Консультация для родителей «Исследовательская деятельность дошкольников в природе»
консультация (младшая группа) на тему

Закалина Тамара Эдуардовна

Дети по природе своей - исследователи. «Почему пожелтели листья? Куда течет ручей? Зачем черепахе панцирь?» - эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир - одна из основных задач воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_detey.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Исследовательская деятельность дошкольников в природе»

Дети по природе своей - исследователи. «Почему пожелтели листья? Куда течет ручей? Зачем черепахе панцирь?» - эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир - одна из основных задач воспитателя.

Ознакомление детей с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности ребенка. Современные дети - более раскрепощенные, самостоятельные, поэтому и методы работы с ними меняются. Вербальные формы обучения уступают место экспериментированию, где у ребенка задействованы все органы чувств. В процессе исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это неопасно. А вот что является безопасным, что можно брать в руки и что не причинит вред здоровью - малышу определить трудно. Тут - то и нужна помощь взрослого.

При организации исследовательской деятельности с детьми воспитатель ставит следующие задачи.

1. Формирование у детей представлений об окружающей природе. Развитие способности видеть многообразие мира в системе взаимозависимостей, что в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

2. Развитие собственного познавательного опыта при использовании наглядных средств(символов, условных образов, моделей).

3. поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, критичности.

Исследовательская деятельность может включаться в следующие формы работы сдетьми:

- познавательное занятие;

- совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты) в уголке «мини - лаборатория»;

- занятия по труду в уголке природы и на участке;

- игры - эксперименты и дидактические игры;

- художественно - продуктивная деятельность;

- экскурсии на природе.

- Наш опыт показывает, что для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы необходимо создать условия для организацииисследовательской деятельности в группе детского сада. Основные требования при создании развивающей среды в группе - безопасность, соответствие возрасту и доступность для детей. Уголок экспериментирования в группе дожжен включать«центр воды и песка»;«мини - лабораторию» с необходимым оборудованием и природным бросовым материалом; схемы - модели алгоритмов проведения опытов; коллекции камней, песка, растений. Можно посоветовать создать информационную копилку для воспитателей иродителей: «Детские вопросы и ответы»; картотеку «Опыты и эксперименты» по возрастам; подготовить альбомы с фотографиями, аудио- и видеокассеты, дидактические игры.

- Воспитатель на занятиях использует различные методы и приемы подачи материала по принципу «от простого к сложному». Уже в младшем возрасте детям предлагается не только рассмотреть объект, но и попробовать его руками, потрясти, понюхать. Воспитатель использует отдельные поисковые действия. Например, входе наблюдения за кошкой, чтобы показать, какой корм ей требуется, предлагает положить перед животным рыбку, конфету, поставить миску с молоком. Очень важно, чтобы дети при проведении опыта были активными участниками, поэтому они сами должны положить корм для кошки, выбрать место. Куда поставить миску. После наблюдения воспитатель задает детям вопрос«Что ест кошка?»При обсуждении результатов опыта он подводит их к самостоятельным выводам.

- Большая роль отводится играм-экспериментам. Например, в теплое время года на прогулке воспитатель проводит игры с песком. Свои действия он комментирует«Песок мелкий, сухой - сыплется, а из мокрого можно делать пирожки». Так в процессе игры малыши знакомятся со свойствами песка. Это вызывает у детей интерес к исследованию природного мира.

- Работу с детьми по исследованию окружающей природы можно представить в идее схемы.

- Воспитатель выслушивает мнение каждого ребенка, а затем совместно с детьми принимает общее решение.

- Руководя исследовательской деятельностью, воспитатель создает специальные условия для решения познавательной задачи, чтобы дать возможность творческому самовыражении ребенка.

Автор: Воспитатель

Закалина Т.Э.