Практикум для родителей на тему «Домашняя игротека»
консультация (старшая группа) на тему

Махалкина Ольга Георгиевна

Цель практикума:  Развивать у родителей интерес к совместным играм с детьми; формировать понятие о возможности игры как средства для развития познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnyaya_igroteka.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей на тему

«Домашняя игротека»

Подготовила:

Пелагог-психолог Махалкина О.Г.

Цель практикума:  Развивать у родителей интерес к совместным играм с детьми; формировать понятие о возможности игры как средства для развития познавательной деятельности.

                                             «Игра имеет важное значение в жизни  

ребенка…Каков ребенок в игре,

таким во  многом он будет в работе, когда  вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит прежде всего в игре…»

А.С.Макаренко.

Упражнение «Приветствие».

   Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады видеть вас снова в нашем дошкольном учреждении. И сегодня в рамках родительского клуба мы познакомим вас с играми, в которые вы можете играть с детьми дома. Надеемся, что наша сегодняшняя встреча будет для вас полезной.

А сейчас, я предлагаю вам встать в круг. Родители и педагог встают в круг. Ведущий касается открытыми ладонями ладоней стоящего рядом, при этом называя свое имя. Таким образом, все стоящие в круге родители имеют возможность друг с другом познакомиться.

      Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.

      У вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные действия, а основой их являются нервно-психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.

     Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. Главная цель - заинтересовать ребенка такой деятельностью. И даже если у малыша не с первого раза получается выполнить то или иное задание, ваш ребенок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.

     Но  все дети разные, семьи разные, условия развития разные. Для успешной подготовки к обучению в школе очень важны основные психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение, мышление, речь). А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот почему мы хотели бы заострить ваше внимание на этой проблеме.

     От родителей требуется одно - запомнить, что игра - это своеобразный ключ в их руках, ключ в организации воспитания и развития ребенка.

Сегодня мы познакомим вас с развивающими играми для детей. Эти игры направлены на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии. И сейчас речь пойдёт о развитии внимания и памяти.

Ведущий:

     Давайте вы уважаемые родители постараетесь вспомнить сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Заодно проверим ваше внимание. Если я говорю: «Зеленый» - вы топаете ногами; «Желтый» - хлопаете в ладоши; «Красный» - тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.

(Родители выполняют задание)

Ну вот, оказывается, даже взрослые иногда бывают недостаточно внимательны.     Существует много игр и упражнений, которые способствуют развитию внимания.  

       Как показывает практика, одной из актуальных проблем для обучения является проблема развития внимания. Рассмотрим, что такое внимание, каковы его виды и свойства.

     Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует.

       Объем внимания определяется тем, сколько объектов ребенок может воспринимать, охватить в короткий промежуток времени (4года-один объект; 6-7лет – три объекта).

Устойчивость внимания - это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Распределение внимания - это умение выполнить несколько видов деятельности одновременно.

Итак, давайте поиграем в игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях, для развития внимания вашего ребенка.

(Родители вместе с ведущим выполняют предложенные задания).

Игра «Что изменилось».

 Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

             

Игра «Четвертый лишний».

     Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

Игра «Нарисуй».

   Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция:

Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой ).

А также вы можете дома заниматься с ребенком:

-раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении)  и рисование элементарных узоров по образцу;

-выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу;

-играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».

Ведущий:

     Какие вы молодцы! А теперь речь пойдёт о развитии памяти.

     Человек получает за свою жизнь огромное количество информации. Однако большую половину узнанного забывает. Люди мирятся с этим, считая что «хорошая память либо есть, либо ее нет. И тут уж ничего не поделаешь». Но, оказывается, что это совсем не так.

Память - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все виды памяти.

       Таким образом, память это фундамент развития человека в целом, и если у ребенка с нарушениями в развитии есть отклонения в процессах памяти, наша с вами задача вести коррекционную работу на ее развитие.

     Мы предлагаем для вас несколько игр и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.

Игра «Картинки».

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

Инструкция:

Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды).А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

Игра «Игра в слова».

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция:

-Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….

Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

-мальчик устал

-девочка плачет

-папа читает

-мама готовит

-бабушка отдыхает

     Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

Игра  «Угадай, что я загадал?».

Цель: развивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это?

Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:

-заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т.п.

«Добавь словечко»; «Слушай и рисуй»

«Что изменилось?»; «Расставь точки»; «Нарисуй такой же предмет»

«Отгадай на ощупь»; «Чудесный мешочек».

     Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок.

     Итак, внимание и память можно и необходимо тренировать, вместе с тем необходимо учитывать, что нарушения этих психических процессов может быть связано с особенностями функционирования нервной системы ребенка (гиперактивность, ППЦНС и др.) или с его общим физическим состоянием.

Таким образом, хочется сказать, что самое главное - любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие, как в детском саду, так и дома.

Спасибо вам за работу. Вы были очень активны. Мы хотели бы предложить вам маленькую анкету, которая поможет в дальнейшем спланировать нашу работу.

До новой встречи.

В конце практикума родителям предлагают заполнить отклик-анкету с вопросами:

  • Ваше мнение о нашей встрече?
  • Что вас заинтересовало?
  • Что разочаровало?
  • Что бы вы еще хотели узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по теме "Домашние птицы"

Данный материал содержит рекомендации для родителей дошкольников по ознакомлению и закреплению лексической темы "Домашние птицы"...

Рекомендации для родителей по теме "Домашние животные"

Данный материал содержит рекомендации для родителей дошкольников по ознакомлению и закреплению лексической темы "Домашние животные"...

Рекомендации родителям. Лексическая тема- Домашние птицы.

Рекофмендуется родителям детей старшего и подготовительного возраста для формирования лексико-грамматического строя речи на примере лексической тнмы: "Домашние птицы"....

Задания для родителей по теме "Домашние животные".

Занимаясь с нашими детьми по этой теме, даем им знания: о названиях домашних животных; об их внешнем виде и отличительных особенностях; о том, кто и как за ними ухаживает; о том, чем их ко...

консультация родителей на тему "Домашние животные"

консультация родителей на тему "Домашние животные"...

Информационный листок для родителей по теме "Домашние животные"

Дети узнали, как и почему человек сделал животных домашними; вспомнили, как называют детенышей домашних животных. Поиграйте с ними, чтобы закрепить пройденный материал....

Консультация для родителей на тему "Домашние птицы"

В консультации представлен материал для закрепления лексико-грамматических категорий, развития мелкой моторики, активизации речевой деятельности....