Буклеты для родителей
консультация на тему

Дуденкова Елена Александровна

Буклеты по следующим темам:

Рекомендации родителям по  созданию благоприятной семейной атмосферы и улучшению взаимоотношений с ребенком

Детская тревожность

Самооценка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklety_dlya_roditeley.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

     ЛЮБИТЕ ЕГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ

"Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший."

А.Барто

Нет лапы у мишки, он не новый, не так хорош и красив. Но он - мой, я его все равно люблю.

У ребенка, как и каждого человека, самая главная потребность - потребность в любви.

Уметь любить ребенка - значит много думать, много переживать, отказываться от шаблонов и предрассудков.

Ребенку просто необходимо чувствовать, что его любят, любят всегда и во всех проявлениях, независимо от того, сделал он или нет то, что от него хотят родители.

Многие родители считают, что нельзя показывать детям любовь к ним, думая, что это приводит к избалованности, эгоизму. Но наоборот, такие неблагоприятные личностные черты как раз возникают, когда ребенок лишен уверенности в родительской любви.

Если маленький человек не уверен в абсолютной любви своих родителей, он очень страдает и часто провоцирует на поведение, которое подтверждает его предположение о родительской нелюбви (трудновыполнимые или бесконечные желания чего-либо, поведение "назло" и т.п.).

Чтобы не допускать такого (как сквозь кривое зеркало) взаимодействия со своим ребенком, стоит искренне говорить маленькому человеку о том, что вы его любите.

Дети, которые приходят к пониманию того, что их не любят, решают, что хуже уже быть не может и могут стать способными на все.

Зачем ему нужен тот, кто его не любит? Ребенок может ожесточиться.

Если у Вас какие-либо проблемы (со здоровьем, на работе и пр.), если Вы просто заняты в данный момент, скажите: "Ты хочешь поиграть со мной вместе? Мне тоже очень хотелось, но я сейчас болен (занята и пр.) и не могу поиграть. " А затем добавьте: "Я очень тебя люблю, но сегодня поиграй, пожалуйста, один".

Если ваши отказы ребенку будут сопровождаться таким добавлением, то ему легче будет пережить ответ "нет".

Не отказывайте маленькому человеку в эмоциональном контакте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь             

12. Старайтесь адекватно реагировать на проступки детей: постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий? Спросите его о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания;

  • оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: «Ах ты негодяй, опять разбил чашку!» Наиболее уместным было бы такое выражение: «Сын, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки». А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: «Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал»;
  • дайте понять ребенку, что независимо от проступка, вы к  нему относитесь положительно. Например: «Сынок, я тебя  по-прежнему люблю, но сейчас ты поступил некрасиво»;
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец, он всегда...»
  1. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я. сейчас занят(а)...», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал», «Это надо делать не так».

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, учёбе, на работе; чтобы он мог себя реализовывать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

МБДОУ «детский сад №26 комбинированного вида «Сказка»»

Рекомендации родителям по  созданию благоприятной семейной атмосферы и улучшению взаимоотношений с ребенком

Педагог-психолог:

Елена Александровна Дуденкова

                                                                               

  ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

  1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
  2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам»,  «Ты очень многое можешь».  И только тогда ваш ребенок будет способен видеть, принимать и уважать вас.
  3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
  4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.
  5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорично сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

Сказать, ничего не говоря, — это высочайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми.

  1. Старайтесь высказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок...»
  2. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в  процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
  3. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Сказав: «Дурачок ты мой» — исправьтесь: «В тебе все прекрасно», сказав: «Уж лучше б тебя вообще не было на свете!», исправьтесь: «Какое счастье, что ты у нас есть»; сказав: «Бог накажет тебя», исправьтесь: «Бог любит тебя!»; вместо фразы: «Думай только о себе, не жалей никого», скажите: «Сколько отдашь — столько и получишь».
  1. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решений какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами, например, вместо фразы: «Не твоего ума дело...» — скажите: «Как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твое мнение всем интересно».
  2. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
  3. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему; «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил», «Расскажи мне, что с тобой...»
  1. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

               

Правила работы с тревожными детьми, для педагогов

Избегать публичных порицаний и замечаний!

Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).

 Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.

Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.

Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.

Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.

Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.

Использовать наказание лишь в крайних случаях.

Не унижать ребенка, наказывая его.

 Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну ничего, в следующий раз получится…) - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.

Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю)…

Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).

Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для…. )

Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).

Не торопить! Давать время сообразить.

Когда торопится, останавливать, успокаивать.

При необходимости повторить и уточнить инструкцию.

Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

Чаще используйте телесный контакт.

Упражнения на релаксацию.

Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Проверьте, тревожен ли ребенок?

Ребенок

Да

Нет

1.

Не может долго работать не уставая

2.

Ему трудно сосредоточиться на чем-то

3.

Любое задание вызывает излишнее беспокойство

4.

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

5.

Смущается чаще других

6.

Часто говорит о возможных неприятностях

7.

Как правило краснеет в незнакомой обстановке

8.

Жалуется, что снятся страшные сны

9.

Руки обычно холодные и влажные

10.

Нередко бывает расстройство стула

11.

Сильно потеет, когда волнуется

12.

Не обладает хорошим аппетитом

13.

Спит беспокойно, засыпает с трудом

14.

Пуглив, многое вызывает у него страх

15.

Обычно беспокоен, легко расстраивается

16.

Часто не может сдержать слёзы

17.

