Главные вкладки

    Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику у детей"
    консультация (младшая группа) на тему

    Лужина Анна

    Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на развитие мелкой моторики тренируют память, воображение, координацию и развивают творческие способности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Развиваем мелкую моторику детей»

    Чем больше уверенности в движении детской руки,

    тем ярче речь ребенка,

     чем больше мастерства в детской руке,

    тем ребенок умнее"

    В. А. Сухомлинский 

    Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на развитие мелкой моторики тренируют память, воображение, координацию и развивают творческие способности.

         Когда начинать заниматься? Практически с самого рождения! Уже у новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а массаж этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а также и соседние зоны.

          Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает  «Сороку-Белобоку»  и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы. Дети постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для самых маленьких), лепят из теста или пластилина, конструируют.  Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.

     А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих  мастеров? – спросите вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. 

    Так давайте займемся домашними делами вместе с детьми

    Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как:

    • перемотка ниток;
    • уход за срезанными и живыми цветами;
    • чистка металла;
    • водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
    • собирание разрезных картинок;
    • разбор круп и так далее;
    • Застёгивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
    • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке;
    • Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. Д;
    • Нанизывание бус и пуговиц;
    • Плетение косичек из ниток, венков из цветов;
    • Очищать мандарины;
    • Переливать из кружки в кружку воду;
    • Подметать пол;

    Так же нельзя забывать и об играх с детьми:

    • Лепка из глины и пластилина
    • Рисование или раскрашивание
    • Изготовление поделок из бумаги
    • Конструирование
    • Игры в мяч, с кубиками, мозаикой
    • Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета
    • «Работа с шариками»

    Оборудование: Шары различных размеров, коробка.

    Содержание: Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.

    • «Работа с кубиками»

    Оборудование: Кубики.

    Содержание: Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

    Дорожка - выкладывание в ряд несколько кубиков.

    Заборчик - выкладывание на ребро нескольких кубиков.

    Скамеечка - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

    Столик - поперечная планка накладывается на один кубик.

    Ворота - кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

    • «Работа с матрешками, пирамидками»

    Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки разных размеров.

    Содержание: На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно:

    - собрать пирамиду из 5 колец;

    - собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;

    - собрать одну матрешку из 4-5.

    • «Работа со шнуровкой»

    Оборудование: Шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки.

    Содержание: В карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка:

    • протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;
    • протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;
    • выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

    Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы было удобно манипулировать шнурком.

    Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.

    • «Работа с пульверизатором»

    Оборудование: Пульверизатор, ватка.

    Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

    Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

    Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

    Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

    Консультация "Способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

    Материал иожет быть использован для выступления на педагогических советах и как консультация для родителей....

    Консультации для родителей по развитию мелкой моторики у детей. «Крупная польза мелкой моторики».

    Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движе...

    Консультация:«Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи»

    Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук...

    Консультация "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

    Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...