Становление звуков речи у здоровых детей.
консультация на тему

Речью ребенок начинает овладевать в раннем возрасте. Для нормального еѐ развития необходима сохранность анатомического строения и двигательной функции артикуляционного аппарата, сохранность работы различных отделов мозга. Самым сензитивным периодом для психического развития ребенка является младенческий возраст (с рождения до года). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stanovlenie_zvukov_rechi.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Становление звуков речи у здоровых детей.

Речью ребенок начинает овладевать в раннем возрасте. Для нормального еѐ развития необходима сохранность анатомического строения и двигательной функции артикуляционного аппарата, сохранность работы различных отделов мозга. Самым сензитивным периодом для психического развития ребенка является младенческий возраст (с рождения до года). Именно в этом возрасте формируются предпосылки для развития речи ребенка:

 - психологические механизмы (внимание, память, мышление);

 - механизмы слогообразования — основа для развития экспрессивной стороны речи (говорения);

- механизмы восприятия — основа для развития импрессивной стороны речи (понимания).

В младенческом возрасте начинают интенсивно развиваться зрительное и слуховое восприятие, появляются гуление, лепет, возможность подражать звукам речи, формируются предпосылки для общения ребенка с окружающими его людьми. Важное значение в развитии психики имеет ведущий вид деятельности. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, которая обеспечивает максимальное развитие мышления и речи. На основе ведущей деятельности у ребенка развивается восприятие различной модальности: слуховое, зрительное, тактильное, двигательно-кинестетическое и т.д. На второй-третьей неделе появляется слуховое сосредоточение: ребенок как бы «замирает», услышав резкий звук, голос мамы, поворачивает голову в сторону источника звука. К третьей-пятой неделе развивается зрительное сосредоточение. Ребенок задерживает взгляд на ярком предмете, лице мамы, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

В процессе общения у него появляется эмоциональная реакция в виде «комплекса оживления» (М.И. Лисина). Комплекс оживления указывает на то, что:

- ребенок настроен на взрослого;

 - он реагирует на взрослого;

 - у него появляется социальная потребность в общении. Таким образом, у ребенка появляется особый невербальный язык общения - язык движений. Он выражает потребности и эмоции ребенка.

Речедвигательный анализатор начинает формироваться в тесном взаимодействии со слуховым и зрительным анализаторами. Малыш начинает активнее гулить в процессе непосредственного эмоционального общения с ним. Постепенно он сосредоточивается на слуховых и артикуляционных ощущениях, что очень важно для образования первых условных связей между слуховыми и кинестетическими раздражителями. К семи-восьми месяцам у ребенка появляется интонационный язык. Он начинает повторять слоговые цепочки в ритм движений (па! па! па!; ба! ба! ба!; да! да! да!; ма! ма! ма!). Именно в этот период происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что и является механизмом слогообразования, произношения и самоподражания. Лепет в этом возрасте служит простейшей формой коммуникации. Коммуникативную функцию выполняют интонационные компоненты речи. В этот период идет активное развитие общей и мелкой моторики пальцев рук. Ребенок начинает долго держать голову, самостоятельно поворачивается на бок, противопоставляет большой палец другим при схватывании предмета. С этого времени движения остальных пальцев становятся свободными, более точными, уверенными.

В 9-ть месяцев малыш берет мелкие предметы тремя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет. Вслед за развитием тонких движений пальцев рук ребенок начинает произносить первые слова: мама, папа, баба, ам-ам и т.д. В конце первого года жизни ведущей формой деятельности становится исследовательская деятельность. Малыш исследует предметы через сенсорные каналы (зрительный, тактильный и т.д.). Он начинает манипулировать предметами с целью выявления их функционального назначения, что является мощным стимулом для развития речи.

 На базе практической деятельности идет процесс обогащения словаря. Накапливаются лексемы для обозначения предметов, действий, качеств. В результате в преддошкольном возрасте у ребенка формируются три базовых функции речи: - назывная функция. Ребенок попадает в мир предметов и узнает, что у каждого предмета есть имя. Он начинает соотносить предмет с обозначающим его словом: - коммуникативная функция. Ребенок начинает активно общаться с окружающими сначала при помощи «слов-корней», широко используя мимику, жесты, интонацию. В процессе практического опыта малыша вокруг каждого слова формируются смысловые поля: - когнитивная функция (познавательная). Ребѐнок старается узнать что- то новое.

Процесс развития словаря сочетается с интенсивным формированием артикуляционной моторики. У ребенка начинают формироваться: - механизмы управления органами артикуляции, механизмы контроля за движениями органов артикуляции,  механизмы слухового приема и контроля. В дальнейшем это и способствует быстрому формированию фонемы.

К двум годам ребенок начинает различать все звуки речи на СЛУХ, НО произносит их неправильно. К 4-5 годам он различает все звуки речи на СЛУХ и в произношении. Таким образом, становление звуков речи у здоровых детей осуществляется в процессе развития лексико-грамматической стороны речи, в процессе коммуникации. Ограничение же речевого общения ведѐт к задержке в становлении звуков речи.

Подготовила: учитель-логопед Скиба Ирина Викторовна,

источник: https://ok.ru/crkarkusha/topic/67605996691666


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи и здоровья детей дошкольного возраста.

Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная, и тактильно-двигательная память, которая помогает запоминать, потрогав, показав что-либо движением. По...

Выступление на педсовете на тему"Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности"

Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, ...

Практическое занятие с элементами тренинга для родителей детей подготовительной группы «Влияние звука на психологическое здоровье детей»

«Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, о...

Семинар-практикум "Влияние миофункциональных нарушений на речь и здоровье детей"

Освещены причины и проявления миофункциональных нарушений:неправильное положение языка в покое;инфантильный тип глотания;ротовое дыхание;нарушение прикуса;нарушение тонуса жевательной и мимической мус...

Родительское собрание "Влияние миофункциональных нарушений на речь и здоровье детей"

Освещены причины и проявления миофункциональных нарушений:неправильное положение языка в покоя;инфантильный тип глотания;ротовое дыхание;нарушение прикуса;нарушение тонуса жевательной и мимической мус...

Этапы становления звуков в речи ребёнка

В какие сроки происходит становление, тех или иных звуков в речи ребенка...