Полноценное развитие ребёнка в семье
статья (младшая, средняя группа) на тему

Киселева Светлана Игоревна

Помощь родителям в развитии ребёнка в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_polnotsennoe_razvitie_rebyonka_v_seme.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«ПОЛНОЦЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ»

 

      Первые воспитатели ребёнка – это родители, так гласит «Семейный кодекс», согласно «Закону об образовании в РФ» родители участники образовательного процесса. Поэтому, обязанность родителей - создать дома для ребенка необходимую развивающую среду, которая позволила бы ребёнку развиваться творчески, познавать язык, реализовывать свои познавательные и коммуникативные потребности. Условия, которые создаст семья ребёнку, определят в будущем, как он будет учиться, будет ли пытлив его ум, будет ли он стремиться к познанию окружающего. От того, какая среда окружает ребёнка, зависит его интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие.  

        Предметно – пространственная среда семейного воспитания даёт возможность ребёнку формировать ценности познания и отношения к миру не только с помощью родителей, но и самостоятельно.

Как в домашних условиях это сделать, организовать досуг ребёнка, сделать его личное время интересным и содержательным? К тому же есть ряд причин, затрудняющих «внедрение развивающей среды» в семью. Это и малый метраж квартир, и небольшой общий семейный доход, и отсутствие элементарных знаний о том, как должна выглядеть среда- комната ребёнка. В этом мы педагоги и постараемся Вам помочь.

         Взрослый должен осознать, что среда – это пространство, заполненное предметами, игрушками, живя среди них, ребёнок вместе со взрослым осваивает окружающий мир.

          Для начала посоветуйтесь с воспитателями в детском саду, возможно у них есть рекомендации конкретно для вашего ребёнка. Затем перепишите расписание занятий с детьми, эта информация находится в раздевалке вашей группы именно для Вас родители! После этого зайдите на сайт вашего детского сада, где выложены образовательные программы на каждый возраст и конкретно для каждой группы, ознакомьтесь с программой вашей группы и тогда Вы сможете грамотно и параллельно с воспитателями обучать своих детей.

         Существует 5 развивающих областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

ПРИМЕРНАЯ СЕТКА ЗАНЯТИЙ

Понедельник – Познавательное развитие; Художественно-эстетическое развитие-музыка

Вторник -          Речевое развитие; физическое развитие

Среда -               Познавательное развитие-ФЭМП (формирование элементарных математических понятий); физическое развитие

Четверг -        Художественно-эстетическое развитие: лепка или аппликация; Х Э развитие-музыка

Пятница -         Художественно-эстетическое развитие: рисование; физическое развитие 

          В программе каждый месяц разделён на темы, каждая тема расписана, сетка занятий привязывается к текущей теме.

         Далее читаем главный документ «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования».

В п.3.3 прописаны требования к развивающей предметно-пространственной среде.

п.3.3.1. гласит: «РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства… – материалов, оборудования, инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа…»

Рекомендации родителям по построению развивающей среды в семье

  • В семье игры и игрушки можно разместить, создав «центры». Содержание «центров» нужно периодически менять. Это не значит, что игрушки нужно выбрасывать. Создайте дома, «камеру хранения», из которой доставайте те игрушки, которые немного подзабыты ребёнком, новые предметы добавляйте по одному.
  • Учитывайте возрастные особенности и потребности ребёнка.
  • Включите не только стационарную, но и мобильную мебель.
  • Сделайте «сундучок», в котором будут храниться элементы костюмов и аксессуары к ним, наборы масок, пальчиковый или кукольный театр, игрушки серии «БИ-БА-БО»настольный театр, куски ткани, платки, старые платья, сумки и прочие детали разных костюмов.
  • Не концентрируйте весь игровой материал в одном месте, создавайте для ребёнка ситуацию активного поиска.
  • Помните, что мальчики осваивают «дальнее пространство», а девочки – «ближнее» пространство.
  • Предметы – заместители и полифункциональное игровое оборудование (ширмы) обладают наибольшим развивающим эффектом.
  • Интересно создать в комнате подиум с мягкими подушками, на которых можно отдохнуть.
  • Создайте «детское зеркальце». В идеале зеркало помещают в прихожей. Уходя из квартиры, ребёнок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривать себя и менять, в случае необходимости, что – либо в своей внешности. У ребёнка начинает формироваться культура внешнего вида, качества трудолюбия, самостоятельности. Не храните одежду на стульчиках. Хорошо, если вы приобретете, детские плечики и ребёнок будет приучаться к порядку.
  • Можно организовать «Картинную мини – галерею». Важно приучить глаза ребёнка к живописи, графике, к скульптуре. Размещайте произведения одного или нескольких авторов портретную живопись, рассматривайте и обсуждайте вместе с ребёнком. Там же размещайте детские работы.
  • Дети очень любят рисовать, поэтому нужен дома уголок изобразительной деятельности или художественного творчества. Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке могут быть трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-раскраски, пластилин или тесто, глину, мелки, фломастеры и «волшебный экран» из круп (манной). Лучше иметь рулон обычных бумажных обоев для рисования на полу, где пространство менее ограничено.
  • Важно и эмоциональное значение цвета в комнате. Рекомендованы теплые тона: бежевый, бледно-желтый, бледно-розовый (СанПиН 2.4.1.3049-13).
  • Организуйте «мешочек добрых дел». За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещайте мелкий предмет. Итоги подводите в субботу, но не используйте «мешочек» в качестве поведения на показ.
  • «Детская лаборатория – это серьёзно». Создайте элементарную детскую лабораторию. Соберите в коробочку магниты, бинокли, лупы, микрофоны, компасы и т.д. Организуя лабораторию, постепенно вводите новые предметы, рассказывая о них, показывая способ действия.
  • В зависимости от пола ребёнка, организуйте уголок «умелых ручек» или «уголок мастериц». Сделайте подборку из бросового материала: пробки, пластиковые бутылки, катушки, дощечки, бруски, различные по размеру коробки. Очень хорошо иметь дома экологический уголок: природный материал, камешки, шишки, мох, семечки, ящик с песком, растения и по возможности животное.

  • «Книжки в вашем доме». Создайте полочку или стол, где будут храниться любимые книги, магнитофон. Рассматривайте, слушайте вместе, а потом ребёнок сам начнёт читать. Чтение, как режимный момент, обязателен ежедневно.
  • Важно и музыкальное подкрепление для создания благоприятной эмоционально-насыщеной атмосферы. Это детские песенки, классика для детей, аудиодиски серии «Музыка с мамой», «Аэробика для детей», «Музыкальные коммуникативные игры-забавы» и т.п.  В музыкальном уголке хорошо иметь музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов», набитых разными крупами), деревянные ложки, дудочки, бубен, барабан, гитару, гармошку, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.
  • В уголке для игр и занятий важно предусмотреть место для развивающих игр (различные мозаики, пазлы,  пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, танграмм, кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, квадраты Воскобовича и др.), сенсорный уголок.
  • «Альбомы по интересам». Собирайте в них фантики, открытки, наклейки, создавайте коллекции.
  • «Лента моей жизни». Очень хорошо, когда у ребёнка на виду имеются семейные фотографии, ещё лучше, когда рядом есть фотографии всей семейной родословной.
  • Организуйте уголок спорта (обручи, толстые веревки, кубы,

кегли, флажки, перекладины, мячи, массажный коврик, гантели (можно использовать бутылочки из под йогурта, насыпав в них песок), баскетбольное кольцо) пусть там находятся любимые спортивные игрушки, и будет возможность поиграть в любой момент.

  • Создайте уголок «тишины», где будут предметы и игрушки, дающие возможность успокоиться, отдохнуть.
  • При создании среды учитывайте гендерную специфику и наполните среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и для мальчиков. Специфичный материал, мы знаем, для девочек – куклы, коляски, для мальчиков – машины, инструменты… Что же может быть общим? Это конструкторы, обучающие игры.
  • Покупая игрушку, обращайте внимание на сертификат, безопасность материалов, развивающий потенциал игрушки.
  • Если ребёнок проявляет интерес к цифрам, буквам, добавьте магнитную доску, наборы цифр, букв, линейки.
  • С 5 лет можно отвести ребенку уголок для развивающих компьютерных игр. Игры можно скачать с детских сайтов «Логозаврия», Дети -66», «Мультимедия для дошколят», «Играемся» и другие.
  • Для детей до 3 лет желательно убрать из их комнаты телевизор. Доказано негативное влияние экрана на протекание процессов в коре головного мозга детей раннего возраста.
  •   Психологическая безопасность детей рекомендует не включать в среду игрушки устрашающего характера, провоцирующие жестокость и агрессию, искаженные уродливые с несоразмерными пропорциями.

Помните, создание среды - это творческий процесс. В нём принимают участие две стороны – родители и дети.

Уважаемые родители у Вас всё получиться если будет желание, будет и результат!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА, КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП В ВОСПИТАНИИ И ПОЛНОЦЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА.

ИГРА, КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП В ВОСПИТАНИИИ ПОЛНОЦЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА....

Эффективное взаимодействие педагога с семьёй - залог полноценного развития ребёнка.

Обобщение опыта. Примерный план совместной работы с родителями. Фотоматериалы....

"ДОУ и семья. Опыт взаимодействия с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

  Семья – одно из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся – без се...

ИГРА, КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП В ВОСПИТАНИИ И ПОЛНОЦЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

Методика проведения музыкальных игр мною уже апробирована в нашем детском саду, и я с удовольствием поделюсь ею с вами в следующей консультации!...

«Взаимодействие ДОУ и семьи для полноценного развития ребёнка, в условиях реализации ФГОС»

Современный этап развития дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольного учреждения – с целью разностороннего развития личн...