Плохо переносит ожидание

18.

Не любит браться за новое дело

19.

Не уверен в себе, в своих силах

20.

Боится сталкиваться с трудностями

Ответы «ДА»: 15-20  - высокая тревожность,

7-14 – средняя тревожность,

1-6 – низкая тревожность

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, учёбе, на работе; чтобы он мог себя реализовывать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если у малыша получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение. Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» / «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше печь не буду!»
  • Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

МБДОУ «детский сад №26 комбинированного вида «Сказка»»

Поможем ребенку оценить себя правильно...

(или Адекватная самооценка как фактор психологического здоровья дошкольника)

Рекомендации родителям.

Педагог-психолог:

Елена Александровна Дуденкова

                                                                               

Что такое самооценка?

Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать и др.) так и не научился!» Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли его таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если им это не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Это, конечно, очень краткие описания. Но, возможно, кто-то из вас, уважаемые родители, узнал своего ребенка?

Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша?

Это легко сделать с помощью теста «Лесенка».

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке – чуть получше, на третьей – еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Если ребенок ставит себя на 1,2, 3 – ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4,5,6, 7 – ю, то адекватная самооценка. А если стоит на 8, 9, 10 – й, то самооценка завышена (при условии, если малыш постоянно ставит себя на 10 ступень)

Что же делать, если самооценка ребенка занижена или завышена?Уровень самооценки может меняться. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи – всё это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Тревожность бывает двух видов. Первый – это ситуативная тревожность, когда беспокойство и опасения человек испытывает из-за стрессовой, неблагоприятной ситуации. Тревога в этом случае является вполне нормальной и несет в себе мобилизующую функцию. Другой вид – личностная тревожность. Это стабильная черта личности. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, принятием обычных событий как неблагоприятных. Мир вне дома кажется враждебным и пугает. Личностная тревожность формируется в семейном кругу.

Правила взаимодействия с тревожными детьми

  • Постарайтесь не демонстрировать свою неуверенность и страхи малышу. В семье должны быть минимизированы разговоры об опасениях и беспокойстве, о трагических событиях, происходящих в мире.
  • Избегать публичных порицаний и замечаний!
  • Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
  • Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина). Обеспечьте ребенку ощущение его успешности. Чем сильнее ощущение успеха, тем ниже тревожность.
  • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
  • Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.
  • Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
  • Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!» «Отдам тебя дядьке!»).
  • Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
  • Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка. Помните, что тревожному малышу необходима эмоциональная поддержка родителей, ощущение своей защищенности и принятия, особенно в ситуации неуспеха

Проверьте, тревожен ли Ваш ребенок?

Ребенок

Да

Нет

1.

Не может долго работать не уставая

2.

Ему трудно сосредоточиться на чем-то

3.

Любое задание вызывает излишнее беспокойство

4.

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

5.

Смущается чаще других

6.

Часто говорит о возможных неприятностях

7.

Как правило краснеет в незнакомой обстановке

8.

Жалуется, что снятся страшные сны

9.

Руки обычно холодные и влажные

10.

Нередко бывает расстройство стула

11.

Сильно потеет, когда волнуется

12.

Не обладает хорошим аппетитом

13.

Спит беспокойно, засыпает с трудом

14.

Пуглив, многое вызывает у него страх

15.

Обычно беспокоен, легко расстраивается

16.

Часто не может сдержать слёзы

17.

Плохо переносит ожидание

18.

Не любит браться за новое дело

19.

Не уверен в себе, в своих силах

20.

Боится сталкиваться с трудностями

Ответы «ДА»: 15-20  - высокая тревожность,

7-14 – средняя тревожность,

1-6 – низкая тревожность

Причины тревожности

  • Тревожно-мнительная семейная атмосфера. Родители здесь склонны к переживаниям и тревоге в самых различных ситуациях, в том числе и таких, где нет объективного повода для беспокойства. В результате малыш заражается этими настроениями и также начинает тревожиться по любому поводу, перенимая нездоровую форму реагирования.
  • Завышенные ожидания родителей. Взрослые имеют четкие жизненные позиции, следуют поставленным целям и требуют этого от своих детей. В семье уделяется много внимания воспитанию дисциплины и познавательных достижений ребенка. А его неудачи вызывают в семье бурное недовольство старших. В результате ребенок постоянно находится в напряжении при выполнении задания, и это напряжение отнимает у него большую часть энергии. Неудача следует за неудачей, а осуждение родителей закрепляет ситуацию неуспеха. В результате ребенок становится тревожным - не способен ни на самодисциплину, ни на высокие достижения.

МБДОУ «детский сад №26 комбинированного вида «Сказка»»

Детская тревожность.

Причины, рекомендации по взаимодействию с тревожным ребенком.

Педагог-психолог:

Елена Александровна Дуденкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Родителям о ФГОС ДО"

Данный материал содержит описание нового образовательного стандарта дошкольного образования. Какие задачи он решает, какие выдвигает требования,в чем его отличительная особенность. Этот буклет поможет...

Буклет для родителей "Маленькие хитрости родителей первоклассника"

Психолого-педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации ребенка. В соответствии с введением ФГОС, а так же с нормативно-правовой базой дошк...

буклет для родителей "Родителям будущих первокласников"

Буклет для родителей "Родителям будущих первоклассников"...

Буклет для родителей для родителей "Особенности воспитания ребёнка шестого года жизни"

Несколько практических советов от воспитателя родителям....