Буклеты для родителей
консультация на тему
Буклеты по следующим темам:
Рекомендации родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы и улучшению взаимоотношений с ребенком
Детская тревожность
Самооценка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЮБИТЕ ЕГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ
"Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший."
А.Барто
Нет лапы у мишки, он не новый, не так хорош и красив. Но он - мой, я его все равно люблю.
У ребенка, как и каждого человека, самая главная потребность - потребность в любви.
Уметь любить ребенка - значит много думать, много переживать, отказываться от шаблонов и предрассудков.
Ребенку просто необходимо чувствовать, что его любят, любят всегда и во всех проявлениях, независимо от того, сделал он или нет то, что от него хотят родители.
Многие родители считают, что нельзя показывать детям любовь к ним, думая, что это приводит к избалованности, эгоизму. Но наоборот, такие неблагоприятные личностные черты как раз возникают, когда ребенок лишен уверенности в родительской любви.
Если маленький человек не уверен в абсолютной любви своих родителей, он очень страдает и часто провоцирует на поведение, которое подтверждает его предположение о родительской нелюбви (трудновыполнимые или бесконечные желания чего-либо, поведение "назло" и т.п.).
Чтобы не допускать такого (как сквозь кривое зеркало) взаимодействия со своим ребенком, стоит искренне говорить маленькому человеку о том, что вы его любите.
Дети, которые приходят к пониманию того, что их не любят, решают, что хуже уже быть не может и могут стать способными на все.
Зачем ему нужен тот, кто его не любит? Ребенок может ожесточиться.
Если у Вас какие-либо проблемы (со здоровьем, на работе и пр.), если Вы просто заняты в данный момент, скажите: "Ты хочешь поиграть со мной вместе? Мне тоже очень хотелось, но я сейчас болен (занята и пр.) и не могу поиграть. " А затем добавьте: "Я очень тебя люблю, но сегодня поиграй, пожалуйста, один".
Если ваши отказы ребенку будут сопровождаться таким добавлением, то ему легче будет пережить ответ "нет".
Не отказывайте маленькому человеку в эмоциональном контакте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь
12. Старайтесь адекватно реагировать на проступки детей: постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий? Спросите его о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания;
- оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: «Ах ты негодяй, опять разбил чашку!» Наиболее уместным было бы такое выражение: «Сын, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки». А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: «Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал»;
- дайте понять ребенку, что независимо от проступка, вы к нему относитесь положительно. Например: «Сынок, я тебя по-прежнему люблю, но сейчас ты поступил некрасиво»;
- не сравнивайте ребенка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец, он всегда...»
- Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я. сейчас занят(а)...», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал», «Это надо делать не так».
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, учёбе, на работе; чтобы он мог себя реализовывать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
МБДОУ «детский сад №26 комбинированного вида «Сказка»»
Рекомендации родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы и улучшению взаимоотношений с ребенком
Педагог-психолог:
Елена Александровна Дуденкова
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
- Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
- Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь». И только тогда ваш ребенок будет способен видеть, принимать и уважать вас.
- Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
- Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.
- В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорично сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
Сказать, ничего не говоря, — это высочайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми.
- Старайтесь высказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок...»
- Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
- Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Сказав: «Дурачок ты мой» — исправьтесь: «В тебе все прекрасно», сказав: «Уж лучше б тебя вообще не было на свете!», исправьтесь: «Какое счастье, что ты у нас есть»; сказав: «Бог накажет тебя», исправьтесь: «Бог любит тебя!»; вместо фразы: «Думай только о себе, не жалей никого», скажите: «Сколько отдашь — столько и получишь».
- В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решений какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами, например, вместо фразы: «Не твоего ума дело...» — скажите: «Как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твое мнение всем интересно».
- Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
- Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему; «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил», «Расскажи мне, что с тобой...»
- Используйте разнообразные речевые формулы (прощания приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
Правила работы с тревожными детьми, для педагогов
Избегать публичных порицаний и замечаний!
Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
Использовать наказание лишь в крайних случаях.
Не унижать ребенка, наказывая его.
Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну ничего, в следующий раз получится…) - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю)…
Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).
Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для…. )
Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).
Не торопить! Давать время сообразить.
Когда торопится, останавливать, успокаивать.
При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Чаще используйте телесный контакт.
Упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Проверьте, тревожен ли ребенок?
№ | Ребенок | Да | Нет |
1. | Не может долго работать не уставая | ||
2. | Ему трудно сосредоточиться на чем-то | ||
3. | Любое задание вызывает излишнее беспокойство | ||
4. | Во время выполнения заданий очень напряжен, скован | ||
5. | Смущается чаще других | ||
6. | Часто говорит о возможных неприятностях | ||
7. | Как правило краснеет в незнакомой обстановке | ||
8. | Жалуется, что снятся страшные сны | ||
9. | Руки обычно холодные и влажные | ||
10. | Нередко бывает расстройство стула | ||
11. | Сильно потеет, когда волнуется | ||
12. | Не обладает хорошим аппетитом | ||
13. | Спит беспокойно, засыпает с трудом | ||
14. | Пуглив, многое вызывает у него страх | ||
15. | Обычно беспокоен, легко расстраивается | ||
16. | Часто не может сдержать слёзы | ||
17. | Плохо переносит ожидание | ||
18. | Не любит браться за новое дело | ||
19. | Не уверен в себе, в своих силах | ||
20. | Боится сталкиваться с трудностями |
Ответы «ДА»: 15-20 - высокая тревожность,
7-14 – средняя тревожность,
1-6 – низкая тревожность
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, учёбе, на работе; чтобы он мог себя реализовывать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки
- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если у малыша получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение. Поощряйте в ребенке инициативу.
- Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» / «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше печь не буду!»
- Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
МБДОУ «детский сад №26 комбинированного вида «Сказка»»
Поможем ребенку оценить себя правильно...
(или Адекватная самооценка как фактор психологического здоровья дошкольника)
Рекомендации родителям.
Педагог-психолог:
Елена Александровна Дуденкова
Что такое самооценка?
Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать и др.) так и не научился!» Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли его таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если им это не удается.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Это, конечно, очень краткие описания. Но, возможно, кто-то из вас, уважаемые родители, узнал своего ребенка?
Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша?
Это легко сделать с помощью теста «Лесенка».
Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке – чуть получше, на третьей – еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Если ребенок ставит себя на 1,2, 3 – ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
Если на 4,5,6, 7 – ю, то адекватная самооценка. А если стоит на 8, 9, 10 – й, то самооценка завышена (при условии, если малыш постоянно ставит себя на 10 ступень)
Что же делать, если самооценка ребенка занижена или завышена?Уровень самооценки может меняться. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи – всё это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
Тревожность бывает двух видов. Первый – это ситуативная тревожность, когда беспокойство и опасения человек испытывает из-за стрессовой, неблагоприятной ситуации. Тревога в этом случае является вполне нормальной и несет в себе мобилизующую функцию. Другой вид – личностная тревожность. Это стабильная черта личности. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, принятием обычных событий как неблагоприятных. Мир вне дома кажется враждебным и пугает. Личностная тревожность формируется в семейном кругу.
Правила взаимодействия с тревожными детьми
- Постарайтесь не демонстрировать свою неуверенность и страхи малышу. В семье должны быть минимизированы разговоры об опасениях и беспокойстве, о трагических событиях, происходящих в мире.
- Избегать публичных порицаний и замечаний!
- Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
- Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина). Обеспечьте ребенку ощущение его успешности. Чем сильнее ощущение успеха, тем ниже тревожность.
- Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
- Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
- Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.
- Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
- Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.
- Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
- Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!» «Отдам тебя дядьке!»).
- Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
- Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка. Помните, что тревожному малышу необходима эмоциональная поддержка родителей, ощущение своей защищенности и принятия, особенно в ситуации неуспеха
Проверьте, тревожен ли Ваш ребенок?
№ | Ребенок | Да | Нет |
1. | Не может долго работать не уставая | ||
2. | Ему трудно сосредоточиться на чем-то | ||
3. | Любое задание вызывает излишнее беспокойство | ||
4. | Во время выполнения заданий очень напряжен, скован | ||
5. | Смущается чаще других | ||
6. | Часто говорит о возможных неприятностях | ||
7. | Как правило краснеет в незнакомой обстановке | ||
8. | Жалуется, что снятся страшные сны | ||
9. | Руки обычно холодные и влажные | ||
10. | Нередко бывает расстройство стула | ||
11. | Сильно потеет, когда волнуется | ||
12. | Не обладает хорошим аппетитом | ||
13. | Спит беспокойно, засыпает с трудом | ||
14. | Пуглив, многое вызывает у него страх | ||
15. | Обычно беспокоен, легко расстраивается | ||
16. | Часто не может сдержать слёзы | ||
17. | Плохо переносит ожидание | ||
18. | Не любит браться за новое дело | ||
19. | Не уверен в себе, в своих силах | ||
20. | Боится сталкиваться с трудностями |
Ответы «ДА»: 15-20 - высокая тревожность,
7-14 – средняя тревожность,
1-6 – низкая тревожность
Причины тревожности
- Тревожно-мнительная семейная атмосфера. Родители здесь склонны к переживаниям и тревоге в самых различных ситуациях, в том числе и таких, где нет объективного повода для беспокойства. В результате малыш заражается этими настроениями и также начинает тревожиться по любому поводу, перенимая нездоровую форму реагирования.
- Завышенные ожидания родителей. Взрослые имеют четкие жизненные позиции, следуют поставленным целям и требуют этого от своих детей. В семье уделяется много внимания воспитанию дисциплины и познавательных достижений ребенка. А его неудачи вызывают в семье бурное недовольство старших. В результате ребенок постоянно находится в напряжении при выполнении задания, и это напряжение отнимает у него большую часть энергии. Неудача следует за неудачей, а осуждение родителей закрепляет ситуацию неуспеха. В результате ребенок становится тревожным - не способен ни на самодисциплину, ни на высокие достижения.
МБДОУ «детский сад №26 комбинированного вида «Сказка»»
Детская тревожность.
Причины, рекомендации по взаимодействию с тревожным ребенком.
Педагог-психолог:
Елена Александровна Дуденкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-543778-1418024301.jpg)
Буклет для родителей "Родителям о ФГОС ДО"
Данный материал содержит описание нового образовательного стандарта дошкольного образования. Какие задачи он решает, какие выдвигает требования,в чем его отличительная особенность. Этот буклет поможет...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/25/picture-645148-1435205485.jpg)
Буклет для родителей "Маленькие хитрости родителей первоклассника"
Психолого-педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации ребенка. В соответствии с введением ФГОС, а так же с нормативно-правовой базой дошк...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-743399-1453745814.jpg)
буклет для родителей "Родителям будущих первокласников"
Буклет для родителей "Родителям будущих первоклассников"...
Буклет для родителей "Общие рекомендации для родителей"
работа с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/11/picture-805456-1470904712.jpg)
Буклет для родителей для родителей "Особенности воспитания ребёнка шестого года жизни"
Несколько практических советов от воспитателя родителям....