Главные вкладки

    Из опыта работы «Работа с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста"
    методическая разработка (старшая группа)

    Соколова Елена Викторовна

    Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_s_semey.docx18.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей» (из опыта работы)

    Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна,  требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.    Доступно ли малышам чувство гражданственности и патриотизма? Можно с уверенностью сказать: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к Родине. А это и есть начало патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания.

    Чувство Родины  начинается у ребенка с отношения к семье, к самым  близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

    Главная задача  -  зажечь в детских душах искорку любви к истории и культуре русского народа, природе родного края, близким людям, дому, улице, на которой он живет,

    детскому саду, городу; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

    Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Обязательное требование данной работы – добровольность участия каждого.

    В организации работы с родителями можно применить следующие виды работы:

    КОЛЛЕКТИВНЫЕ:

    - родительские собрания;  групповые тематические консультации;  родительские конференции;  круглые столы; дни открытых дверей с просмотром народных игр;  показы открытых занятий; приглашение на просмотр утренников и развлечений с детьми;  мастер - класс педагогов и родителей;  тренинги; семейные клубы; «родительская почта»;  различные кружки, например, «Очумелые ручки», где родители и дети занимаются различными видами рукоделий;  участие в различных  выставках работ, в конкурсах;  участие в проектной деятельности; участие в подготовке костюмов для праздников.


    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:

    -беседы; консультации; посещение семьи ребенка;

    НАГЛЯДНО - ИНФОРМАЦИОННЫЕ:

    -    родительские уголки; информационные стенды; памятки; библиотека специальной литературы по данной проблеме; библиотека игр; видеотека, аудиотека; фотомонтажи, фотовыставки.

        - также можно использовать анкетирование, тестирование, различные опросники (для правильной организации индивидуальной работы с ребенком и пожеланий родителей).

    Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. На родительских собраниях очень важна атмосфера дружеского взаимопонимания между родителями и воспитателем.

    ДОСУГОВОЕ направление самое привлекательное, востребованное и полезное. Оно является одним из трудных в организации работы с родителями. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях.

    В группе мы провели первое  мероприятие «Наша дружная семья». В преддверии   этого мероприятия был оформлен фотоколлаж.  Дети были очень рады увидеть себя вместе со своими родителями, делились  впечатлениями между собой.

    Было страшновато проводить первый семейный праздник: дети маленькие, родители малознакомы. Но все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители отнеслись настороженно. Цель встречи -  развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения их в совместную деятельность, обогатить их отношения через эмоциональное общение.  Все мероприятие было построено на играх родитель-ребенок. А какой восторг вызвали у всех присутствующих стихи, прочитанные папами для мам!

    Родители чувствовали себя хорошими родителями, поскольку внесли свой вклад в обучение детей. А дети были горды за своих мам и пап, которые, оказывается, так много знают и умеют.

    Так же был проведен досуг для мам, который  доставил всем много радостных и волнующих минут.  Мамы, бабушки и дети приняли самое активное участие в играх, конкурсах, в чтении стихов. Взрослые творчески подошли к выполнению заданий. Родители гордились своими детьми,  дети были приятно удивлены талантами своих мам и бабушек. А мы были рады желаниям родителей сотрудничать с нами.  За несколько дней до мероприятия, была  оформлена выставка детских работ «Милой мамочки портрет». Дети не только нарисовали портреты, но и рассказали, за что они любят свою маму.

    Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. Родители – самые близкие и дорогие люди! И как бы нам не было тяжело организовывать на утренниках совместные игры, номера с родителями и детьми, делать это нужно как можно больше. Потому что родители видят, что дети гордятся ими, детям хочется больше петь, танцевать, играть совместно с родителями, ведь пройдут годы, дети забудут песни, стихи, которые были на утренниках, но в их памяти сохранится тепло общения, радость, сопереживание.

     Участие семей в различных конкурсах  не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Главное, нужно  привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках,  чтобы они не остались равнодушными,  а принялись вместе с детьми рисовать, изготавливать интересные поделки, собирать фотографии. Родители нашей группы принимали участие в таких конкурсах, как «Дары осени», «Новогодняя игрушка своими руками», «Снежная карусель»,  конкурс на лучшую кормушку, где занимали призовые места.  Результат совместного творчества детей и взрослых способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

    Как было уже сказано выше, любовь к Родине  рождается из чувств любви к своей семье.

    Большое значение в этом плане имеют семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников истории и культуры, а  на основе увиденного - организация выставок и стендов.

    Когда мы начали работу над темой «Моя семья – моя маленькая Родина», цель которого воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свой дом, близких ему людей, то попросили сделать одну семью небольшой фотоотчет о прогулках по нашему городу. Увидев это, многие родители изъявили желание провести экскурсии к достопримечательностям города со своей семьей.

    А мы, в свою очередь, подготовили материал к индивидуальным консультациям: «Готовимся к прогулкам и путешествиям по родному городу» и «Познакомьте ребенка с родным городом». Во время экскурсий по городу у родителей появилась возможность завлечь и заинтересовать детей личным примером, а дети обогатились новыми впечатлениями о своем городе.

    Огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,  участников ВОВ, их фронтовых и трудовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д.

      Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили, потому что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.  С этой целью в нашей группе был организован стенд «Наши защитники», приуроченный к празднику 9 Мая.

    Работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, проведение фольклорных праздников, таких как «У семейного очага», «Игры да потехи», «Молодецкие забавы» и  т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды (рождественские посиделки, праздник Масленицы, День Семьи, Любви и Верности) – все  это безусловно приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

    В группе, учитывая занятость родителей, можно использовать такую формы общения с семьей, как «Родительская почта» - любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

    Мы стремимся, чтобы детям в группе было хорошо и уютно, поэтому организуются «Дни добрых дел» - ремонт мебели в группе и игрушек, помощь в создании предметно-развивающей среды.  

     Хотелось бы  сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями: каждый человек, сделав какую либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих родителей при любом удобном случае. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности за инициативность, ответственность, за активность участников всех дел в группе.

    Родители детей нашей группы проявляют неподдельный интерес ко всем мероприятиям, проходящим в детском саду, стараются оказать посильную помощь нам, воспитателям, участвуют в конкурсах и придают своей работе неповторимость, отличительную особенность, характерную для данной семьи.

    Таким образом, сотрудничество с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к семейным и народным традициям, приобщает детей к истории края, своего народа, воспитывает любовь к Родине.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Советы для родителей по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

    Материа для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста.  Статья затрагивает условия формирования осознанного послушания, правильного, уважительног...

    Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.

    Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....

    Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

    laquo;Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке...

    Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

    Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедли...