Семинар практикум для родителей «Я готов к школе?»
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Амелякина Валентина Петровна

Семинар с презентаций для родителей будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_roditeley.doc49 КБ
Office presentation icon gotovim_k_shkole.ppt255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар практикум для родителей «Я готов к школе?»

(подготовительная группа)

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

    1.активизировать знания родителей о звуках и буквах;

    2.уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;

    3.тренировать навык дифференциации согласных по твердости-мягкости, глухости -                    звонкости;

    4.закреплять навык звукового анализа слова;

    5.развивать связную речь;

    6.воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

План семинара:

I. Теоретическая часть.

1. Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте.

2. Рекомендации по формированию готовности детей к обучению грамоте в домашних условиях.

II. Практическая часть.

1. Усвоение приемов звукобуквенного анализа слов, работа со звуковыми линейками, составление схемы слова.

2. Работа над слоговой структурой слова (деление слов на слоги, подбор двухсложных, трёхсложных, четырёхсложных слов по картине)

3. Составление предложений по опорным словам, графическим схемам предложения.

4. Выкладывание букв из палочек, нитей; узнавание букв на «ощупь»; «допечатывание» незаконченных букв.

Оборудование:

Раздаточный материал: сюжетные картинки, настольные доски, буквы, сигнальные квадраты (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков), графические схемы предложений, счётные палочки, нити на бархатной бумаге.  

Демонстрационный материал: использование мультимедийной презентации, сюжетные картины, практическая литература, памятка.

Ход семинара – практикума.

I. Теоретическая часть.

Вступительная беседа.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

-сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

-сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

-готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:

-знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

-умение работать со схемой слова, разрезной азбукой

-владение навыками послогового чтения.

Как вы считаете, необходимо ли обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста в детском саду и почему?

Требования начальной школы стали выше;

Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а также от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях. В результате родители понимают, что в обучении грамоте нет ничего сложного.

II. Практическая часть.

Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.

Речь бывает: устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений.

Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из слогов.

Слоги состоят из звуков.

Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

 В каждом слове слышим звуки.

 Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

 Гласные тянутся в песенке звонкой,

 Могут заплакать и закричать.

 В тёмном лесу

 Могут звать и аукать

 И в колыбельке Алёнку баюкать,

 Но не желают свистеть и ворчать.

 А согласные согласны

 Шелестеть, шептать, скрипеть,

 Даже фыркать и шипеть,

 Но не хочется им петь".

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки  обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.  

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].

Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].

Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).

Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!!!

И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:

1. В начале слова (юг, яма, Емеля);

2. После гласных (заявка, приют, Пелагея);  а могут обозначать один звук, после согласного.

3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].

Звуки на письме обозначаем буквами.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

-написать букву в воздухе, на столе;

-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

-выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;

-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

вылепить из пластилина, теста;

написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Деление слов на слоги.

Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. слайд

Сколько в слове гласных столько и слогов-это знает каждый из учеников!

Задание:

1. Подбор слов к схеме: схема из 2,3,4 слогов (сюжетная картина).

2. «Собери слово»

Карточки со слогами: –ра-, -ка-, вай (каравай), -ха-, -му- (муха)

 Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Задание:

1. Составление предложений по опорной картине из 2, 3, 4, 5 слов.

2. Составление предложения по схеме (индивидуально). И наоборот составление графической схемы.

3. Работа с деформированными предложениями.

Подготовка к письму.

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку

(ручку держим тремя пальцами – большим, указательным и средним – щепоть), ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую руку), развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь.

Игра «Определи букву на ощупь» (в паре)

Игры с буквами в домашних условиях: «Допиши недостающий элемент буквы», «Зашумленные буквы», «Переверни букву», «Спрятавшиеся буквы»

Игры со звуками: «Кто больше назовёт слов начинающихся на…», «Дружные звуки» (прибежали дружно звуки и друг другу дали руки: У, Ж, И).

«Доскажи слово», «Звук потерялся», «Где спрятался звук в слове?

Рекомендации по обучению грамоте детей.

1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь.

2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.

3. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.

4. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т.е. так, как звучит звук.

5. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.

6. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.

7. Максимальная продолжительность занятий для 6-7летних детей составляет 30-35 минут.

8. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

9. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.

Вооруженные всеми этими знаниями и умениями вы легче осилите дорогу к школе. Это поможет вам избежать ошибок при чтении и письме.

И главное, помните – все чему вы научите ребенка, а главное, все чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СКОРО В ШКОЛУ»

Слайд 2

Подготовка к школьному обучению - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

Слайд 3

Что надо сделать, чтобы ребенок попал в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом положительные эмоции?

