Консультация для родителей Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребенка
консультация (средняя группа) на тему

Васильева Наталья Валерьевна

В статье содержатся материалы для родителей по проблеме "Значение сюжетно-ролевой игры для развития  ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребенка

В современном обществе всё больше детей и подростков испытывают трудности в общении и взаимодействии с другими людьми.

Причины этого  в том числе и в том, что дети не играют или мало играют   в коллективные совместные игры. Их заменяют всевозможные электронные, виртуальные  игры.

У современных детей большое количество игрушек, но играя в одиночестве, ребенок не получает опыта живого взаимодействия с другими людьми.

Исчезает дворовая игровая культура, когда младшие учатся  играть у более старших детей и усваивают игровую культуру естественным путем.

 Маленькое количество  (1-2) детей в современных семьях также является причиной того,  дети лишены возможности полноценно играть.

К сожалению, современные молодые  родители уже не откликается сердцем на игру, так как и сами они в  своём детстве не получили необходимый игровой опыт.

Таким образом, живая детская игра  в современном мире находится под угрозой исчезновения.

Организация ЮНЕСКО провела исследование «Дети и игра: теоретический подход и методы обучения».  Вот какие выводы сделали исследователи:

1. Здоровье ребенка – это ваше умение играть. Игра напрямую связана со здоровьем ребенка. Здоровье ребенка – это состояние социального, физического умственного, эмоционального  благополучия. Отсутствие живой игры, радости общения ведет к физическим болезням.

2. Дети, которые полностью предоставлены сами себе, теряют способность к игре.

3. Решающее значение имеет отношение взрослых  к игре. Отрицательно настроенные к игре родители или педагоги сводят «на нет» игровую деятельность детей.

4. Дошкольники и младшие школьники должны быть погружены в живую игру.  Детская «недоигранность» ведет в  дальнейшем к увлечению азартными и компьютерными играми.

Игра развивает творческое начало в  ребенке. Яркий творческий человек – это человек с развитыми игровыми способностями. А вот человеку, который полноценно не играл в детстве, будет очень трудно проявить творчество в любой сфере жизни.

В детском саду педагоги создают детям условия для игры.  Малышам помогают распределить роли, при этом главную роль педагог берет на себя, ведёт игру. Старшим дошкольникам педагог предоставляет организовать и вести игру самостоятельно, наблюдая за играющими детьми со стороны, направляя и поддерживая игру по мере необходимости.

Почему дети дошкольного возраста так любят играть в «Семью», в «Больницу»,  в «Магазин», «Парикмахерскую»  и  другие сюжетно-ролевые игры?

Сюжетно-ролевая игра дает детям урок социализации.

Сюжетно-ролевая  игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Как строится сюжетно-ролевая игра?

Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт, познает окружающий мир. В игре  развиваются  мышление ребенка, его чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Для того чтобы отобразить в игре, какие-либо стороны жизни, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью взрослых.

         Поэтому родителям необходимо постоянно обогащать жизненный опыт детей (бывать с детьми в цирке, театре, в музеях, в турпоходе, парикмахерской, аптеке, ветеринарной клинике, в транспорте и т.д.).  

        Необходимо  быть для детей примером и образцом поведения в семье, в общественных местах, в разных жизненных ситуациях. Ведь дети зеркально отражают в играх модели поведения своих родителей.

Например в игре в «Семью» одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая - краситься перед зеркалом и говорить по телефону, третья - постоянно стирать и готовить, четвертая - читать детям книжки и заниматься с ними и т. п. Все эти варианты отражают то, что впитывает ребенок  из окружающей его  жизни.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том,  что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствам изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

Выводы: на родителях и педагогах  лежит большая ответственность: научить детей играть друг с другом,  поддерживать их стремление к игре, давать им стимулы к игре, обогащать их жизненный опыт, который они будут воплощать в игре.

Родителям  нужно стать партнерами ребенку  по сюжетно-ролевым играм,  искать возможность общения ребенка с другими детьми разного возраста, дать детям  возможность наиграться.