типа УТ. Выделение последнего глухого согласного в слове.

Печатание букв.

Образование сущ. мн.ч. Р.п. и И.п.

Образование уменьшительно-ласкательных сущ-х.

Образование прилагат. от сущ-х

Согласование глаголов настоящего времени с сущ-ми.

Образование сложных слов (лесоруб, белоствольная тд). Согласование количественных числительных 1, 2, 5 и сущ-х.

Природа Мордовии. Лес (грибы, деревья).

Составление рассказа по картине «Лес»

3

К- Кь

Уточнение произношения звуков. Воспроизведение слоговых рядов. Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез обратного слога. Преобразование обратных слогов в прямые. Печатание.

Образование прилагат-х от сущ-х, согласование сущ-х с прилагат-ми в роде, числе.

Согласование сущ-х с глаголами ед и мн.ч.

Глаголы множественного числа прошедшего времени

Овощи.

Составление рассказа об овоще (на выбор) по графическому плану

4

П-Т-К

О

Воспроизведение звуковых рядов типа ПА-ТА-КА. Звуковой анализ прямого слога.

Выделение ударного гласного после  согласного.

Образование сущ-х ед и мн.ч в И.п и Р.п.

Образование сущ-х с уменьшит-ласкательными суф-сами. Согласование притяжательн. местоимений с сущ-ми (это мой апельсин.тд)

Составление предложений со словом  МНОГО.

Фрукты.

Составление загадок – описаний о фрукте (на выбор) по графическому плану.

НОЯБРЬ

1

Й-Ль

Воспроизведение слоговых рядов. Мягкие согласные.

Звуковой анализ и синтез обратного слога.

Подбор родствен.слов к слову ХЛЕБ.

Образование сущ-х с уменьшит-ласкательными суф-сами.Образование относительных прилаг-х от сущ-х ЗЕРНО, ПШЕНИЦА, РОЖЬ. Подбор слов-синонимов.

Хлеб всему голова.

Составление рассказа по опорным словам «Как изготавливают хлеб»

2

Х-Хь

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х. Согласование количественных числительных 1,2,5,9 и сущ-х.

Перелетные птицы

Пересказ рассказа «Лиса и гусята»

3

К-Х

Звуковой анализ слов КОТ, ПУХ.

Притяжательные прилагат. на –ИН-.

Согласование количественных числительных 1,2,5,9 и сущ-х

Наши любимые игрушки.

Беседа по сюжетной картине «Тома и Толя»

4

Ы

Ы-И

Выделение ударного гласного после согласного. Звуковой анализ слов КИТ, ПЫЛЬ.

И.п. мн.ч. сущ-ых на –Ы, -И, -А.

Транспорт

Составление рассказа описания «Мой папа купил автомобиль».

5

М-Мь

Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа МАК, ТИМА.

Согласование сущ с прилагат;

Согласование числительн с сущ-ми;

Образование сущ-х мн.ч.

Составление предложений с данным словом.

Мордовская народная игрушка.

Составление рассказа по опорным предметным картинкам «Нарядим куклу Татуню»

ДЕКАБРЬ

1

С,

С - Сь

Определение места звука в слове. Деление слов на слоги.

Звуко-слоговой анализ слов САМ, САМА, САМИ.

Подбор слов-признаков к слову ЗИМА, усвоение категории Р.п. Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Зима. Зимние забавы.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

2

Н-Нь

Деление слов на слоги. Определение места звука в слове.

Усвоение категории Тв.п. Усвоение названий детенышей животных. Употребление глаг в ед и мн.ч. Употребление прилагат притяжат накл.

Распространение предложений

Домашние животные.

Составление рассказа по графическому плану о домашнем животном (по выбору)

3

З,

З-Зь

Звуко-слоговой анализ слов ЗИМА, КОЗА.

Тв. и Р.п. сущ-х.Подбор прилаг-х к слову ЖИВОТНОЕ.Усвоение притяжат-х прилаг-х, падежных окончаний.

Дикие животные.

Пересказ «Дикие звери наших лесов»

4

С-З

Б-Бь,

П-Б

Звонкие и глухие согласные. Схемы слов.

Звуко-слоговой анализ слов БАНТ, БИНТ. Мягкие и твердые согласные.

Деформированная фраза.

Распространение предложений.

Новогодний праздник. Ёлка.

Составление рассказа «Новогодний утренник»

ЯНВАРЬ

1

КАНИКУЛЫ

2

В-Вь

Работа с разрезной азбукой: составление и преобразование слогов и слов.

Образование прилагательных. Согласование с сущ-ми. Большая буква в начале предложения.

Мой организм. Моё здоровье

Составление рассказа по плану «Человек. Части тела человекк»

3

Д-Дь,

Т-Д,

Ть-Дь

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание слогов и слов.

Звонкие и глухие согласные.

Звуко-слоговой анализ слов ДИВАН, САТИН.

Косвен. падежи сущ-х. Глаголы НАДЕВАТЬ, ОДЕВАТЬ, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ. Приставочные глаголы от слова ХОДИТЬ.

Одежда. Обувь.

Составление описательного рассказа по плану (по выбору ребенка)

4

Г,

Г-Гь

Звуко-слоговой анализ слова ГОЛУБИ. Деление предложений на слова.

Подбор предметов к признакам. Согласование прилаг-х с сущ-ми в роде, числе,падеже.

Зимующие птицы.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка»

5

Г-К

Э

Составление схем, чтение, печатание слов.

Звуко-слоговой анализ слов ЭТА,ЭТОТ

Согласование прилагательных с сущ-ми.

Распространение предложений дополнениями.

Моя родина Россия.

Составление рассказа «Моя Родина - Россия»

ФЕВРАЛЬ

1

Е

Ё

Звуко-слоговой анализ слов ЭТИ, ДЕТИ, ЁЛКА.

Чтение и печатание предложений.

Составление предложений по картинкам, деление  на слова. Родственные слова (ворона, тигр, воробей, рак). Образование отглагольных прилагательных.

Сказочные герои. Книги.

Чтение рассказа «В библиотеке»

2

Л,

Л - Ль

Работа с разрезной азбукой.

Образование относительн-х прилагат-х, употребление глаголов буд.вр. Составление предложений с однородными членами.

Посуда. Продукты питания.

Составление описательного рассказа о посуде.

3

Ш,

С-Ш-Я

Преобразование слов,  составление схем слов по картинкам.

Образование сущ-х мн.ч и согласование их с прилагат-ми, подбор антонимов, согласование сущ-х с числит-ми.

Правописание ШИ.

День защитников Отечества.

Беседа на тему «День защитника Отечества»

4

Р,

Р-Рь

Твердые и мягкие согласные. Звуко-слоговой анализ слов ПОВАР,ТОКАРЬ.Упражнения с разрезной азбукой.

Согласование сущ-х с прилаг-ми. Образование мн.ч. сущ-х, подбор родственных слов

Профессии.

Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам логопеда.

МАРТ

1

Р-Л,

Рь-Ль

Закрепление артикуляции и различение звуков, чтение и печатание слов, предложений. Преобразование слогов и слов.

Согласование прилаг-х с сущ-ми в роде и числе, образование притяжат-х прилаг-х и согласов-ие их с сущ-ми, образование сущ-х с уменьшит-ласкат-ми суф-сами.

Международный женский день.

Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетн. карт. с придумыванием предметов и последующих событий.

2

Ж,

Ж-З,

Ж-Ш

Упражнение с разрезной азбукой. Чтение и печатание слов.

Родственные слова.

Правописание ЖИ-ШИ.

 

 Весна.

Составление рассказа «Пришла весна» по серии сюжетных картин.

3

Ц

С-Ц

Составление схем слов со стечением согласных, Чтение и печатание.

Подбор глаголов к слову РЫБА, образование сущ-ых с увеличительными суф-сами –ИЩЕ, -ИЩА.

Рыбы.

Составление описательного рассказа «Щука»

4

Ч,

Ч-ТЬ,

Ч-Сь

Упражнения с разрезной азбукой.

Твердые и мягкие согласные.

Закрепление умения употреблять падежные окончания сущ-х в ед. и мн.ч.; образование притяжательн-х и относительных прилаг-х от сущ-х по теме, уточнение значения предлогов места.

Комнатные растения.

Составление рассказа-описания «Мой любимый цветок»

АПРЕЛЬ

1

Ю

Упражнения с разрезной азбукой.

Твердые и мягкие согласные

Словообразование сущ-х мужского рода (по их занятиям, профессиям). Сложноподчиненные предложения. Притяжательные прилагательные.

Мордовская народная культура и традиции.

Беседа  «Традиции малой Родины»

2

Ф-В

Звонкие и глухие  согласные.

Чтение, печатание.

Ударение.

Глагол ХОТЕТЬ. Приставочные глаголы движения (ЛЕТЕТЬ).

Космос.

Составление рассказа по графическому плану «Путешествие к загадочной планете»

3

Щ,

Щ-Сь

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схема предложения.

Предложения с однородными членами. Распространение предложений. Предлоги ЗА, ДО, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, ПО, НАД.

Мой город. Моя улица.

Рассказ «Дети на улице»

4

Щ-Ч,

Щ-Ть

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схема предложения.

Согласование сущ-х с числит-ми, образование и употребление в речи глаголов с разными приставками.

ПДД

Беседа по сюжетной картине «Юный пешеход»

МАЙ

1

Щ-Ч-Ть-Сь,

Щ-Ш

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схема предложения.

Составление вопросов к прочитанному тексту

Насекомые

2

Шипящие и свистящие звуки

Работа над техникой чтения.

Образование сложных слов. Распространение предложений.

День Победы

3

Мягкие и твердые согласные

Работа над техникой чтения.

Образование сложных слов. Распространение предложений.

Скоро лето

4

Мониторинг

5



Предварительный просмотр:

Речевые игры с ребенком дома.

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

фантазировать, сочинять, придумывать

— вот, что необходимо ребенку».

Джанни Родари

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит

развитие ребенка.

• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка.

  Речевые игры не требуют много времени и особой подготовки. Играть в слова можно пока вы одеваете ребенка, во время прогулки, когда идёте в детский сад, сидите в очереди на прием к педиатру, готовите обед или ложитесь спать. Переоценить значимость речевых игр для развития ребёнка невозможно. Они развивают не только речь, но и мышление, фантазию, быстроту реакции, память и другие психические процессы. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

Примеры речевых игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях:

"Отгадай предмет по названию его частей".

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).                                                        

      "Скажи наоборот".
Белый-...(чёрный), светлый-...(тёмный), длинный-...(короткий), день-...(ночь), вчера-...(завтра), тепло-...(холодно) и т.д.
"Кто что делает?"
лает...(собака), мычит...(корова), жужжит...(пчела) и т.д.
 "Кто больше?"
По очереди взрослый и ребенок называют по одному предмету одежды или посуды, насекомых или животных,
фрукты, овощи, растения(цветы, деревья,...), то есть любые обобщающие понятия.
"Загадки".
Придумываем загадки про разные предметы. Сначала придумывает взрослый, ребёнок отгадывает, затем наоборот.
Например: дом охраняет, чужих кусает.
Не обязательно, чтобы загадка была в рифму, главное, чтобы было интересно и вам и ребёнку.                                                                                                        

      "Да и нет не говори".
По очереди задаёте друг другу вопросы, нельзя отвечать словами «да» и «нет». Если сказал «да» или «нет» - проиграл. Например: « Ты сегодня в хорошем настроении?»; « После детского сада мы идём домой?»
 "Что я вижу".
Рассказываете друг другу, что вы видите сейчас.
Например: «Я вижу деревья, покрытые снегом».
«А я вижу, что по дороге едет легковой автомобиль». Главное, чтобы в предложении было несколько слов, а не одно.
 "Чья мама?".
Называете животное, ребёнок должен назвать его детёныша или, наоборот, вы называете детёныша, а ребёнок должен назвать его маму.
Например: телёнок, ягнёнок, цыплёнок, бегемотик, попугайчик, воробьишка, поросёнок, лягушонок, …
 "Кто где живёт?"
Называете животное, ребёнок должен сказать, где оно живёт.
Например: акула ( в море), щука ( в реке), корова ( в хлеву), верблюд ( в пустыне), пингвин ( в Антарктиде),белый медведь ( на севере), лев ( в Африке).                                                                  

          "Что мы видим во дворе?" 

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте всё увиденное в деталях.                                                                                     Например:"Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию связной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?   Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнениюсловарного запаса. Что мы будем делать завтра?                

                         "Профессии"               

    С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность. Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша:"Кто ты?" Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например:"Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны. Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как: Как называется человек этой профессии на картинке? Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму? Чем занимается человек на этой работе? Где он работает?                                   Какие инструменты ему необходимы в этой профессии? Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?

Например, можно рассказать о нужной профессии врача. Что врач одет в белый халат это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врача нужна для того,чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.    

   "Давай поговорим"                             

Является обычной беседой на бытовые темы. Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной? В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы, как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, не контекстные, не связанные с общей темой.              

 "Повтори скороговорку"

 Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они поз-воляют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.                            

   " Выучи стихотворение" Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи. Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.                                                                  

  "А что было дальше?" В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:            

— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче. Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!

— Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)

"Кто что умеет делать?".

 Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть.) .

 

  Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, —и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В какие игры можно играть с ребенком дома"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей «Как играть в математические игры с ребенком дома»

Консультация для родителей«Как играть в математические игры с ребенком дома»Дорогие родители!Ваш ребенок посещает наш детский сад, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знан...

Родителям на заметку: в какие игры играть с ребенком дома?

Материал содержит рекомендации для родителей...

Консультация для родителей. Тема: "Как играть в математические игры с ребенком дома"

Дорогие родители!Ваш ребенок посещает  детский сад, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома....

Практические советы для родителей «Играем вместе! Подвижные игры с ребенком дома и на улице»

Практические советы для родителей«Играем вместе! Подвижные игры с ребенком дома и на улице»...

Практические советы для родителей «Играем вместе! Подвижные игры с ребенком дома и на улице»

Практические советы для родителей «Играем вместе! Подвижные игры с ребенком дома и на улице»...

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 21 "Музыкальные игры с ребенком дома".

Уважаемые родители! В этом занятии я предлагаю вам интересные музыкальные игры, в которые вы можете играть вместе с детьми дома. Игра-оптимальное средство, которое позволяет всесторонне влиять на разв...