Слайд 4

Тест «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу?» 10 и более баллов – необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дать ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием, поиграйте в школу. Если у ребенка высокий уровень тревожности обратить к специалисту 10 баллов – вы не уверены в успехе ребенка и это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с педагогом. Это поможет вам правильно подготовить ребенка к школе 4 и менее баллов – вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для вас – не будьте беспечны и невнимательны

Слайд 5

Школьная готовность Физическая Педагогическая Психологическая Мотивационная Коммуникативная Эмоционально-волевая Интеллектуальная

Слайд 6

Физическая готовность закаливающие процедуры, упражнения по укреплению зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки; развитие мелких мышц кисти

Слайд 7

Мотивационная готовность Желание ребенком принять новую социальную роль; Адекватная самооценка (понимание своих удач и промахов)

Слайд 8

Как вы считаете, желание пойти учиться в школу и желание учиться – это одно и тоже или разные понятия?

Слайд 9

Интеллектуальная готовность Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Уровень развития памяти, внимания, мышления, воображения, запас конкретных знаний, кругозора

Слайд 10

Эмоционально-волевая готовность радостное ожидание начало обучения; развитые нравственные, эстетические чувства; сформированы свойства личности (сочувствие, сопереживание); умение управлять своим поведением.

Слайд 11

Коммуникативная готовность Умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, т.е. качества обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию

Слайд 12

Возрастные показатели психологической готовности шестилетних детей к школьному обучению Интеллектуальное развитие Произвольность (саморегуляция) Личностное развитие Показатели сформированности учебной деятельности

Слайд 13

Показатели интеллектуального развития правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности; - воспринимает дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому, умеет анализировать предложенный образец; - в уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях; - при выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей; - владеет развернутой речью, передающей отвлеченную от данной ситуации информацию; развита монологическая речь; умеет рассуждать, высказывать свои соображения; - запоминает учебный материал, понимая его содержание; - начинает использовать известные и изобретенные им самим способы запоминания и осознавать их; - решает познавательные задачи на наглядно-образном или словесно-логическом уровнях; - при решении познавательных задач использует мыслительные действия обобщения, классификации, схематизации, моделирования; - проявляется способность понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания; - происходит постепенный переход от эгоцентризма к децентрализации (способность видеть предметы и явления с разных позиций); - решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане, который способствует пониманию условий задач.

Слайд 14

П оказатели произвольности (саморегуляции): организует и контролирует свою двигательную активность; самостоятельно выполняет ряд последовательных действий; действует по заданному наглядному образцу; действует по письменной инструкции взрослого; подчиняет свои действия правилу; в ситуации выбора отдает предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого.

Слайд 15

Показатели личностного развития сформирована иерархия познавательных, учебных, игровых и коммуникативных мотивов; - в ситуации выбора отдает предпочтение учебным, игровым мотивам; - сформированы: положительное отношение к школе; отношение к себе как школьнику; ко взрослому как учителю (способность понять взрослого в качестве учителя, требованиям которого он подчиняется); - наблюдается критичность к своим возможностям и усилиям, прилагаемым для достижения результата; - наблюдается проявление адекватной, объективной оценки собственных возможностей, деятельности и ее результатов; - появляется способность к общению кооперативно-соревновательного типа и содержательной коммуникации, позволяющей понимать и учитывать действия и позиции партнеров-сверстников; - пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях; - обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми; - эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся.

Слайд 16

Показатели сформированности учебной деятельности: умение слушать и слышать, внимательно и точно выполнять последовательные указания педагога; умение осмыслить учебный материал, выделять в нем главное, самостоятельно действовать по заданию педагога; умение ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая влияние побочных, отвлекающих факторов, использовать простейшие приемы выделения отношений и зависимостей в предметах и явлениях окружающей действительности; умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и ее результатов; умение оценивать результаты, исходя из предложенных педагогом критериев; развиты тонкие движения рук и зрительно-моторная координация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для родителей «Я готов к школе?»

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте...

Семинар-практикум для родителей "Я готов к школе?"

Семинар-практикум для родителей детей подготовительной группы. Родителям предложены в игровой форме различные методы и приёмы по формированию у детей навыков звукового и слогового анализа и синтеза, а...

Семинар практикум для родителей " Я готов к школе?"

уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте....

Семинар практикум для родителей " Я готов к школе?"

уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте....

Семинар практикум для родителей «Я готов к школе?»

активизировать знания родителей о звуках и буквах;уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;тренировать навык дифференциации согласных по твердости — ...

Семинар-практикум для родителей «Я готов к школе?» (подготовительная группа)

Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей «Я готов к школе?» (подготовительная группа)

Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте....