Консультация для родителей "Учите ребенка правильно говорить"
консультация на тему

В данной консультации представлены практические материалы для развития у детей правильного звукопроизношения ( игры, стихи, чистоговорки, упражнения) в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      УЧИТЕ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ!

            Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости в школе. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не приводит к положительному результату, а иногда ведёт к тому, что малыш старается не употреблять его, заменяя другим, или вообще отказывается говорить, замыкается. Овладение ребёнком речью успешнее идёт тогда, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье.
   
     Работа над правильным звукопроизношением проводится в три этапа.
I    Вызывание звука или уточнение произнесения изолированного звука.
II   Правильное чёткое произношение звука в слогах и словах.
III  Правильное чёткое произношение звука во фразовой речи.

    Для вызывания звука используют картинки-символы, например, на «з» - картинка с изображением комара, «ж» - жука, «с» - насоса или крана и т.д. Для правильного чёткого произношения отдельного звука используются длительное произношение звука (если его можно тянуть) или многократное повторение его с привлечением внимания к правильной артикуляции.
    Для отработки звука в словах и фразах используют картинки с изображением предметов, в названии которых есть заданный звук, чистоговорки, стихи, короткие рассказы.

                       





                             С
     
При произнесении звука: губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами, посередине языка узкая щель в форме желобка, по ней идёт струя холодного воздуха (поднести ко рту тыльную сторону ладони).

Упражнение «Насос».
Предложить ребёнку накачать шины на велосипеде, чтобы покататься. Подражая действию насоса,накачать шины, длительно произнося звук «с».

Игра «Магазин».
На столе-прилавке игрушки и предметы, но «купить» можно только то, в названии чего есть звук «с». Произносить название надо так, чтобы хорошо слышался звук «с».

Практический материал.
«Са-са-са,в лесу бегает лиса», «Со-со-со,у Вовы колесо», «Су-су-су, тихо осенью в лесу», «Ас-ас-ас,у нас свет погас», «Ос-ос-ос,на поляне много ос», «Усь-усь-усь, на лугу пасётся гусь».
«У осы не усы,а усики». «Коси коса,пока роса». «У маленькой Сани сани едут сами». «Спал спокойно сытый сом. Видел сладкий-сладкий сон». «Сыпься, сыпься снег,снег. Посыпай всех,всех». «Мы сидим на лесенке, и поём мы песенки». А.Барто «Самолёт».
           

                                         Ч

При произнесении звука: губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние резцы, посередине языка идёт сильная воздушная струя.

Игра «Что нужно»
Для игры приготовлены картинки или предметы. Взрослый говорит: «Для чашки нужно...», ребёнок берёт картинку с блюдцем  и говорит: «блюдце». Взрослый: «Портному для работы нужны...», ребёнок: «ножницы». И т. д.

Практический материал.
«Цо-цо-цо, на руке кольцо». «Цы-цы-цы, поспели огурцы». «Ец-ец-ец, очень вкусный огурец». «У кольца нет конца». «Бегают две курицы прямо по улице». «Цапля, стоя на крыльце, написала букву «ц»». «Забрели к нам в детский сад двенадцать маленьких цыплят. Привела их с улицы беленькая курица».
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыплёнок — то умница!
Молодец, удалец,
Очень ценный птенец!



                             Ш

При произнесении звука: губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к нёбу и образует с ним щель, края языка прижаты к боковым зубам, посередине языка идёт тёплая воздушная струя.

Игра «Лес шумит».
Ребёнок поднимает руки вверх как веточки у деревьев и шумит, как деревья, когда их качает ветер «ш-ш-ш-ш-ш-ш...».
Игра «Угадай, что в руке»
Ребёнок смотрит на набор предметов, игрушек, в названиях которых есть звук «ш» и отворачивается. Ему в руки (держит за спиной) дают один из предметов, а он наощупь определяет и называет его.
Практический материал.
«Шапка да шубка, вот и весь Мишутка». «Пыхтит как пышка наш пухлый мишка». «Смешные шутки у Мишутки». «Ша-ша-ша, мама моет малыша». «Шу-шу-шу, я письмо пишу». «Шо-шо-шо, очень хорошо». «Аш-аш-аш, у Вовы карандаш». «Не найду я ушки у нашей лягушки». «Тише мыши, кот на крыше, а котята ещё выше».

                                                       Ж

При произнесении звука: губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к переднему краю твёрдого нёба и образует с ним щель, края языка прижаты к боковым зубам, посередине языка идёт тёплая струя, голосовые связки напряжены, колеблются и дают голос.
Игра «Пчёлки собирают мёд».
Нарисованные цветы (ромашки,васильки,тюльпаны и др.) расположены в разных частях комнаты или двора. Ребёнок,изображая пчелу, «летает» вокруг цветов и жужжит.

Упражнение «Жук жужжит».
Ребёнок вспоминает,как жужжит жук, и подражает ему. (обращать внимание на наличие тёплой струи)

Практический материал.
«Жа-жа-жа, есть иголки у ежа». «Жу-жу-жу, молоко дадим ежу». « У ежа ежата, у ужа ужата». «Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему поможет». «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот». «С утра жужжу, цветы бужу.Кружу,гужу,и мёд вожу». «Я над речкою лежу,оба берега держу»