Главные вкладки

    Консультация для родителей "Особенности развития детей третьего года жизни"
    консультация на тему

    В раннем возрасте, впервые три года, ребенок развивается удивительно быстро. В этот период важно не оставить без внимания ни одну сторону развития ребенка, а именно: физическое развитие, познавательное развитие, развитие речи, навыков поведения, самообслуживания, эмоциональное развитие, развитие игровых навыков.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Особенности развития детей третьего года жизни

    В раннем возрасте, в первые три года, ребенок развивается удивительно быстро. В этот период важно не оставить без внимания ни одну сторону развития ребенка: а именно, физическое развитие, развитие тонких движений руки, познавательное развитие, развитие речи, навыков поведения, самообслуживания, эмоциональное развитие, игровых навыков.

    На третьем году жизни ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически. У него совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность активного бодрствования (6-6,5ч.). Поведение ребенка становится более устойчивым. Он уже на короткое время может сдерживать свои действия, желания. В этот период ребенок начинает различать и называть цвета, форму, размер предметов, ориентироваться в пространстве и времени (самолет летит высоко, когда будет темно, надо спать). Формируются начальные количественные представления (мало, много, больше, меньше, один). Всему этому ребенок не может научиться самостоятельно. Ему нужна помощь взрослого. Ключевую роль в развитии малыша на этом возрастном этапе играют наблюдения. Если ребенок за чем-то наблюдает, его надо поддержать, помочь увидеть в наблюдаемом главное, ответить на многочисленные вопросы.

    Помимо наблюдений, следует уделять внимание и таким видам деятельности, как рисование, лепка, занятия с предметами, сюжетные игры. Все эти виды деятельности имеют большое значение для умственного развития малыша.

    Главным средством развития речи ребенка 2—3 лет является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были наполнены живыми образами, конкретным, действенным содержанием. С ребенком можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения. 

    Ближе к трем годам появляются элементы ролевой игры, т. е. ребенок берет на себя «роль» (называет себя в игре «мама», «врач», и т.п.) и проигрывает ее. В этот период дети учатся планировать, ставить цель: «я буду строить дом», «я буду кормить куклу». В этом же возрасте нужно учить детей играть самостоятельно, отображая в игре наблюдаемые события и явления.

                 Нужно обращать внимание детей на поведение животных и их детенышей, на взаимодействия людей и животных, на труд людей, их общение, на более сложные явления окружающего мира (как строят дом, прокладывают дорогу). Ребенка 2-3 лет можно обучить только тому, что его заинтересовало, ему трудно сосредоточиться или специально что-либо запомнить.

    Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Необходимо постоянно упражнять их в этой работе. Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

    Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых. Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

                  Для двухлетнего ребенка сверстник не представляет интереса. Такие дети играют рядом, но не вместе. К трем годам ребенок начинает играть вместе с другими детьми, подражать им.

    Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

    Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение с взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неудовлетворенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание: «Влияние фольклора на развитие детей третьего года жизни.»

    Это родительское собрание доступно объяснит родителем о необходимости использовании фольклора в повседневной жизни....

    Консультация для родителей "Развитие речи третьего года жизни ребенка"

    На третьем году жизни  ребенка происходит активное накапливание словарного запаса. Растущий малыш начинает интересоваться всеми явлениями окружающего мира, заводить новые знакомства со сверстника...

    Статья "Консультация для родителей «Характеристика развития детей третьего года жизни. Кризис трех лет»

    «КРИЗИС 3-Х ЛЕТ» Вашему малышу скоро 3 года. С каждым днем он становится всё самостоятельнее, но не всегда это радует родителей. - «Я сам – говорит ребенок, и вы терпеливо ждете, пока непослушные д...

    Консультация "Сенсорное и речевое развитие детей третьего года жизни"

    Конспект направлен на повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  сенсорного и речевого развития дошкольников....

    Консультация для родителей "Социально – коммуникативное развитие детей третьего года жизни»

    План1.     Организация выходного дня с ребенком.2.     Режим дня: организация игр и занятий в выходной день.3.     Стоит ли ребенку смотреть...